Бунин, как наследник Пушкина, Тургенева, Тютчева, довёл в своей прозе живописно-описательную технику до совершенства. Слово у Бунина всегда живое, сочное, звучное, поэтому и рассказы так притягательно стройны, насыщены ароматами, красками и лицами.
Стиль Бунина — музыкальное соединение прозы и поэзии. Писатель всегда следил за ритмом текста. О своём последнем сборнике рассказов «Тёмные аллеи» он, например, утверждал: каждый рассказ в нём написан своим ритмом.
Проверим? 😉
Сперва Красильщиков гнал по чернозёмной колее вдоль шоссе, потом, когда она превратилась в сплошной серый поток с пузырями, свернул на шоссе, задребезжал по его мелкому щебню. Ни окрестных полей, ни неба уже давно не было видно за этим потопом, пахнущим огуречной свежестью и фосфором; перед глазами то и дело, точно знамение конца мира, ослепляющим рубиновым огнём извилисто жгла сверху вниз по великой стене туч резкая, ветвистая молния, а над головой с треском летел шипящий хвост, разрывавшийся вслед затем необыкновенными по своей сокрушающей силе ударами («Стёпа»).
Когда он был в шляпе, — шёл по улице или стоял в вагоне метро, — и не видно было, что его коротко стриженные красноватые волосы остро серебрятся, по свежести его худого, бритого лица, по прямой выправке худой, высокой фигуры в длинном непромокаемом пальто, ему можно было дать не больше сорока лет. Только светлые глаза его смотрели с сухой грустью и говорил и держался он как человек, много испытавший в жизни. Одно время он арендовал ферму в Провансе, наслышался едких провансальских шуток и в Париже любил иногда вставлять их с усмешкой в свою всегда сжатую речь («В Париже»).
Приехав в Москву, я воровски остановился в незаметных номерах в переулке возле Арбата и жил томительно, затворником — от свидания до свидания с нею. Была она у меня за эти дни всего три раза и каждый раз входила поспешно со словами:
— Я только на одну минуту...
Она была бледна прекрасной бледностью любящей взволнованной женщины, голос у неё срывался, и то, как она, бросив куда попало зонтик, спешила поднять вуальку и обнять меня, потрясало меня жалостью и восторгом («Кавказ»).
Поэтическая лексика у Бунина всегда соседствует с простой, прозаической, что порождает неожиданные, типично бунинские сочетания.
Сжатая речь; остро серебрятся; в шумной гробовой черноте лесов; горячая глупость; скворцы, сыплющие щебетом; солнечный дождь; скорый стук; красно чернели жёсткие волосы и т. п.
Подчас несовместимыми сочетаниями писатель подсвечивает детали магическим сиянием и тем самым придаёт обыденности философскую и чувственную глубину.
Бунин трепетно работал с эпитетами: никогда их не жалел, но отбирал тщательно, соединяя и смешивая, как художник смешивает краски, чтобы получить новый, глубокий, точный цвет, ведь именно такие цвета составляют яркое и плотное описание, которое волнует воображение читателя.
Словосложение — одна из самых узнаваемых черт бунинского языка.
Сухо-породист; нежно-душистый аромат; изысканно-худую фигуру; рыже-лимонных волос; янтарно-коричневыми глазами; молочно-зелёной речки; сонно-насмешливый блеск; распутно-томные волосы; глаза глядят бессмысленно-радостно; увидел безучастно-вежливо подходящую женщину; отчаянно-радостный хохот; угольно-крупными ресницами; любовно-грустно потянулась к нему; бархатисто-пунцовыми губами… — и это только выборка из пары рассказов.
Лингвист Вадим Краснянский даже собрал отдельный «Словарь эпитетов Ивана Бунина».
Особый подарок — бунинский синтаксис. С помощью сложных предложений, предложений глубокого дыхания, писатель разрабатывал внутренний ритм.
Пластичный, порывистый или тягучий, синтаксис бунинских текстов передаёт порой неуловимое воздействие реальности на все органы чувств. В одном предложении Бунин умел филигранно объединять типы речи, описывать тонкость движения, блуждание эмоций и мыслей и сияние красок. Достаточно открыть любой его рассказ, чтобы это почувствовать.
Внимание Бунина к цвету и свету роднит писателя с живописцами; внимание к ритму, дыханию — когда волнующему, тревожному, когда просторному, лёгкому — с композиторами.
Проза Бунина — бессмертное доказательство того, что литература способна вбирать в себя все виды искусства. И чем теснее они сосуществуют в тексте, тем глубже текст проникает в читательское сознание.
Чему нас учит проза Бунина
✨ Рассказ сродни музыкальному произведению с выверенным ритмом, живым звучанием, в котором первое предложение, абзац задают тон всему тексту. Выдержать ритм — признак подлинного мастерства писателя.
✨ Не бойтесь эпитетов, следите за языковыми оттенками, переплавляйте словесную руду, постоянно ищите самобытные и яркие детали.
✨ Обращайтесь ко всем пяти органам чувств. Пусть проза пахнет, звучит, передаёт вкус, переливается, ластится, даже пугает.
✨ Уделяйте внимание построению предложения. Сказуемое — это движение. А движение — жизнь.
✨ Постоянно работайте с языком, читайте тексты вслух, чтобы выцепить неблагозвучные сочетания, прочувствовать, где фразе не хватает дыхания, а где, наоборот, она провисает.
✨ Проза Бунина — отличный камертон: настраивает на чистоту литературного звучания, воспитывает чувство языка.
Хочу настроиться на звучание. Что читать?
«Антоновские яблоки»
«Братья»
«Сны Чанга»
«Роза Иерихона»
«Дело корнета Елагина»
«Грамматика любви»
«Солнечный удар»
Сборник «Тёмные аллеи»
«Жизнь Арсеньева»
А вы какие рассказы Бунина любите? Что вас привлекает и что отталкивает в его прозе?