Четвертый выпуск документально-психологического проекта «PRODUCER. История Ильи Элвуда» рассказывает о людях, студиях и сообществах Петербурга 2000-2006 годов.
Следите за новыми выпусками в удобном месте:
VK: vk.com/novayakultura
TG: t.me/novayakultura
DZ: dzen.ru/novayakultura
Рассказ плавно подходит к середине. На 2006 год пришелся пик моей музыкально-продюсерской деятельности. Тогда я записал действительно много важных для себя треков, в которых удалось реализовать свои навыки сочинительства, аранжировки и звукорежиссуры, соединить все источники вдохновения первой половины нулевых, посотрудничать с разными музыкантами на студиях.
Это был последний год перед запуском социальной сети «ВКонтакте», которая сместила акцент с производства музыки на ее продвижение, соблазняя тысячами лиц в профилях молодых людей, которых можно было «обрадовать» своими записями и позвать на концерт (об этом подробнее расскажу в заключительной 8-й главе).
Конечно, и до появления «ВКонтакте» меня увлекала идея популяризировать свое творчество, но было ощущение, что успех не так уж сильно зависит от моих действий. Индустрией все еще правили радио и телевидение.
Всю прошлую главу я рассказывал, как три года пытался попасть на «Наше радио», но в реальности на это уходило совсем немного времени – буквально пару раз в год я возвращался к идее разгадать формулу хита. Ну а в ежедневном режиме жили мы с гитаристом Олегом и моими новыми друзьями из расплодившихся к тому времени клубных околомузыкальных субкультур совершенно другими материями: музыкой в плеере Winamp, исследованием интересных сайтов Интернета, отношениями с девушками, да и просто-банально – игрой на разных инструментах.
***
Уже сейчас (в 2011-м году – прим. ред.) становится очевидно, что для аранжировки скоро будет востребован всего один навык – умение пользоваться клавиатурой. На студиях будет достаточно миди-интерфейса для ввода сигнала. Но еще буквально 5 лет назад среди аранжировщиков и продюсеров высоко ценились мультиинструменталисты, которые экономили время, нервы и деньги на приглашении сессионных музыкантов. Идеалом для большинства артистов Петербурга в первой половине нулевых был американский артист Beck – очень стильный певец и продюсер, который на записи мог все партии сыграть сам.
В соответствии с этим идеалом я как следует освоил гитару в старших классах школы, владел клавишными благодаря общему курсу фортепиано в «музыкалке», в любое место мог «ввернуть» флейту (это была моя основная специальность), научился программировать ударные и перкуссию. Все это было необходимо, но какой-то особенной радости не приносило, и тут появилась она…
***
На некоторых моих записях лета 2002 года бас-гитара уже была, значит, отец принес ее домой весной.
Очевидно, мастеровой пятиструнный инструмент с неизвестной судьбой попал в нашу семью благодаря зависимости. Скорее всего какие-то наркоманы в поисках дозы распродавали имущество, и мне до сих пор очень хочется надеяться, что свое собственное, а не краденое. Это произошло на автозаправке, и я не стал уточнять, как именно. В моем воображении эта гитара сама нашла меня.
Это не была любовь с первого взгляда, но еще с детства я испытывал глубокий трепет перед массивным инструментом. Когда мы жили на Пушкинской, 10, на базе «Аквариума», у нас хранилась репетиционная бас-гитара Александа Титова (в 1980-е бас-гитарист групп «Земляне» и «Кино»). В 1993 году в 9 лет я, конечно, не мог почти ничего на ней сыграть, хотя очень хотел. И вот, в 17 лет, когда «басуха» была особенно нужна для полноценного звучания аранжировок, она волшебным образом материализовалась на нашей домашней студии!
Естественно, как продюсер я тогда не мог доверить самому себе исполнение важных басовых партий. В 2002 году живой бас появился в трех-четырех треках с самыми примитивными ритмами, но уже к 2003 году я играл почти каждый день; без ученического фанатизма, без профессиональной методики и цели стать басистом, но все глубже и глубже погружаясь в магию инструмента, который мало кто вообще может различить в аудиозаписи.
Так я попал в творческую зависимость от предмета, который попал ко мне благодаря чьей-то совсем другой, менее приятной зависимости.
Из моих занятий стали рождаться треки. Я садился за компьютер исключительно для того, чтобы зафиксировать классный бас-гитарный рифф, подбирал какие-то ударные – готовые петли, сыгранные неизвестными американскими фанкерами для библиотек сэмплов. Сколько таких заготовок осталось в архивах, вспомнить сложно, но лишь некоторые из них заставляли меня откладывать бас-гитару, чтобы «добить» аранжировку другими инструментами и в итоге сочинить партию вокала.
***
Именно так родилась песня, посвященная петербургскому футбольному клубу «Динамо», – типичный пример того, как бас-гитара овладела моим рассудком.
Только представьте, из отличной хитовой заготовки я сделал очень узкую по своей тематике песню на первую попавшуюся тему. Да, я тогда сопереживал клубу, который претендовал на выход в высшую лигу, но все-таки можно было потерпеть и подождать вдохновения для создания более глубокого, волнующего широкую общественность текста. Но нет, я был просто счастлив зафиксировать удачную басовую мелодию и не сильно заботился обо всем остальном.
Как классно было почувствовать себя всемогущим Beck’ом, всей группой Asian Dub Foundation сразу, возомнить себя Sting’ом, самым известным поющим басистом в мире (после сэра Пола Маккартни, естественно).
***
В общем, весь 2003 год фактически выпал из моей серьезной продюсерской биографии из-за басового помешательства, хотя были и светлые моменты. Например, я стал более уверенно принимать гостей в своей студии. Однажды ко мне зашел друг детства, с которым мы росли в поселке Тайцы еще в дошкольном возрасте. У него была студенческая группа, очень неплохая гитара Jackson и интересная песня. Вот где мой бас гармонично дополнил хорошее произведение в тот год.
***
Справедливости ради надо сказать, что любовь к бас-гитаре в Петербурге – не редкость. Если задуматься, можно даже прийти к выводу, что басисты в 1990-2000-е годы задавали самые серьезные тренды и меняли индустрию.
Начать стоит, естественно, с Евгения Федорова. Один из участников еще рок-клубовской постпанк группы «Объект насмешек», в 1990-е годы он обрел безусловный авторитет среди музыкантов. Группа Tequilajazzz стала одним из лидеров новой волны поп-рока конца 1990-х, практически не изменяя изначальной творческой концепции. Евгений Федоров был своим и для рок-клубовских рокеров, и для поколения «ТамТама», его причудливая бас-гитара и своеобразный вокал могли заполнить собой все пространство песни так, что остальные инструменты были нужны только для дополнительных красок. Сделать бас-гитару центральным инструментом и достичь широкого успеха, включая радиохиты – такого не удавалось никому.
Песня «Зимнее Солнце» в какой-то момент оказалась в ротации радио «Модерн», звучала полноценно, оригинально, хотя была полностью построена на партии бас-гитары. Можно сказать, что она возвысила функцию бас-гитариста в музыкальной тусовке Петербурга до небывалых высот, когда есть не просто уважение коллег, но и признание публики.
При этом Tequilajazzz продолжали давать клубные концерты в «Молоке», «Грибоедове», Fishfabrique, не стремились на стадионы. С бас-гитарой как главным инструментом большое громкое шоу создать не так просто, уже в ДК Ленсовета и тем более в «Юбилейном» коллектив не производил такого сильного впечатления, как в помещении на 100-200 человек. Кстати, впервые я их услышал, кажется, в 1996 году еще в старом Fishfabrique в доме на Пушкинской, за пару лет до открытия арт-центра, когда клуб переезжал с одной заброшенной квартиры в другую.
Евгений Федоров обладал прекрасным проектным мышлением, поэтому в случае с Tequilajazzz все прекрасно понимал и предпочитал множить клубную магию, чтобы брать от концертов необходимое вдохновение в качестве ресурса, параллельно создавая на студии новые радиохиты. Главным треком для «Нашего радио» стали «Миллионы медленных лилий».
Песня стала самым ярким треком альбома «Выше осени», который был записан в 2002 году на студии «Добролет». Это был такой оглушительный успех по звучанию, что небожителями для нас, начинающих продюсеров, тогда стали не только музыканты, но и инженеры записи – звукорежиссер Андрей Алякринский и мастеринг-инженер Юрий Богданов.
Правда, в 2005 году мне посчастливилось записывать и сводить Евгения Федорова с Александром Вороновым (барабанщиком Tequilajazzz), тогда я разгадал некоторые секреты их звучания и часть очарования пропала, но это уже история для следующей главы. А пока стоит вспомнить, что Евгений Федоров в нулевые стал успешным композитором, пишет музыку для телесериалов, кино и спектаклей. Необычный басист, что тут скажешь.
***
Бас-гитарист «золотого состава» группы «Кино» Игорь Тихомиров в первой половине 1990-х годов обзавелся концертным аппаратом и открыл клуб в пригороде Санкт-Петербурга рядом с каким-то военным полигоном. Затем клуб «Полигон» сменил несколько адресов, закрылся в 2002-м году и стал концертным агентством. Все это время Тихомиров не просто следил за аппаратом, но и записывал выступавших и репетировавших в клубе артистов на цифровой магнитофон. Так свой первый альбом заимела группа Military Jane (будущий «Пилот»), были подобные записи и у «Кирпичей», а ещё клуб регулярно издавал собственные сборники.
Если спросить клубных артистов, активных на стыке тысячелетий, где они записывались, многие обязательно упомянут «Полигон», несмотря на то, что в качестве студии или продюсерского центра клуб себя не позиционировал.
Кроме проката своего оборудования и аудиофиксации нового поколения артистов Игорь Тихомиров в 1990-е годы был концертным звукорежиссером «ДДТ». Вполне возможно, что именно Тихомиров «поставлял» демо-записи новых артистов лейблу DDT Records. Такие взаимодействия уже ближе к понятию продюсерского центра, хотя продюсером Игорь Тихомиров все-таки не был. Только с начала 2000-х он начал принимать участие в серьезной студийной работе «ДДТ» в качестве звукорежиссера, многие отмечают его вклад в создание двух альбомов «Единочество» (часть I и часть II) и следующих записей группы.
***
Игорь Тихомиров – далеко не последний бас-гитарист, серьезно повлиявший на музыкальную индустрию города. К середине нулевых на каждой репетиционной точке с придыханием произносили: «Юра Смирнов».
Собственный проект Юрия, группа «Отомото», очень быстро стал культовым в узких кругах. Звучали ребята круто и на концертах, и на записи. Эмо без эмо, альтернатива без альтернативы… В «Отомото» будто ничего не было, но одновременно было все, что нужно, в 2004 году.
Примерно тогда же Смирнов начал работать в Animal ДжаZ в качестве звукорежиссера. В отношениях звукорежиссеров и коллективов сложно разобраться, но в какой-то момент Юрий точно стал не просто инженером, а саундпродюсером группы.
В один прекрасный момент он обосновался на студии «Контакт» в Гуманитарном Университете Профсоюзов на углу Фучика и Бухарестской. Там проходили и продолжают проходить обучение студенты кафедры звукорежиссуры, в том числе и под руководством Юрия Смирнова. Естественно, студия стала фактически «домашней» для Animal ДжаZ и артистов из их поп-альтернативной тусовки. Например, меня туда приглашали записывать флейту для нового проекта Алёны Вартомо из группы «Прайд». Свой первый мини-альбом в 2006 году там записали Non Cadenza, с которыми я был связан через Севу, опять-таки – бас-гитариста, который пару лет играл с моей группой.
Короче говоря, имя Юрия Смирнова было на слуху у перспективных музыкантов второй половины нулевых так же, как и имя Игоря Тихомирова в конце девяностых.
***
С середины нулевых музыканты массово начали знакомиться еще и с басистом Алексеем Мурашовым, который примерил на себя роль арт-директора клуба «Манхэттен», да так удачно, что клуб пережил новый расцвет. Из клубной тусовки родился коллектив «Скворцы Степанова». Он стал частью так называемой «новой волны» русского рока начала 2010-х (об этом в 8 главе). Студийным продюсером Мурашов не был, но нельзя не упомянуть его организаторские успехи. Вот вам ещё одно доказательства важной роли бас-гитаристов для города.
Наверняка я упустил еще какие-то имена и фамилии крутых басистов, которые не просто играли, но еще и создавали классные проекты. Например, Роман Невелев с Terminator Trio. В прошлом году у них вышел потрясающий (лично меня) альбом.
Роман, кстати, сейчас играет все в той же группе «ДДТ». Вполне возможно, Юрий Шевчук и сам басист в душе, иначе как объяснить, что в этой главе «ДДТ» появляется снова и снова. Ну а Вячеслав Бутусов, например, в нулевые стал басистом не в душе, а наяву. И на концертах, и на первых двух альбомах группы «Ю-Питер» партии бас-гитары он исполнял сам.
Вся эта басовая движуха в городе конечно же вдохновляла и меня.
***
Хотя я особенно не рвался на большую сцену и в гастрольные туры в начале 2000-х, увлечение бас-гитарой меня туда неожиданно привело. Но началась эта история все-таки на студии.
После ухода из «Аквариума» и записи альбома с Ильёй Кормильцевым мультиинструменталист Олег Сакмаров в свои 40 лет открыл в себе еще один талант, из него рекой полились собственные песни. Сольную деятельность можно было совмещать с игрой в группе «Ю-Питер», поэтому соответствующая активность на нашей домашней студии не заставила себя ждать. Сейчас я могу назвать ее собственной, но изначально она была собрана отцом, поэтому де факто это была студия Олега Сакмарова до 2008 года, пока я не сменил оборудование почти полностью (прикупил микрофон, звуковую карту, наушники, гитарный и бас-гитарный комб, электрогитару).
Естественно, Олег Сакмаров использовал студию для работы над своими первыми альбомами, а меня – как инженера, аранжировщика и сессионного музыканта. В 2003 году с концерта в Москве отец привез «живую» запись. Со своим старым еще рок-клубовским другом виолончелистом Петром Акимовым они сыграли десяток песен, а клубный звукорежиссер выстроил неплохой звук.
Дебютный акустический live-альбом был практически готов, но Олег Сакмаров не был бы собой, если бы не захотел дополнить запись множеством остальных инструментов, которыми свободно владел. Так на альбоме «Живой самолет» появились флейты, перкуссия, фортепиано, владимирский рожок.
Поскольку в тот год я почти не выпускал бас-гитару из рук, партии баса на альбоме отца появились самым естественным образом. Я их просто сыграл под запись, а он – не возражал. Одну песню я даже превратил из акустической в полноценную композицию с ритм-секцией – под бас я выбрал сэмпл ударных. Получилось что-то латинообразное, поэтому вполне кстати пришлись ещё и мои партии фламенко-гитары.
В итоге песня «Со-знание» встала на CD первым номером, что автоматически означало мое признание не только как аранжировщика и гитариста (к этому я более менее привык), но и басиста. Итоговое сведение альбома, получается, делал тоже я, хотя там уже было сложно что-то привнести. Основа в виде записи с концерта задавала тон всей звуковой картине.
***
Мастеринг альбома сделал Борис Истомин, который тогда работал то на «Мелодии», то на «Добролете». Кстати, забыл сказать, что он значится ассистентом Андрея Алякринского на том самом знаковом альбоме Tequilajazzz. Звукорежиссеры до сих пор тесно сотрудничают «на потоке», но в 2003 году Борис был начинающим цифровым мастеринг-инженером (тогда вся цифровая музыкальная индустрия была все еще «начинающей»).
Нам с отцом мастеринг Бориса Истомина понравился очень сильно, даже, можно сказать – поразил. Андрей Тропилло с энтузиазмом издал достаточно большой тираж компакт-дисков с альбомом «Живой самолет» на своем лейбле «АнТроп». Кажется, было 200 или 300 экземпляров, что для дебюта казалось внушительной цифрой.
***
Но творческие запасы Олега Сакмарова на этом альбоме не закончились. Вдохновившись первым успехом, мы начали думать над следующим альбомом. У меня в работе было пару подходящих заготовок, основанных (естественно) на бас-гитарных риффах. Из них родились отличные аранжировки для второго альбома. Например, в песне «Зеркало и лампа» кроме бас-гитары и электронных ударных оказалось достаточно всего лишь наиграть нехитрую реггийную ритм-гитару. Отец разукрасил трек синтезатором и саксофоном.
***
Еще одна аранжировка у меня пылилась без вокала под названием Hunting (охота). Я решил отдать ее отцу в готовом виде сразу же, как только услышал его стихотворение «Убегай». Тема идеально совпала с атмосферой композиции:
Убегай, спотыкаясь о тень
Факел в руке, ты ночная мишень
Млечный путь освещает твой последний забег
Лучшая дичь для живых – человек
Интересно, что Олег Сакмаров не стал петь, а просто прочитал стихотворение под музыку. Говорят, что трек оказался похож на песни «Дельфина».
Подробнее о работе над вторым альбомом Олега Сакмарова расскажу в третьей главе, потому что по сути это был мой первый «заказ» в качестве приглашенного со-продюсера. Интересно будет проанализировать такой важный этап карьеры отдельно.
***
Ну а что касается увлечения бас-гитарой, на пару лет я стал концертирующим басистом, когда отец собрал отдельные московский и петербургский составы группы «Сакмаров Бэнд». Пришлось сразу же без опыта подняться на сцену ДС «Юбилейный», где нам дали сыграть пару песен на дне рождения арт-центра «Пушкинская-10». После нас выступал «Пикник», и, сменяя меня на сцене, их басист почему-то пожал мне руку. Может быть так проходят посвящение в бас-гитарное братство?
Потом были гастроли в Петрозаводск, во время которых барабанщик ушел в запой, и мне пришлось держать ритм скорее вопреки, а не благодаря поддержке ударных. В питерских клубах было поспокойнее, но все равно те первые концерты были непростые, сплошной стресс.
Момент полного удовлетворения от выступления в качестве бас-гитариста пришел только в 2005 году. Кажется, тот концерт в клубе «Грибоедов» стал не только лучшим для «Сакмаров бэнда», но и последним «в электричестве» в Петербурге. В 2006 году Олег Сакмаров окончательно перебрался в Москву и забросил идею местного состава.
Вообще, клуб «Грибоедов» был и остается оплотом бас-гитаристов, в нем все дышит стилями, где они могут нормально самовыражаться. Фанк, регги, ска, джаз-рок – клуб пропитан энергиями групп «Два Самолета» (они как раз и основали «Грибоедов»), Marksheider Kunst, «Ленинград», Spitfire, Ska-Jazz Review, Пеп-Си и десятков других деятелей жанров, где бас-гитара пульсирует, синкопирует и всячески заигрывает со слушателем.
Неудивительно, что после того концерта к Олегу Сакмарову подошел Сергей Шнуров и восхитился: «Как вы круто скачете!». Дух места действительно заставил нас вести себя на сцене энергичнее, чем обычно. На барабанах тогда был молодой и задорный Степан Ситкин из пауэр-метал группы Citadel, а песня, на которой Сергей Шнуров вошел в зал в концовке нашего выступления, была в стиле «ска». Так что СКАкали мы действительно воодушевленно.
***
Почему вообще Сергей Шнуров репетировал с «Ленинградом» и постоянно тусовался в клубе «Грибоедов»? Ответ найти проще, чем кажется. Сергей жил на набережной реки Фонтанки недалеко от Гороховой улицы. До метро Лиговский проспект ему было идти не больше 15 минут мимо Джазовой филармонии на Загородном проспекте, ДК «Пищевиков» на улице Правды, где с 1960-х годов почти 30 лет работал бард-клуб «Восток»; дальше он пересекал улицу Марата, которую воспел Александр Розенбаум. Похоже, что традиции этого района сильно повлияли на стилистические предрасположенности основателя «Ленинграда», одного из самых успешных российских продюсеров. Ну ведь правда, Сергей Шнуров – это такой джаз-бард с влиянием «грибоедовского» ска-панка.
Кто откажется от помещений в шаговой доступности для своего хобби, которое постепенно перерастает в профессию? Сергея Шнурова в конце 1990-х можно было заметить не только в «Грибоедове», но и в клубе «Манхэттен», который располагался на набережной Фонтанки буквально в двух домах от него; а для записи на студии «Нева» Шнурову нужно было просто перейти мост по Гороховой улице.
***
Для музыкальной тусовки – никакой не секрет, что студия «Нева Рекордз», которая была создана в середине 1990-х годов (еще с аналоговым оборудованием), к середине 2000-х стала по сути «домашней» для Сергея Шнурова. Записывать и сводить свои альбомы там можно было только в свободное от репетиций и записей «Ленинграда» время. Когда мы с отцом заходили на «Неву» в 2005 году, чтобы разведать варианты сотрудничества, главный звукорежиссер Михаил Кольчугин, как бы намекая на статус заведения, указал на акустическую гитару Сергея Шнурова, комфортно лежавшую на диване в аппаратной комнате. Через год я записывал на «Неве» флейту в несколько треков группы Citadel, где эта гитара звучала. Без аренды. Входила в услуги студии, получается.
Логично, что и звукорежиссер «Невы» Денис Можин работал в «Ленинграде» в качестве инженера, а затем стал барабанщиком. Кстати, угадайте, кто еще записывался на этой студии в нулевые? Практически все панки Петербурга, можно сказать, – соратники «Ленинграда» по духу: «Король И Шут», «Кукрыниксы», Ber-Linn, «Порт (812)», «1.5 кг». А еще «Декабрь» и «Пилот». По именам получается вполне конкурентоспособно, прямо-таки в одном ряду с «Добролётом» и «Петербургской Студией Грамзаписи» (которую по-старинке все еще называют «Мелодия»).
***
В общем, хорошо устроился Сергей Шнуров, но на одну работу ему все-таки приходилось ездить. Вряд ли он ходил на Петроградскую сторону с Фонтанки пешком, когда занимал пост пиар-директора радио «Модерн».
В 2000-м году я был на фестивале «Модернизация», где выступали и Tequilajazzz, и «Ленинград». Запомнились мне еще Zdob Si Zdub и S.P.O.R.T. Афиша уверяет, что там были еще «Чайф», «Танцы Минус», «Чичерина», Найк Борзов и другие хедлайнеры «Нашего радио», но ведь самого радио в Петербурге тогда еще не было. Оно появилось вместо радио «Модерн» в 2001 году, поэтому новый всплеск популярности русского рока меня тогда не коснулся, и ближе к концу фестиваля я ушел домой. Будущим популярной музыки мне тогда казались только «грибоедовские» тусовщики, треки которых активно крутились по «Модерну».
Кроме влияния солнечных стилей музыки вроде фанка, регги и ска, всех этих артистов объединяло своеобразное чувство юмора. И радио «Модерн» тоже во многом было юмористическим. На всю страну прогремело запущенное им телешоу «Осторожно, модерн!», которое кочевало с одного федерального телеканала на другой.
Вот только в московский шоу-бизнес нулевых попали лишь отдельные личности. Дмитрий Нагиев переквалифицировался из юмориста в телеведущего. Под формат «Нашего радио» артистам тоже надо было подстраиваться, убирать питерский сленг и провокативные образы. В 2002 году на 104 FM еще могли звучать фразы вроде «врубайся страна, люди хотят поэзии на» и «подруга подкинула проблем, шлюха, а Мише надо оторвать яйца»; но ближе к 2004 году все веселье русского рока сводилось к рифмам вроде «девушка Прасковья из подмосковья» и «теннис большой – это хорошо». Песня «Поэзия» группы «Полюса» похожа на призыв для всей тусовки. Мол, ребята, на абсурде и эпатаже далеко не уедешь, традиции Хармса разошлись с национальным запросом.
Сергей Шнуров продержался на духе грибоедовско-модерновской вольницы дольше всех, пытался стать чуть серьезнее, заигрывал с шансоном на сольных альбомах, начал писал музыку к фильмам, как и Евгений Фёдоров, даже заработал миллионы на рингтоне к фильму «Бумер». Но все-таки закрыл «Ленинград» в 2008 году. Да, в 2010 году группа вернулась ради покорения Ютуба, но это была уже совсем другая история.
***
Если Шнурову до клуба «Грибоедов» было 15 минут ходьбы, то мне – вообще минут 5. Конечно, я был слишком юн и внутри самого клуба побывал в 1990-е лишь пару раз, но атмосфера нашего приджазованного района и любовь к бас-гитаре в конце концов заставили меня пуститься в серьезные музыкальные эксперименты.
В 2005 году я вдохновился альбомом As Time Goes By известного британского рок-артиста Брайна Ферри из легендарной группы Roxy Music. Оказалось, что и прожженные рокеры легко и непринужденно могут петь джаз! Нужны всего лишь джазовые музыканты, и среди моих знакомых они были. В какой-то момент я сдружился с выпускниками «Аничкого лицея», которые тянулись к зарождающейся тусовке авторского джаза.
Гитарист Роман из The Soaps в итоге записал такую сложную по гармониям партию гитары в мою новую песню, что я не рискнул самостоятельно писать басовую линию. Пришлось звать Севу из Non Cadenza.
Стиль песни «Не жаль» – это эйсид-джаз, когда звучание живых инструментов разбавляют электроника и сэмплы. В аранжировке удалось развернуться по полной. К тому времени я уже свободно импровизировал на флейте, мог сыграть что-то нехитрое на кларнете. Эффектная соло-гитара мне тоже легко покорилась.
***
И вот – жанр выбран, по всем параметрам я вышел на пик своих возможностей. Вторую песню с запланированного эйсид-джазового альбома в 2006 году я записывал полностью сам.
«Легкие пути» – это лучшее, что родилось из моего увлечения бас-гитарой, планомерный итог. Весь трек держится на упругой фанк-джазовой басовой партии, которой помогает электрогитара, оппонирует флейта и не мешают вокал с синтезатором.
К сожалению, всему приходит конец, и моя влюбленность в бас в 2006 году закончилась вместе с эпохой расцвета авторского фанка в Петербурге. Альбом я так и не дописал, «Грибоедов» из культового места превратился в обычную концертную площадку, джаз пошумел в нашем районе на Разъезжей улице в клубе «А2» еще пару лет и потихоньку сошел на нет. В 2009 году записали свой последний альбом «Журнал живого» Tequilajazzz, после чего распались. В итоге из джаза нулевых в городе остался только «Animal ДжаZ», да и то – благодаря названию. Ладно, еще Billy’s Band и Саша Алмазова из Non Cadenza.
***
Тем временем новые студии звукозаписи в Санкт-Петербурге вырастали как грибы. «Два Самолета» в 2003 году открыли студию 2S Records в бывшем ДК Ильича на Московском проспекте недалеко от Московских ворот. Звукорежиссерами-продюсерами там с основания и до сих пор работают два Алексея – Уваров и Тополов.
В том же районе на территории завода грампластинок на улице Цветочная кроме Андрея Тропилло с его «АнТропом» появилась отличная студия с прицелом на рок-музыку – «Восход» под управлением Дмитрия Атаулина. Неплохие студии для инди и хип-хопа открылись в центре на Галерной, Гороховой и Казанской. Кроме того, студии открывались на репетиционных точках, например, Raven Loft Records на Набережной обводного канала.
Пришло мое время выбираться из домашнего уюта, чтобы попробовать себя в качестве продюсера звукозаписи в более серьезных условиях.
В следующей главе речь пойдет о студийном шансоне, надеждах петербургских артистов на проект «РокГерой» Вадима Самойлова и записях Олега Сакмарова с участием известных музыкантов.
Если вам нравится история Ильи Элвуда, подпишитесь на страницу «Новая Культура» в «Яндекс. Музыке», нажмите сердечко, и вы не пропустите выход альбома «The Best of Илья Элвуд» с лучшими треками за всю его карьеру:
https://music.yandex.ru/artist/21208773
Следите за новыми выпусками в удобном месте:
VK: vk.com/novayakultura
TG: t.me/novayakultura
DZ: dzen.ru/novayakultura