История малых городов нашей матушки России таит в себе немало интересного и познавательного.
Хотите погрузиться в советское прошлое и увидеть фотографии предметов, которые были в обиходе во времена существования Советского Союза и Великой Отечественной войны? Тогда наберитесь терпения и читайте дальше.
На днях мне довелось побывать в комнате боевой и трудовой славы моторвагонного депо небольшого, но значимого на карте Чувашской Республики города, считающегося железнодорожной столицей края.
О городе, в котором находится депо
Депо находится в Канаше, получившем статус города 6 июня 1925 года, то есть фактически сто лет тому назад. Однако история населенного пункта начинается задолго до этого: с XVI века, в частности, со времени правления царя Федора Ивановича, сына Ивана Грозного - последнего русского правителя из династии Рюриковичей. Во времена царствования императора Александра III в Шихранах (такое название носил Канаш вплоть до 1920 года) была построена Московско-Казанская железная дорога. Точнее, от Москвы до Рязани железную дорогу возводил железнодорожный магнат Карл фон Мекк, а от Рязани до Казани строил дорогу его сын Николай. Железная дорога строилась в Шихранах в 1891-1893 годах, то есть в конце XIX века, первый железнодорожный состав прошел в поселении 22 декабря 1893 года. 29 декабря того же года в Шихранах было основано локомотивное депо. Сначала оно находилось рядом с водонапорной башней "Канаш-Западный", возведенной, как и депо, в 1893 году, и первой деревянной железнодорожной станцией, затем переехало на улицу Канашскую.
Моторвагонное депо станции Канаш
Почему я сказала, что посетила моторвагонное депо, а не локомотивное? По той простой причине, что в 2007 году локомотивное депо станции Канаш разделилось на локомотивное и моторвагонное предприятия, а еще через три года локомотивное депо было передано в Юдино (микрорайон Казани, Татарстан).
В моторвагонном депо, состоящем из нескольких цехов, в которых осуществляется ремонт локомотивов и вагонов, расположена комната боевой и трудовой славы, посвященная деповчанам. По послевкусию, которое осталось у меня после ее посещения, это вовсе не комната, а самый настоящий музей боевой и трудовой славы деповчан, собранный руками самих работников локомотивного депо, прежде здесь работавших и работающих. В него вложена душа советских и русских патриотов, любивших и любящих Родину. Многие из деповчан прошли фронта Великой Отечественной войны и уже покинули земную юдоль, но память о них останется в веках. Как, например, память о машинисте локомотивного депо Василии Ивановиче Трекозове, который прошел горнило Великой Отечественной войны и работал после войны машинистом локомотивного депо. Кстати, я неспроста упомянула его фамилию: в 1976 году он создал первый герб города Канаша.
На сегодняшний день хранителем комнаты боевой и трудовой славы депо является Александр Дробинин - удивительно душевный, чуткий и отзывчивый человек, ветеран труда и некогда председатель городского Союза пенсионеров, продолжающий кропотливую работу, начатую первыми хранителями музея, по пополнению экспозиций комнаты. По общению с ним ощущалось, что душой и сердцем он живет музеем боевой и трудовой славы деповчан. И слава Богу! Хранитель, как и экскурсовод, функции которого Александр Иванович взял на себя, должен жить любимым делом, чтобы передавать эту любовь всем посетителям музея.
Прежде чем показать вам фотографии экспонатов комнаты боевой и трудовой славы, я хочу представить вашему вниманию снимки памятников, расположенных на территории моторвагонного депо.
На базе предприятия установлен памятник паровозу-труженику, паровозу-воину Эр-796-34, который был построен на заводе имени Иосифа Сталина в Польше в 1953 году.
Паровоз Эр-796-34
Этот легендарный паровоз десятки лет колесил по территории Советского Союза, перевозил тысячи грузов, а в 1994 году был установлен на вечную стоянку в локомотивное депо в качестве памятника паровозным бригадам колонн особого резерва НКПС СССР 1941-1945 годов. Это произошло в День Победы в Великой Отечественной войне. Я долго думала, стоит ли размещать фотографию хранителя комнаты боевой и трудовой славы славы Александра Дробинина, но решила, что такого человека нужно знать в лицо. Искренних, добрых, открытых и душевных людей в нашей стране немного. Это люди советской закалки, джентльмены чести, которые работали по-стахановски и грудью вставали на защиту Родины, когда это было необходимо. С Александром Ивановичем я общалась в течение полутора часов, не более, и видела его первый раз в своей жизни, однако этого оказалось достаточно, чтобы разглядеть в нем настоящего советского человека.
Кстати, Александр Иванович позволил мне подняться на "борт" паровоза, показал тендер для перевозки топлива (дров, угля, нефти, воды) и кабину машиниста. Кабина машиниста произвела на меня колоссальное впечатление. Вернула в юность, если можно так выразиться, едва я перескочила порог кабины, залихватски поднявшись наверх по ступенькам паровоза. Прежде я не задумывалась над тем, как сложно советским машинистам управлять паровозами серии Эр, потому что никогда раньше не видела эти локомотивы изнутри. Следить за дорогой они могли только через узкие боковые окошечки-полосочки, так как большую часть кабины занимала так называемая печь с топкой.
Памятник деповчанам, погибшим в Великой Отечественной войне
На территории депо рядом с паровозом-тружеником находится памятник деповчанам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны. В этом году отмечается 80-летие Великой Победы. Из Канаша на войну ушло порядка 2 500 человек, погибло 827 жителей города, 11 человек из числа которых являлись работниками локомотивного депо. В их честь на базе моторвагонного депо установлен памятник с вписанными на постамент именами фронтовиков-деповчан. Постамент венчает объемная красная звезда - символ РККА - рабоче-крестьянской красной армии, сражавшейся с немецко-фашистскими захватчиками. Красная армия была переименована в советскую армию только после Великой Отечественной войны. На плите, находящейся под постаментом, установлена корзина с цветами - дань памяти погибшим.
Локомотивы в цехах я не фотографировала, так как посещала комнату боевой и трудовой славы и памятники истории на территории моторвагонного депо, хотя Александр Иванович любезно показал работу одного из цехов. Да и снимать их было нельзя. Но отмечу, что красочные броские локомотивы, стоящие на ремонте в депо, впечатлили меня не меньше памятников. С детства из всех видов транспорта я предпочитала железнодорожный: наши красивые роскошные локомотивы - паровозы, электровозы или тепловозы, тянущие за собой составы с вагонами, всегда вызывали во мне желание сесть в поезд и умчаться в путешествие.
Кстати, поездка на пригородном поезде с моторвагонной тягой, следующем по маршруту "Казань-Нижний Новгород", мне предстоит уже послезавтра. Так что желание путешествовать, тянущееся из далекого детства, никуда не исчезло.
Комната боевой и трудовой славы депо
Но вернемся к комнате боевой и трудовой славы. В ней, помимо кабины машиниста, установленной специально для маленьких посетителей музея и школьников, много экспонатов военных лет, стендов, посвященных фронтовикам и труженикам тыла - деповчанам, да и вообще... Впрочем, фотографии говорят лучше слов, поэтому я размещу альбом с фотографиями комнаты, листая который вы погрузитесь в атмосферу советских лет, которую я вам обещала организовать еще в начале статьи.
Конечно же, я не разместила фотографии всех экспонатов и стендов, так как увидеть их лучше лично при посещении моторвагонного депо. Кто знает, может кто-то из читающих эту статью однажды окажется в Канаше - железнодорожной столице Чувашской Республики, и найдет время побывать в комнате боевой и трудовой славы моторвагонного депо. А хранитель этой комнаты - нет, все же славного деповского музея, - Александр Иванович расскажет много интересного об экспонатах локомотивного депо, ставшего в 2007 году моторвагонным предприятием и сохранившего более чем вековую историю.
Надеюсь, вы, как и я, вдохновились экспонатами советских лет комнаты боевой и трудовой славы депо. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями.