Найти в Дзене
Алексей Лебедев

Перспективы развития чкловечества, 13 и 14 лекции из 204 тома Р.Штейнера

Дорнах, 5 Мая 1921 года. Четвертая послеатлантическая эпоха, в которой в человечество впадает рассудочное развитие, вышла из греческой мистерии. В первую очередь имелись мистерии общего населения передней Азии и европейского юга, которые были основанием для этой культуры души-рассудочной-характера. Большую роль в этих мистериях играла тайна совместной жизни человека и Солнца. Мы знаем из представлений, которые я дал в моей «Теософии», как внутри души-рассудочной-характера человека зажигается «Я», а затем в определенной мере оно должно прийти к своей полной внутренней силе через душу-сознательную. Насколько теперь «Я» человека должно прийти в определенной мере к своему пробуждению во время рассудочной культуры, должны были мистерии этого времени заниматься тайнами солнечной жизни и его связями с тем, что как раз является человеческим «Я». Вам также известно из моей книги «Загадки философии», как грек ещё во внешнем мире свои представления, понятия воспринимал так, как мы сейчас цвета,
Оглавление

Тринадцатый доклад

Дорнах, 5 Мая 1921 года.

Четвертая послеатлантическая эпоха, в которой в человечество впадает рассудочное развитие, вышла из греческой мистерии. В первую очередь имелись мистерии общего населения передней Азии и европейского юга, которые были основанием для этой культуры души-рассудочной-характера. Большую роль в этих мистериях играла тайна совместной жизни человека и Солнца.

Мы знаем из представлений, которые я дал в моей «Теософии», как внутри души-рассудочной-характера человека зажигается «Я», а затем в определенной мере оно должно прийти к своей полной внутренней силе через душу-сознательную.

Насколько теперь «Я» человека должно прийти в определенной мере к своему пробуждению во время рассудочной культуры, должны были мистерии этого времени заниматься тайнами солнечной жизни и его связями с тем, что как раз является человеческим «Я». Вам также известно из моей книги «Загадки философии», как грек ещё во внешнем мире свои представления, понятия воспринимал так, как мы сейчас цвета, звуки и т.д.….

Жившее в представлении для грека вообще не было просто внутренним созданием в душе, а это было для него нечто воспринятое от вещи. В этом отношении Гёте имел в себе совершенно нечто греческое, что он показывает через то, что, когда в известном разговоре с Шиллером слышит слова, его представления, то есть нечто понятийно-идеальное, не как восприятия, а как идеи, то он говорит об этом, что он видит идеи перед собой так, как он видит перед собой как раз внешние восприятия. Этот греческий род отношения к представлениям был совершенно соединен с совершенно определенным ощущением, которое имел грек, когда он направлял взгляд на внешний мир. Он видел в том, что ему в качестве содержания представления блистало навстречу всюду творение солнечной жизни.

Он ощущал при утреннем восходе Солнца также восход жизни представлений в пространстве, а при закате Солнца ощущал погружение мира представлений. Нельзя понять развитие народов, если не обращать внимания на такое изменение душевной жизни.

Это, мои милые друзья, есть нечто, что люди, собственно, потеряли в их душевной жизни: соощущать духовность всего своего окружения. Сегодня человек видит именно всходящий солнечный шар, и имеет только ощущение для того, что он встречает тогда, как цветное светящееся воздушное явление. То же самое происходит, когда он видит Солнце исчезающим в вечерней заре.

Грек же имел именно ощущение, что утром поднимается тот мир, который приносит ему представления, и что он вечером погружается вниз, и что вечером приходит тот мир, который у него представления отнимает. Поэтому было так, что ощущали покинутость-представлением в темноте ночи. И, когда оно засияет на небе, которое мы видим синим, для которого он имел подобное отношение. Как к темноте он, собственно, чувствовал мир, ограниченный тем, что было вне мира представлений.

Там для него отсутствовала жизнь представлений, так же, как для одаренного человека там, где он видит ограниченным мировое пространство, по ту сторону этого мирового пространства для него были другие миры мыслей, миры мыслей Богов. И их он видел тесно связанными с тем, что он называл светом.

Они открывались ему в определенной мере концентрированно в солнечной жизни, в то время как иначе они от него исчезали в дали тёмного всемирного небосвода. Нужно всмотреться в этот совершенно иного рода мир ощущений, если хотят понять, как, собственно, после того как этот род видения со всей внутренней живостью некоторое время действовал в мировом развитии человека, как затем человек в своих прогрессирующих представителях чувствовал, что он в мировом пространстве солнечную жизнь больше не может ощущать, как нечто духовно назад излучающее, и как он в первое время именно – это как раз имело место у прогрессирующих представителей человечества, у тех, которые приобрели их образование в греческих мистериях – как он ощутил Мистерию Голгофы, как спасение, поскольку это ему принесло теперь возможность возжечь в себе свет.

Тот свет, который он прежде переживал, как действительно Божественный, теперь хотел он переживать через то, что он принимал своё духовно-душевное участие в Событии Мистерии Голгофы. Не удаётся познать то, что, собственно в человечестве произошло в ходе тысячелетий, если смотреть на эти вещи просто рассудочно. Нужно принимать во внимание всё преображение человеческого характера, душевной жизни во всей целостности.

И мы, живущие с начала 15 столетия в периоде развития души-сознательной, имеем от той рассудочной духовности, которая была развита в четвертом послеатлантическом периоде, только призрак нашей внутренней рассудочной деятельности. Об этом я рассказывал здесь в последние недели. Но мы снова должны проникнуться сознанием того, что это существо рассудка, это призрачное существо рассудка можно пронизать живым космическим воззрением.

Как раз через посредство современной рассудочно-теневой-культуры человек в определенной мере привязан к Земле. Он сегодня наблюдает, особенно, когда он даёт себе натыкаться на всё шире распространяющуюся, чисто научную культуру, только то, что, собственно, даёт ему Земля. И он не имеет никакого понятия, что он всем своим существом принадлежит не только Земле, но что он всем своим существом принадлежит внеземной Вселенной. И это есть то, чего человек должен снова достичь, этого познания своей связи с внеземной Вселенной.

Сегодня мы просто образуем понятия, представления, исходя из земной жизни и конструируя весь Космос по этой земной жизни. Но то, что удаётся нам получить, как мировой образ, в этом случае не сильно отличается от перенесения земных отношений на внеземные отношения. И так произошло, что из грандиозных достижений современного естествознания с его спектральным анализом и прочими открытиями, образовалось якобы научное воззрение на Солнце, которое в своём устройстве якобы копирует земные отношения. Образовался образ светящегося газового тела. И теперь этот образ светящегося газового тела переносят на то, что нам встречается во Вселенной, как Солнце.

Мы должны учиться применять духовнонаучные подосновы, чтобы мочь прийти к воззрению о Солнце. Это Солнце, о котором физик думает, что, если бы он мог выйти в мировое пространство, оно бы ему представилось, как светящийся газовый шар, это Солнце, несмотря на то, что оно нам в своём роде отражает лучи мирового света так, как вы это ощущаете, является совершенно духовным существом.

И мы имеем дело не с физическим существом, которое там наверху где-то в мировом пространстве плавает в гондоле, а с совершенно духовным существом. И грек ещё ощущал правильно, когда он то, что ему приходило с солнечными лучами, ощущал, как то, что можно было связать с его «Я»-развитием в той мере, как это «Я»-развитие связано с существом представления и рассудка. В солнечном луче грек видел то, что в нём воспламеняло «Я». Так что можно сказать, что грек ещё имел ощущение духовности Космоса. Он видел в солнечном существе субстанционально существо родственное с его «Я».

То, что человек наблюдает, когда говорит себе, что «Я» – это сила, которая в нём действует так, что он может сказать себе: «Я», - на неё грек смотрел и чувствовал себя расположенным то же самое говорить к Солнцу, как и к своему собственному «Я». От Солнца приходило то же самое ощущение, как и от собственного «Я». «Я» и Солнце – они держались, как внутреннее и внешнее. Что снаружи кружится в мировом пространстве, как Солнце – это «Мировое-Я». Что внутри меня живёт – это «человеческое-я».

Можно сказать, что это ощущение понятно тому человеку, который может несколько глубже сочувствовать со всей природой. Уже догорело то, что, собственно, лежит здесь в основании, но всё же имеется ещё сегодня та жизнь в человеке, которая в определенной мере воспринимает восход Солнца весной, которая ещё может переживать солнечный луч, как нечто духовное и чувствует оживающим «Я», когда солнечный луч с большей силой освещает землю. Но я бы сказал, что это последнее ощущение, которое в этом внешнем роде теперь также уже догорает в человечестве и хочет исчезнуть в абстрактной рассудочно-теневой-культуре, которая постепенно захватывает жизнь нашей цивилизации. Но мы должны проникнуться к тому, чтобы нечто познать о взаимосвязях человечества с внеземным бытием. И в этой связи я хотел бы указать не некоторое.

Мы сможем начать понимать, когда мы соберем всё то, что разбросано в различных местах нашей духовнонаучной литературы, сначала снова связь Солнца с «Я», и мы сможем познать значительное противоречие (Gegensatz), которое состоит между силами, излучающимися от Солнца к Земле, и теми силами, которые для Земли действенны в том, что мы называем Луной. Солнце и Луна в определенном отношении являются полной противоположностью (Gegenteil) в отношении друг к другу.

Они полярные друг другу. Когда мы изучаем Солнце средствами духовной науки, то Солнце нам приносит в своих лучах то, что нас образует, как носителей нашего «Я». Мы благодарны солнечному излучению за то, что нам, собственно, даёт человеческий облик, что нас делает в человеческом облике отображением «Я». Всё, что в человеке действует снаружи, что определяет снаружи его облик, что определяет его облик уже во время эмбрионального развития – это солнечное воздействие.

Когда человеческий эмбрион образуется в материнском теле, то это происходит совершенно не просто так, как это грезится современной науке, что из оплодотворенной матери исходят силы, формирующие человека. Нет, человеческий эмбрион только покоится в материнском теле. Форму ему дают солнечные силы.

Конечно, мы должны эти солнечные силы привести во взаимосвязь с им противоположно действующими лунными силами.

Лунные силы в первую очередь есть то, что делает важным (ценным) нижнего человека обмена веществ, как внутреннего. Так что мы можем сказать, когда нарисуем схематически, что солнечные силы это такие, которые образуют облик человека снаружи. Те же, которые образуют изнутри обмен веществ человека – это из центра излучающиеся лунные силы, закрепленные в нём.

Это не противоречит тому, что эти лунные силы, например, соформируют человеческое лицо. Они формируют человеческое лицо, так как то, что в нижнем обмена-веществ-человеке действует исходя из центра, в определенной мере одевая снаружи, действует на образование человеческого лица. Лунные силы действуют на образование-человеческого-лица дифференцирующе, но они суммируются с солнечными силами, когда они изнутри человека действуют навстречу солнечным силам.

Поэтому человеческое размножение, как организма, зависит от лунных сил, которые дают облик. Но само размножение (распространение) зависит от солнечных сил. Человек всем своим существом вставлен между лунными и солнечными силами.

Теперь мы должны различать, когда мы лунные силы ищем в человеческом внутреннем, в человеческом обмене веществ, эти лунные силы в обмене веществ от сил, которые имеют своё происхождение в самом обмене веществ. Лунные силы играют большую роль в обмене веществ, но обмен веществ имеет свои собственные силы. И эти собственные силы, собственно, – это земные силы. Так что мы можем сказать, что, когда в человеке действуют силы, лежащие в субстанциях его пищи, силы, лежащие в растительной и прочей пище, то в нём действуют эти силы сами по себе. Они тогда действуют, как земные силы.

Обмен веществ в первую очередь является результатом действия земных сил. Но в этих земных силах действует внутрь то, что является лунными силами. Когда человек просто имеет в себе обмен веществ с его собственными силами, таким образом, когда в определенной мере субстанции его питательных веществ только свои собственные силы насаждают в его тело, после того, как они восприняты, тогда в человеке был бы хаос всевозможных сил. Что эти силы всегда действуют, человеческое существо изнутри обновляют, это зависит от Земли, это зависит от Земли и в придачу от Луны. Изнутри наружу человек образуется благодаря Луне, а снаружи он образуется благодаря Солнцу. И, когда солнечные лучи воспринимаются человеческим глазом в человеческую головную организацию, они действуют также внутренне. Но, они действуют всё же снаружи.

Так мы находим, как с одной стороны человек во всем своём развитии «Я» зависит от воздействия Солнца, как он в качестве живущего на твердой Земле «Я» не может существовать без Солнца, и как не существовал бы его человеческий род, не было бы никакого распространения (размножения), если бы Луна не была спутником Земли.

Можно сказать, что Солнце является тем, что ставит человека твёрдо на Земле в качестве персональности, отдельного индивидуума, а Луна является тем, что человека в его множестве, во всем его развитии туда вколдовывает. Человеческий род, как физическая череда поколений, является результатом действия лунных сил, которые это стимулируют.

Человек является в качестве отдельного существа, индивидуальности, результатом солнечных сил. И, если мы хотим изучить человека и человеческий род, тогда мы можем изучать не просто земные условия. Напрасно геологи пытаются обосновать земные условия и из этого понять человека, напрасно они выискивают другие силы земные, чтобы понять из этого человека. В первую очередь, человек создан не на Земле.

Человек сформирован из Космоса. Человек является результатом влияния звёздного мира, и в первую очередь Солнца и Луны. Из Земли происходят только те силы, которые живут внутри вещества и действуют помимо человека. Затем их воздействие продолжается, когда они входят в человека вместе с его пищей и питьём. Но они тогда поглощаются внеземным.

В человеке происходит не просто земное развитие событий, а совершенно нечто такое, что создано звездным миром (о чём позаботились звёзды). Человек должен пробиться к такому знанию. И, когда мы рассматриваем человека дальше, то можем обратить внимание на то, что он в первую очередь физическое тело, которое принимает внешние питательные вещества, и эти силы продолжают действовать в физическом теле.

Но физическое тело захвачено астральным телом, а в астральном теле действуют лунные воздействия, как я вам это представил. И в этом астральном теле действует внутрь солнечное воздействие. Солнце и Луна пронизывают силами астральное тело, и астральное тело выражается в том роде, как я сейчас только что описал. Эфирное тело располагается в середине между физическим и астральным телами.

Когда изучают силы, исходящие от питательных веществ, то они становятся сначала активными в физическом теле, и они так воспринимают от астрального тела, которое имеет в себе воздействия Солнца и Луны, как я только что описал. Но между тем имеется иное действенное в эфирном теле. Это также приходит не от Земли, а из всей окружающей Вселенной.

Когда мы рассматриваем Землю с её продуктами в её отношении к человеку, с теми веществами, которые там внутри живут в качестве твердых, жидких и газообразных составных частей, то они принимаются человеком внутрь, и в нем перерабатываются в соответствии с солнечными и лунными силами.

Но в человеке действуют также и те силы, которые к нему прилучаются со всех сторон из мирового пространства. Силы, действующие в пище, приходят из Земли. Но к этому прилучаются со всех сторон эфирные силы из мирового пространства.

Эти эфирные силы также захватывают пищу, но более однообразным образом, и преобразуют её так, что делают из неё нечто жизнеспособное, что они из неё делают нечто, что и вне эфирного, как такового, может внутренне переживать свет и тепло. Так что мы можем сказать, что человек причастен через своё физическое тело Земле, через эфирное тело всему окружению, через астральное тело в первую очередь Луне и Солнцу с их влияниями.

Но эти воздействия, содержащиеся в астральном теле, как солнечные и лунные, снова модифицируются, и настолько, что возникает огромная разница между теми воздействиями, которые производятся на «верхнего» и на «нижнего» человека.

Мы сегодня называем «верхним человеком» того человека, который в определенной мере пронизан кругооборотом текущей вверх, к голове, крови, а «нижним человеком» называем расположенное ниже сердца. Когда мы так озираем человека, то сначала мы имеем в человеке верхнее, охватывающее его голову, и то, что в определенной мере органически к голове принадлежит. В основном всё это в своём образовании зависит от Солнца.

Это также преимущественным образом эмбрионально образуется в первую очередь. Уже в эмбрионе на организм действуют солнечные влияния совершенно особенным образом, но эти воздействия затем продолжают действовать, когда человек уже родился, когда человек уже имеется физически в жизни между рождением и смертью.

И тогда теперь будет то, что человек в этой области, расположенной выше сердца, должен описываться гораздо более точно в его циркуляции крови, которая происходит выше сердца, которая модифицируется астральными влияниями со стороны Сатурна, Юпитера, Марса.

Сатурн имеет силы, которые он – как это рассматривает коперниковское мировоззрение – развивает в своем кружении вокруг Солнца и затем посылает Земле, те силы, которые, собственно, действенны во всем астральном теле, особенно именно в той части, которая принадлежит верхнему человеку. Сатурн имеет силы, которые влучаются в это астральное тело.

И, когда они пронизывают лучами астральное тело, они его оживляют и действуют так, что от них, собственно, зависит существенным образом, насколько астральное тело состоит в правильном отношении к физическому телу. Если, например, человек не может правильно спать, и его астральное тело не хочет правильно выходить из эфирного и физического тел, то это следствие, неправильного воздействия сил Сатурна.

Сатурн в сущности является таким мировым телом, которое на окольном пути через человеческую голову обеспечивает правильную связь астрального тела с физическим и эфирным телами.

Поэтому, с другой стороны, силы Сатурна обеспечивают связь астрального тела с «Я», так как Сатурн состоит в связи с солнечным влиянием. Он так состоит в связи с солнечным влиянием, что пространственно-временно выражается в том, что Сатурн свой оборот вокруг Солнца, как вы знаете, осуществляет примерно за тридцать лет. Эта связь Сатурна с Солнцем в человеке выражается через то, что «Я» приходит в соответствующее соотношение с астральным телом, но именно так, что астральное тело вчленяется правильным образом во всю человеческую организацию. Так что мы можем сказать, что Сатурн имеет связь с верхней частью всего астрального тела.

Это такая связь, которая для человека более древних времен вообще служила мерилом. Ещё в египетско-халдейское время, 3-4 тысячелетия до Р.Х., мы бы нашли, что у учителя, мудреца в Мистерии, каждый человек оценивал то, как он своё отношение к Сатурну может определить через дату своего рождения. Ибо, в то время знали совершенно точно, что в связи с тем, что человек был рожден при той или иной констелляции Сатурна, то этот человек, своё астральное тело в физическом теле более правильным или менее правильным образом мог использовать.

Знание таких вещей в то древнее время имело большое значение. Но как раз на этом основан прогресс развития человечества нашего времени, начавшегося с началом 15 столетия, чтобы нас освободить от того, что там в нас действует.

Мои милые друзья, не поймите это неправильно. Это не значит, что Сатурн в нас сегодня не действует. Он действует в нас ровно также, как и в древние времена. Только мы должны сделать себя свободными от этого. И знаете ли вы в чём состоит это освобождение-«Я»-правильным-образом? – Хуже всего делают себя свободным от сатурнического воздействия, если следуют призрачному интеллекту нашего времени.

Тогда дают сатурническим воздействиям в себе свирепеть, тогда сатурнические воздействия стреляют туда-сюда и делают человека нервозным. Нервозность человека нашего времени в сущности покоится на том, что астральное тело не упорядоченно образовано внутрь во всей его физической организации.

На этом покоится нервозность нашего времени. И то, к чему человек должен быть приведен, так это к стремлению к действительному взиранию, стремлению к имагинации.

Если человек остаётся при абстрактном представлении, то он становится всё более нервозным, ибо он, собственно, вырастает из сатурнической деятельности, но она всё же в нём есть, она в нём туда-сюда стреляет, и из его нервов выдирает астральное тело, и этим делает человека нервозным. Нервозность нашего периода времени должна быть понята космически, как сатурническое воздействие.

Как Сатурн имеет дело с верхней частью всего астрального тела, и в какой степени астральное тело состоит в связи со всем организмом через нервную систему, так Юпитер имеет дело преимущественно с человеческим мышлением.

Это человеческое мышление покоится в определенном смысле также на деятельности части астрального тела. Я бы сказал, что более малая часть астрального тела деятельна при мышлении, чем при обслуживании астральным телом всего человека.

Что в нашем астральном теле действует, и в первую очередь то, что делает сильным наше мышление – это воздействие Юпитера. Воздействие Юпитера преимущественно имеет дело с астральной организацией человеческого мозга.

Как вы видите, сатурнические воздействия простираются, собственно, на всю человеческую жизнь, и эта вся человеческая жизнь начинается с наших первых трёх десятилетий-жизни.

Как мы себя – пока мы находимся в периоде роста, который совершенно прекращается после 30 лет – развиваем в нашем астральном теле, от этого зависит вся наша последующая жизнь и наше здоровье. Поэтому Сатурну требуется 30 лет для того, чтобы обойти вокруг Солнца. Это совершенно приспособлено к человеку (или: человек совершенно приспособлен к этому???).

То, что в нас развивается, как мышление, имеет дело с первыми 12 годами жизни. То, что там снаружи кружит, имеет отношение (привязано) к человеку.

Так же точно, как Юпитер имеет дело с мышлением, Марс имеет дело с тем, что есть речь. Марс имеет дело с речью.

Сатурн – верхняя часть всего астрального тела

Юпитер – Мышление

Марс – речь.

Как мы видим, Марс выделяет из всей прочей астральной организации человека в определенной мере ещё более малую часть, чем рассматриваемая в связи с мышлением.

От воздействий Марса в нас зависит, насколько смогут развернуться силы, которые затем вольются в речь. Малое время облёта Марсом Солнца для этого как раз подходящее. Человек за это время учится, что соответствует примерно половине времени облёта, первым звукам речи.

Восходящее и нисходящее развитие! Мы видим это всё развитие, имеющее отношение к области человеческой головы, связанным с силами Сатурна, Юпитера и Марса.

Этим мы преподали продолжающееся воздействие внешних планет внутри человеческого астрального тела. В то время как Солнце больше связано с «Я», эти три мировых тела: Сатурн, Юпитер и Марс, - имеют дело с развитием того, что связано с астральным телом: речью, мышлением и всем образом поведения (характером) человеческой души в человеческом организме.

Затем мы имеем Солнце, имеющее дело, собственно, с «Я». И затем мы имеем те планеты, которые в определенной мере ближе к Земле, чем Солнце, то есть те планеты, которые находятся между Землей и Солнцем, в то время как Сатурн, Юпитер и Марс вращаются вокруг Солнца по ту сторону земной орбиты относительно Солнца. Когда мы обращаем внимание на эти внутренние планеты, мы можем прийти к тому, чтобы принять во внимание связи их сил с человеком. Рассмотрим сначала Меркурий.

Меркурий, я бы сказал, имеет точку соприкосновения подобно Луне во внутреннем существе человека, но только в отношении человеческого лика он действует снаружи. Но он уже действует в той части человека, которая расположена под областью сердца.

Там он действует своими силами, когда внутренне он захватывает (ergreift) человеческую организацию, и его силы оттуда снова излучаются. И там он действует так, что он преимущественно обеспечивает коммуникацию и действенность астрального тела во всей организации деятельности дыхания и циркуляции. Он является посредником между астральным телом и ритмическими процессами в человеке.

Так что можно сказать, что его силы обеспечивают связь астрального тела и ритмической деятельности человека. Поэтому силы Меркурия, подобно лунным, вмешиваются во весь процесс обмена веществ человека, но только в той мере, насколько обмен веществ связан с ритмическими системами, и действует обратно на ритмическую деятельность. Затем мы имеем Венеру, преимущественно деятельную в эфирном теле, которая из Космоса обрабатывает человеческое эфирное тело, и связана с деятельностью эфирного человеческого тела.

Затем мы имеем Луну. О ней уже было сказано. Она в человеке полярно противопоставляет свои силы солнечным силам, и изнутри вещество переводит в живое, и благодаря этому связана с размножением. Таким образом, Луна является щедрым возбудителем внутренней репродукции и внешнего размножения.

Подумайте только, что всё то, что в человеке, собственно, происходит, является вам в своей зависимости от окружающего Космоса, всего космического окружения, связанного с эфирным телом. Но в нём это дифференцируется в том смысле, как я это здесь описал, а так как дифференциация исходит от астрального тела, то в этом астральном теле расчленяются силы, исходящие от Сатурна, Юпитера, Марса, Меркурия, Венеры и Луны. Кроме того, окольным путём, через «Я», действует Солнце. Итак:

Сатурн – верхняя часть всего астрального тела.

Юпитер – мышление.

Марс – речь.

Солнце – «Я».

Меркурий – связует астральное с ритмическим в человеке.

Венера – деятельность человеческого эфирного тела.

Луна – возбудитель репродукции.

Представьте себе, что благодаря тому, что человек вчленен в Космос, дело обстоит иначе, чем если бы человек стоял на одной точке земли, и скажем, Юпитер блистает с неба, или человек стоит здесь на земле, а Юпитер от земли заслонен. В первом случае имеются прямые воздействия на человека, а в другом они таковы, что земля стоит между ними. Это образует значительную разницу. Как мы сказали, Юпитер связан с мышлением.

Представим себе, что человеческий физический орган мышления пребывает в своём преимущественном развитии. Тогда человек переживает, вскоре после своего рождения, начиная со своего рождения, что Юпитер ему прилучает своё воздействие. Человек получает прямое воздействие Юпитера. Его мозг совершенно особенно образуется в мыслящий орган. Он получает определенную предрасположенность к мышлению. Представим себе, что человек проживает эти годы так, что Юпитер всё время на другой стороне. Тогда воздействия Юпитера будут задержаны землей и его мозг будем менее образован, как мыслящий орган, и, напротив, земля будет действовать в нём своими веществами и силами, и вполне возможно, что он будет преобразован лунными силами, которые всегда в определенном смысле тут как тут, и тогда человек станет тупо-грезящим, станет только тупо-сознательным существом, а мышление отступит.

Между этим лежат всевозможные степени. Представим себе, что человек из своей прежней инкарнации имеет в себе такие силы, которые предназначают, чтобы он в земной жизни, которая только должна наступить, особенно развил мышление. Тогда он посылает себя воплощаться, выбирая время, чтобы Юпитер был в определенной фазе вращения, когда он родится на земле, чтобы Юпитер прямо посылал ему лучи. Таким образом, констелляция звёзд является тем, в чём человек даёт себе родиться в соответствии с условиями своей прежней земной жизни. От того, что вам там открывается, конечно, должен человек сегодня в период души-сознательной всё более делать себя свободным.

Но дело в том, что он должен делать себя свободным правильным образом, чтобы он действительно делал нечто, что я упомянул в связи с сатурническими воздействиями, чтобы он попытался перейти от тенеобразного чисто интеллектуального развития к образному, наглядному развитию. То, что мы таким образом развиваем из духовной науки, как я это представил в книге «Как достигнуть познания высших миров?», является указанием на то, что человек должен сделаться правильным образом независимым от космических сил, которые тем не менее в нём действуют.

Когда человек решается родиться, он вживляется на Землю, когда образуется звездная констелляция. Но он должен обзавестись силами, которые смогут сделать его в правильном смысле независимым от этой звездной констелляции.

Вы видите, что наша цивилизация должна снова прийти к таким знаниям о связях человека с внеземным Космосом. Человек снова должен почувствовать себя так, чтобы он знал, что в его организации действуют не только обычные известные современной науке наследственные силы. Относительно действительного состояния дел, например, является бессмысленным думать, что внутри организации женского организма заложены те силы, которые затем наследуются – это же такое тёмное мистическое представление, это наследование – которые затем так наследуются, что они образуют сердце, печень и прочее.

Никакого сердца не было бы в человеческом организме, если бы как раз Солнце не вчленяло это сердце, и именно со стороны головы, и не было бы печени в человеческом организме, если бы Венера не вчленяла эту печень. Так дело обстоит со всеми отдельными органами человека.

Они совершенно связаны с тем, что есть снаружи в Космосе. В человеческом мозге действуют силы Юпитера. В общем устройстве (конституции) человека, если он своё астральное тело, когда он своё астральное тело организовал здоровым или больным, в его физической организации действуют сатурнические силы. Человек учится говорить благодаря тому, что в нём действуют силы Марса, и в речи показывают себя силы Марса.

Это такие дела человечества, которые всё снова нужно провидеть. Человек должен знать, что с наукой, которая охватывает только земное, совершенно нельзя объяснить его существо. Теперь познакомимся также со связью человека с Землей.

Ибо другие существа, которые живут вокруг человека, являются также не просто земными существами. Чисто земными существами являются в первую очередь минералы. Но также и в минералах происходят изменения, зависящие от сил земного окружения. Так, все наши минералы, когда кристаллизуются, принимают свой облик совершенно вследствие того, что они определенным образом зависят от внеземных сил, так как они образовались тогда, когда Земля ещё не развила достаточно интенсивно свои силы, и на Земле действовали внеземные силы.

Мы видим, когда мы возвращаемся в послеатлантическое развитие, что тогда в первое время человек во время расцвета древнеиндийской культуры, был совершенно существом, которое чувствовало себя во всей Вселенной, гражданином всей Вселенной. Хотя он тогда и не развил в себе те силы, которыми сегодня так гордится человек, он был в истинном смысле слова человеком. Затем человек более-менее отклонился от внеземных сил. Но мы ещё видим во всём халдейском времени и в начале греческого времени, как человек, как минимум, взирал на Солнце. Он в определенном смысле был ещё неким родом амфибии, которая радовалась, получая солнечные лучи, и больше не нуждалась, чтобы копаться в земном глухом качестве. Из человека образовалась амфибия. Теперь человек, верящий, что он, собственно, связан только с земными силами, никак не может сказать, что он как крот, собственно, дождевой червяк, который воспринимает максимум ещё, когда ему то, что от земли в мировое пространство высаживается, дождевая вода, снова обратно приходит.

Это сейчас единственное, что ещё воспринимает человек приходящим из Космоса. Но это воспринимают и дождевые черви. Вы это можете увидеть сегодня утром, выйдя на улицу! Человек сегодня в своём материализме стал таким дождевым червяком. Он должен преодолеть это состояние червяка. Но он это сможет только, если разовьётся к тому, чтобы познавать свою взаимосвязь с внеземным Космосом.

Итак, мои дорогие друзья, речь идёт о том, чтобы мы в наше время должны были бы себя привести, исходя из нашей цивилизации, к новой духовности, к «противо-дождево-червячности».

Четырнадцатый доклад

Дорнах, 13 Мая 1921 года.

Вероятно, как раз эти доклады, которые я здесь прочитал о сущности цвета, и доклад, который предшествовал в последний четверг докладам о цвете, показывают, как можно подойти к существу человека, если его рассматривать в его взаимосвязи со всей Вселенной. Однако, когда мы спрашиваем себя о сущности человека, мы должны достигать взирания от Земли к внеземному. И наше время требует этого в особой мере.

Мы видели, что человеческий интеллект становился всё призрачнее, и как он как раз благодаря развитию 19 столетия больше не коренится в действительности. Это нам указывает на то, что человек должен непременно думать о том, чтобы в свой душевной жизни получить новые импульсы. Это станет нам особенно ясно благодаря тому, что мы сегодня перед нашей душой хотим провести импульсирующие космические события, которые уже рассматривались с иной точки зрения.

Вы можете вспомнить и хорошо знаете из моего «Тайноведения», великое событие, разыгравшееся в земном развитии, собственно, выход Луны из Земли. То, что сегодня в качестве Луны нам блистает из мирового пространства, было когда-то связано с Землей, а затем отделилось от Земли и теперь вращается вокруг неё, как её спутник.

Мы знаем какие захватывающие изменения во всем развитии человечества связаны с этим отделением Луны от Земли. Вы знаете, что мы должны далеко назад отступить во времени, за всемирный потоп, если хоти попасть в то время, в котором как раз Луна вышла из Земли.

Теперь мы проведем только то, что в отношении человека и окружающих нас на Земле природных существ благодаря тому имеется, что Луна отделилась от Земли. Мы уже видели, что, собственно, различные окрашенные минералы, минеральные тела свой цвет свою окрашенность в сущности также производят от этого отношения Луны к Земле.

Как раз поэтому мы в состоянии это космическое событие соотнести с художественным пониманием бытия. Но с этим ещё связаны важные, значительные иные вещи. Человек перевел своё существо из прежде прошедших метаморфоз земного существования, из существ древних Сатурна, Солнца и Луны; и в то время, когда он развивался, как существо Сатурна, Солнца и Луны, в его окружении ещё не имелось никакого минерального царства.

Минеральное царство, всё минеральное вступило только в земное время. И благодаря этому также то, что мы называем минеральной материей, вошло в состав человека только в земное время. На Сатурне, Солнце и Луне в человеке не было ничего минерального. Он также не был ещё существом, которому было бы предписано своё существование проводить на Земле, но тогда человек был существом, которое благодаря своей конституции, собственно, принадлежало всему Космосу.

До того, как на Земле произошло отделение Луны и до того, как минеральное в земле развило свою цветность, человек, собственно, ещё не принадлежал Земле. Если можно так выразиться, это было вообще вопросом для ведущих земное развитие духовных существ: «Что должно произойти с человеком? – Должен ли он быть высажен на Землю, или должен проводить своё существование вне Земли?».

И это можно назвать решением существ, которые вели развитие человечества, что Луна отделилась и благодаря этому вся Земля, - и вместе с ней человек, - изменилась. Благодаря тому, что грубая лунная материя выделилась, человек пришел к такой организации, которая обеспечивала ему возможность стать земным человеком. Таким образом, земной человек стал таковым благодаря этому событию выхода Луны и вчленения минерального в Землю. Благодаря этому человек приобрел земную тяжесть.

Но он никогда не стал бы существом способным на свободу, если бы не приобрел этой земной тяжести. До этого он в определенной мере не был в действительности персоной. Персоной он стал благодаря тому, что собрал силы, которые должны были образовывать его тело. Это произошло благодаря выходу Луны и вчленению минерального царства, и таким образом человек стал персональностью, благодаря чему ему стала доступна свобода.

Это развитие человека на Земле при выходящей Луне прошло с момента этого лунного выхода через несколько различных стадий. Можно сказать, что пока не происходило ничего другого, как то, что Луна отделилась, человек имел, собственно, постоянную возможность, исходя из всей своей организации, из своего телесно-душевного существа, иметь образы древнего ясновидения.

Этой способности иметь образы древнего ясновидения человек сначала не был лишен при выходе Луны. Человек видел мир в образах, как я часто это описывал. Если бы не произошло ничего другого, человек до сих пор видел бы мир в образах.

Но, как мы знаем, развитие шагало дальше, и человек не остался таким, что он только к Земле прикован. Человек в определенной мере снова предрасположен к обратному развитию, для которого, собственно, в 19 столетии произошла переломная точка. Я в последних докладах это повторно характеризовал.

Но уже в древние времена наступило то, что человек в определенной мере, когда он теперь также стал человеком обмена веществ с земной тяжестью, и всё же можно сказать, что головным человеком, способным к космическому существованию. Человек развил свой интеллект, и в этот интеллект внутрь ещё вплоть до 4 столетия по Р.Х. уплотнялись образы древнего ясновидения. Только после этого, а именно, с 15 столетия, человеческий интеллект стал становиться всё более призрачным (тенеобразным).

Этот человеческий интеллект вообще с этого времени не имеет собственного существования, несмотря на то, что он в человеке является совершенно духовным, а имеет только нечто, что в сущности является образным бытием. Когда человек сегодня мыслит просто-чисто своим рассудком, то мысли коренятся не в действительности, а двигаются в призрачном бытии.

Это приняло свою самую сильную форму в 19 столетии, и сегодня у человека вообще отсутствует чувство действительности. Человек живёт в духовном элементе, но является материалистом. Своими духовными мыслями, которые, однако, являются призрачными мыслями, мыслит он только материальное бытие.

Так наступило это второе событие. Человек снова становится духовным, но то, что ему прежде материя давала в качестве духовного содержания, это его больше не проодушевляет. Он стал духовнее, но мыслит благодаря духовному только материальное.

Теперь мы знаем, что Луна однажды соединится с Землей. Этот момент времени, когда Луна с Землей соединится, живущими в абстракциях астрономами и геологами оттолкнуто в даль тысячелетий, но это только иллюзия. В действительности мы стоим не так уж далеко от этого момента времени.

Вы же знаете, что человечество, как таковое, становится всё моложе. Вы знаете, что люди всё более приходят к тому, чтобы их телесно-душевное развитие иметь только до определенного момента времени. Во время смерти Иисуса-Христа, когда имела место Мистерия Голгофы, люди вплоть до 33 лет были способны к общему телесно-душевному развитию.

Сегодня это происходит вплоть до 27-летнего возраста. В 4 тысячелетии придёт время, когда люди будут способны развиваться только до 21-летнего возраста. Затем в 7 тысячелетии люди будут ещё способны развиваться вплоть до 14 летнего возраста через телесность. Но в то время уже не будет женщин, способных плодоносить(творить), наступит совершенно иной род и образ земной жизни. Настанет время, когда Луна снова приблизится к Земле, снова в неё вчленится.

Вы видите, мои милые друзья, на какие внеземные события должен обратить внимание сегодня человек. Он не должен только в общем абстрактно грезить каким-то Божественным, но он должен принимать во внимание связанные с его развитием события.

Он должен знать, что когда-то Луна отделилась от Земли и снова однажды соединится с Землей. И также, как это было импульсивным событием, это отделение Луны, также импульсивным событием будет вчленение Луны обратно в Землю.

Мы, как человечество, будем и после этого населять Землю, но мы не будем рождаться прежним образом. Мы будем связываться с Землей иным образом, чем через рождение. Но до этого мы в определенном смысле будем развиты. И мы должны то, что сейчас происходит, становление интеллекта тенеобразным (призрачным), должны связать это с тем, что однажды придёт, как импульсивное событие в земное развитие: снова возвратное вчленение Луны в земную материю.

Интеллект станет всё более становящимся призрачным. Если так пойдёт дальше, человечество не сможет открыть и воспринять то, что может прийти из духовных миров. Тогда человек стал бы постепенно всё более погружаться в призрачность своего интеллекта. Подумайте только о том, что содержит этот призрачный интеллект. Он не может понять само человеческое существо.

Он понимает минералы. Это конечно единственное, что может понять этот призрачный интеллект в какой-то степени. Уже жизнь растений для него является загадкой, жизнь животных настоящая загадка, а своя собственная жизнь совершенно непрозрачна. Так человек образует себе образы мира, которые по сути остаются мировыми вопросами, которые, собственно, содержат только нечто, что и близко не подходит к существу растения, животного и тем более человека.

Это образование образов будет всё дальше продолжаться, если человек не решится принять то, что передаётся ему имагинациями, новыми имагинациями, через которые ему будет описано мировое бытие. В тенеобразных рассудочных понятиях и интеллектуальных представлениях должно быть воспринято то, что духовная наука может дать живые истины (живую мудрость). Этим должны быть оживлены тенеобразные рассудочные образы.

Но это оживление теневых рассудочных образов является не только человеческим событием, а и космическим. Вспомните о том, что я описал в моём «Тайноведении», что однажды человеческие души отправились наверх к планетам и снова спустились в земное существование. Я в моей книге «Тайноведение» это так представил, как человек с Марса, Юпитера и т.д. приходит на Землю. Вы видите, что тут происходит важное событие – это можно продемонстрировать только на фактах, которые человеку в духовном мире будут подтверждены – в конце 70-х годов 19 столетия произошло значительное событие.

В то время как в древнее атлантическое время человек спускался с Сатурна, Юпитера, Марса и т.д. на Землю, в то время как тогда человеческие души связывались с земным существованием, теперь начинается время, в котором иные существа, не являющиеся людьми, но которые для дальнейшего развития их бытия предопределены к тому, чтобы приходить на Землю и на Земле вступать с людьми в отношения, в котором такие существа из внеземных мировых областей также сходят вниз (спускаются).

С конца 80 годов 19 столетия неземные существа хотят входить в земное бытие. Так же, как люди Вулкана были последними, которые здесь на Земле были вниз посланы, так же посылаются теперь в земное бытие действительно существа Вулкана.

Мы имеем в земном существовании уже внеземных существ. И это обстоятельство, что неземные существа приносят вниз в это земное бытие послания, этому обстоятельству мы должны быть благодарны, что мы вообще можем иметь духовную науку. Но в общем и целом, как ведет себя род человеческий?

Человеческий род, можно сказать, ведет себя космически-грубо в отношении этих из Космоса – пока, конечно, ещё медленно – на Землю являющихся существ. Он их игнорирует, не обращает внимание. И это то, что приведет Землю в трагическое состояние, так как среди нас будет в следующих столетиях странствовать всё больше духовных существ, чей язык мы должны понимать. А мы понимаем его только, когда мы пытаемся понять то, что от них приходит: содержание духовной науки. Они хотят это нам дать, и они хотят, чтобы была деятельность в духе и смысле духовной науки, чтобы духовная наука была пересажена в социальные-образы-деятельности земного бытия. Мы действительно имеем дело, начиная с последней трети 19 столетия, с проникновением духовных существ из Вселенной, в первую очередь таких существ, которые живут в сфере между Луной и Меркурием, которые, однако, уже врываются в земное бытие и пытаются в земном бытии найти опору благодаря тому, что наполняют человека мыслями о духовных существах и Вселенной. То, что я только что сказал, можно охарактеризовать через то, что мы наш теневой интеллект должны оживить образами духовной науки. Так отображается абстрактно.

Конкретно отображается, когда говорят, что духовные существа хотят вниз в земное бытие, и они должны быть восприняты. Будут потрясения за потрясениями, и, наконец, земное бытие должно было бы излиться в социальный хаос, когда эти существа спустятся, а человеческое бытие было бы в оппозиции против (в отношении) этого нисхождения этих существ.

Эти существа не хотят ничего иного, как только быть форпостом для того, что должно произойти с земным бытием, когда Луна снова соединится с Землей.

Вы видите, сегодня человек может ещё казаться сравнительно негармоничным, когда он такие мысли выдумывает, автоматические и безжизненные мысли, возникающие, когда охватывают минеральный мир и минеральную составляющую растений, животных и человека, я бы сказал, те мысли, которыми только сегодня и живут люди, с которыми они себя чувствуют вполне хорошими материалистами, и только которые они сегодня мыслят.

Однако, поразмыслите (представьте), что люди продолжали бы мыслить так и дальше, люди бы действительно не образовывали бы ничего иного, как такие мысли вплоть до момента времени, когда в 8 тысячелетии Луна снова объединит своё существование с земным, что тогда бы возникло?

Да, существа, о которых я говорил, будут постепенно всё снова спускаться на Землю, существа Вулкана, сверхлюди с Вулкана, Венеры, Меркурия, Солнца и т.д. будут соединяться с земным бытием. Но, если земные-люди будут продолжать составлять в отношении них оппозицию, то земное бытие перейдёт в хаос в ходе следующего тысячелетия. Земные люди смогут и дальше развивать свой автоматический интеллект. Его можно таким развивать и в варварстве, но человеческое совершенство с таким интеллектом не будет достигаться, и люди не будут иметь никакого отношения к тем существам, которые хотят склониться к ним вниз в земное бытие.

И все эти существа, о которых теперь человек неправильно будет мыслить, существа, которые будут неправильно мыслиться на том основании, что чисто призрачный интеллект может мыслить только минеральное, и я бы сказал, грубо-материальное в минеральном, растительном, животном и даже человеческом царствах, эти мысли людей, не имеющие действительности, получают одним махом действительность, когда Луна объединится с Землей. И из Земли произрастёт ужасное отродье существ, которые по их характеру представляют нечто среднее между минеральным и растительным царствами, автомато-образные существа с великолепным рассудком, очень интенсивным рассудком.

Этим движением, которое на Земле будет захватывать место, Земля будет покрыта как бы сетью, паутиной ужасных пауков, обладающих огромной мудростью, которые, однако, в их организации поднимаются к растительному существованию. Ужасные пауки, которые будут друг в друга вплетены и в своих внешних движениях имитировать будут всё то, что выдумают люди своим призрачным интеллектом, который вообще не отдался побуждению прийти через новую имагинацию к духовной науке.

Всё то, что люди в таких нереальных мыслях мыслят, станет действительным. Земля будет, как сегодня воздухом, покрыта паутиной ужасными минерально-растительными пауками, очень понятливыми и ужасно злыми. И человек, если он не оживит свои призрачные интеллектуальные понятия, вместо того, чтобы объединить своё существо с существами, которые хотят спускаться, начиная с последней трети 19 столетия, начнет объединять своё существо с этими ужасными минерально-растительными чудовищами-пауками. Он сам будет жить вместе с этими паукообразными чудищами, и будет искать дальнейшего прогресса в мировом бытии вместе с тем развитием, которое примет паучью чудовищную форму. Вы видите, что это то, что вообще лежит в реальности развития земного человечества, и что это будет вообще узнано (осознано) большим числом тех людей, которые удерживают человечество от восприятия духовнонаучных познаний.

Ибо, имеются также такие, которые являются совершенно сознательно связанными (союзниками) такого становления паучьим существования земного человечества. Сегодня больше не нужно давать запугивать себя описаниям такого рода, так как описания такого рода прячутся позади того, что сегодня ещё говорят многие люди, которые, исходя из древних традиций ещё какое-то сознание имеют о таких вещах, которые имеют древние предания, и эти древние предания могут быть укрыты (окружены) определенным покрывалом тайны.

Наше развитие земного человечества не таково, что оно может идти дальше укутанным ореолом тайны, и, если сопротивление (препятствия) так велико с враждебной стороны, то должны быть сказаны вещи, ибо это есть, как я всё снова говорил, серьёзность, что предстоит в качестве возможности для человечества принять или отклонить духовнонаучное познание.

Здесь имеют дело не с чем-то, что можно составить из заключений, связанных только с симпатией или антипатией, но здесь дело в том, чтобы совершенно вмешаться во все космические взаимосвязи, тут дело в том, хочет ли человечество в современную эпоху решиться понемногу врастать в то, что ему добрые духи, желающие связать себя с людьми, приносят вниз из Вселенной, либо человечество хочет искать дальнейшее космическое существование паучьего отродья, и запутаться в паутине собственных чисто-призрачных мыслей. Сегодня недостаточно, чтобы просто в абстрактных формулах необходимость духовнонаучных познаний туда врисовывали (вписывали), но сегодня необходимо, чтобы было показано, как мысли становятся действительностями.

Это то, что так ужасно у всех абстрактных теософов, которые наступают, что они такие абстракции выставляют перед людьми, как: «Мысли станут позже действительностями!», - но им не впадает, насколько полная досягаемость, конкретная досягаемость дела (вещи) ставится. И эта конкретная досягаемость дела такова, что интеллектуальные, призрачные мысли, которые сегодня внутренне прядутся людьми, что они однажды паутиной охватят Землю, и люди будут вплетены в эту паутину, если они не хотят подняться выше призрачных мыслей.

Путь для возвышения, мои дорогие друзья, предложен. Мы должны совершенно глубоко-серьёзно принимать такие вещи, как мысли, которыми я заключил мои доклады о цвете в последнее воскресение, где я сказал, что речь идёт о том, что познание цвета должно быть извлечено из абстрактной физики, чтобы действительно познание цвета было извлечено в область, где совместно действуют фантазия и ощущение понимающего существо цвета художника и духовнонаучное взирание в мир.

Мы видели, как сущность и существо цвета может быть понята и как можно поднять то, что физика засовывает вниз в ариманическое своими ужасными рисунками, как художественное будет поднято вверх, так что действительно сможет быть основано учение о цвете, которое, конечно, далеко от мыслительных привычек сегодняшней науки, но которое может быть совершенно основанием для художественного творчества, если человек этим проникнется. Но такие мысли должны совершенно серьёзно быть восприняты. Но ещё одна мысль должна быть принята серьёзно.

Что мы переживаем сегодня во всем цивилизованном мире?

Наши молодые люди будут в клиниках и на естественнонаучных факультетах искусными, там им разъяснят человека. Они изучают костную систему и вообще организацию человека по трупу. Они учатся логически в абстрактных мыслях строить, представлять человеческий организм.

Но, мои дорогие друзья, так нельзя узнать человека, так можно познакомиться только с минеральной составляющей человека. Единственно и только знакомятся в человеке через эту науку с тем, что имеет значение в период от отделения Луны до обратного вчленения Луны в Земную материю, и что преобразуется в паучью сущность из паутинных мыслей современности.

Должно быть подготовлено познание, которое человек охватит (поймёт) иначе, и которое может быть подготовлено только, если наука поднимется до художественного воззрения, если она однажды установит, что наука, как она это делает сейчас, может дойти до определенного момента, вплоть до минерального в минеральном царстве, в растительном, животном и человеческом царствах. Но уже в растительном царстве должна наука преобразовываться в искусство, а ещё в большей степени в животном царстве.

Форму животного хотят понимать из того, что делают анатомы и физиологи – бессмыслица! И пока не установят, что это чушь, до тех пор может призрачный рассудок преобразоваться в живое духопознание мира. Должно то, что сегодня в такой неутешительной форме изучают наши молодые люди в университетах, всюду исходить из художественного понимания.

Ибо, окружающая нас природа, творит художественно. И пока не будет понято, что то, что вокруг нас в природе окружает, является художественным творчеством и понято может быть только с помощью художественных понятий, в наше мировоззрение не может войти никакое исцеление.

Должно захватить место представление, что камеры пыток в средневековых замках, где людей вставляли в «железную деву», а затем протыкали её копьями, физически-наглядно напоминает ту самую процедуру, которую производят, когда молодому человеку нашего времени преподают анатомию и физиологию и при этом говорят, что через это он познаёт существо человека.

Нет, он не понимает ничего, кроме как нечто, что развивается через духовно-душевный элемент пыток.

Он понимает растерзанного минерального человека, то от человека, что однажды будет впрядено в паутинное земное одеяние.

Это не верно, что власть цивилизации сегодня у тех, которые рассматривают, как глупость, истинные мысли, те, которые во внутреннем-интимном связаны с благим развитием человечества, со всей миссией развития человечества в мире! – Это трагическое, и эту трагичность нужно принимать во внимание.

Ибо, только, если эту трагичность совершенно наглядно будут ставить перед душой, возможно придут к заключению, что может так много вступить на этом месте для того, чтобы ставший призрачным интеллект нашел возможность впустить духовный мир, входящий из внеземного, так чтобы этот призрачный интеллект пригодился для того, во что он должен войти.

Этот призрачный интеллект не должен быть оттолкнут назад в подрастительное, в паукородное, которое распространится по Земле, но должно быть поднято вверх человеком, когда однажды женщины станут бесплодными при наступлении 8 тысячелетия, когда Луна снова соединится с Землей. Затем должно отстать земное, которым человек руководит только снаружи, как табуреткой, тем, что он не может взять с собой в космическое бытие.

Человек должен себе подготовить то, с чем ему не нужно стать единым, что должно развиться однажды таким образом на земной поверхности. Ибо, так же как человек втянут в это земное бытие из предземного бытия, как вместе с выделением Луны наступило рождение человека женщиной, так же наступит снова то, что человек больше не будет рождаться через женщину, так как это преходящий эпизод во всем космическом развитии.

Это такой эпизод, который должен принести человеку чувство и сознание свободы, отдельность индивидуальности и личности. Это эпизод, который не должен презираться, он необходим для всего прогресса, но это нечто, что не должно сохраниться.

Человек не должен отдаваться удобству (комфорту), взирая на чисто абстрактную Божественность, но должен видеть конкретность того, что связано с его развитием. Только благодаря этому он может прийти к действительному внутреннему оживлению всего своего душевно-духовного существа, чтобы он охватил это огромное временное пространство, но в его конкретном облике развития, благодаря чему он сможет перейти в свои следующие друг за другом земные жизни.

Это нам говорит сегодня действительная духовная наука. Как раз сталкиваются вещи. Для воли есть сегодня опасность, что она будет вытолкнута из духовности и соединится с земной паутиной. Эта воля живёт сознательно в каждом отдельном человеке, так как он верит, что найдёт своё направление, если будет только сам развиваться, а остальных оставит в незнании.

Но в основном дело обстоит так, что люди незнающими продолжают жить и в действительности не предчувствуют (не имеют понятия) навстречу каким ужасным земным судьбам идут, связывая себя с тем, что древняя духовная мудрость называла шестнадцатью путями человеческой гибели.

Ибо, мои дорогие друзья, так же точно, как имеются различные пути обращения с призрачным рассудком к тому, что как сообщение, провозвестие, может прийти от духовного мира, так же точно имеются, конечно, варианты связи через рассудочную деятельность с паукообразными-пытко-существами, которые в будущем опутают своей паутиной Землю.

Тогда объективно рассудок будет властвовать в различных членах, которые будут иметь эти паукообразные чудища, которые будут друг в друга впрядаться (вдвигаться, проникать?), будут друг друга обвивать и в этом обвивании, в этом взаимном обвивании, вроде, как на жезле Меркурия, будут вызывать чудеснейшие, умнейшие духовнейшие – в смысле сегодняшнего значения слова – образования.

Но благодаря тому, что человек снова придёт к тому, что художественное начнёт понимать изнутри, сможет он понимание принести навстречу тому, что является сверхминеральным, тому, что изживает себя в облике растения.

Взгляните, как это симптоматично в становлении человечества, что Гёте нашел учение Метаморфозы, он, который был предрасположен к художественному. Все бывшие вокруг педанты увидели в этом только дилетантизм, и до сих пор педанты держат это за дилетантизм. Но в Гёте художественное видение мира, и вообще здравый смысл, связан также с тем взглядом, который в природе уже саму природу видит художественно.

Он не так далеко ушел, чем чтобы только мочь видеть в животном образование позвоночных костей, черепных костей.

То чудесное преобразование предыдущего бытия человека, которое образует прочую телесность облика головы, это чудесное художественное преобразование продольных костей в шарообразные кости – это то, что, если это действительно будет провидено, лишь это даст действительное внутреннее проникание в различия всего прочего человеческого облика от головы. Это нужно иметь в виду, когда хотят отчленить пластически человеческую голову от прочего человеческого организма.

Но истинная наука должна стать одновременно искусством, так как вся наука, которая не поднимется до искусства, является наукой обманчивой, вталкивающей человечество в космическое несчастье. Так что мы в действительности видим, как с одной стороны действительная духовная наука указывает (призывает) к художественному пониманию. Это жило в душе Гёте подобно гимну, когда он уже примерно в 1780 году написал свой гимн в прозе «Природа»: «Природа, мы ею окружены и объяты …».

Всё ткёт такое полотно-представлений, так что можно сказать, что это развитие стремления, чтобы воспринять духовное существо из мироздания. Да, продолжение образования этих мыслей, которые живут в этом гимне в прозе Гёте, продолжение образования этих мыслей создало бы место проживания для тех существ, которые из внеземного Космоса хотят вниз.

Но то, что образовалось в ходе 19 столетия, эти ужасные пыточные понятия человеческой физиологии, биологии, систематизации и прочего, которые в сущности не имеют ничего общего с действительным существом растений, на что мы снова можем указать в нашем рассмотрении цвета, все эти нехудожественные понятия есть то, что не может дать никакого познания, чем не может проникнуться человек.

Поэтому в сущности то, что сегодня рассматривается в качестве науки, ариманический продукт, нечто, что вводит человека в земную порчу (гибель), что не даёт ему прийти в ту сферу, которая, я бы сказал, ему преподносится навстречу с последней трети 19 столетия внеземными существами.

Заботиться о духовной науке, мои дорогие друзья, не означает просто как-то абстрактно говорить о духовной науке. Нужно открыть врата для внешних влияний, которые, начиная с последней трети 19 столетия хотят к нам на Землю. Это реальное космическое событие, забота о духовной науке, занятие духовной наукой, только это нужно осознать.

Итак, мы можем сказать, что мы обозрели временной промежуток от отделения Луны до обратного вчленения Луны. Эта Луна, о которой мы говорим, что она отражает нам солнечный свет, имеет таким образом глубокую связь с нашим бытием.

Она в своё время отделилась от Земли, чтобы человек на Зеле смог стать свободным. Но человек должен это время использовать, чтобы Луне не дать материал, который сможет связаться с лунным бытием внутри земного бытия, когда Луна снова вернется, в том новом природном царстве, о котором я вам уже рассказал в достаточно наглядной форме. Можно сказать, что сегодня в человека иногда вступает предчувствие того, что должно произойти. Я не знаю, с каким чувством люди могут читать то, что написал Ницше в своём «Заратустре» в главе о ужасных людях в долине смерти, в которую земное бытие преобразуется, когда эти пауко-чудища, о которых я говорил, покроют Землю.

Но в то время, когда возникла у Ницше фантазия о этой долине смерти, в нем именно бессознательно жило нечто именно от этого образа будущего, и он пересадил в эту долину ужасных людей. Это нечто, как предчувствие.

Как люди однажды, если они и дальше будут практиковать их призрачные мысли, как ужасные облики будут взяты с собой от погружающегося в Землю лунного бытия, чтобы в качестве ужасных людей впадать в эту паучью стаю и с ней соединиться.

Кому же нужно эти вещи сегодня сохранять в тайне, как этого многие хотят? Можно сказать, людям сыпать в глаза песок. Большая часть того, что распространяется сегодня, как духовность, в действительности может быть названа не иначе, как сыпанье в глаза песка людям. Конечно, встречаются люди, видящие, что это значит, когда людям сыплют песок в глаза: ни единого исторического события не принимать таким, как оно в действительности есть. Сколько же есть людей, которые сегодня знают, что наши дни приносят события фундаментального значения.

Я уже обращал внимание на эти вещи. Но сколько людей хотят входить в эти вещи? Можно сказать, что люди закрывают глаза на эти вещи. Можно сказать, что эти вещи не имеют такого уж значения. Но знамения как раз уже совершенно здесь, и эти знамения должны быть людьми поняты.

Это то, мои дорогие друзья, что я хотел добавить к моим рассмотрениям о мире цвета и взаимосвязи человека с внеземным Космосом. Мы продолжим такие рассмотрения в будущем.