Многие из нас, приняв решение пойти в личную терапию, рано или поздно сталкиваются со страхом зависимости от психолога, что выражается чаще всего через постоянно возрастающую потребность в психологической поддержке.
Психолог создаёт безопасную атмосферу, в которой человек может свободно исследовать свои переживания и делиться ими с терапевтом. Это включает в себя как осознанные, так и бессознательные чувства любви и ненависти. В терапевтическом процессе формируется эмпатическая среда, в которой клиент ощущает уважение и отсутствие осуждения со стороны психолога, что помогает ему раскрыться.
И если говорить про зависимость, то в той или иной степени она присутствует во всех отношениях на протяжении жизни человека.
Дж. Боулби пишет: «В течение всего периода развития здорового зависимого поведения главное место в развитии привязанности играет связь, возникающая между родителями и детьми; позднее она проявляется между взрослым и взрослым – и это действует на протяжении всего жизненного цикла».
Потребность в зависимости существует с раннего детства и меняется с возрастом, приобретая новые качества и формы. По мере взросления человек, осваивая эти новые формы, научается соответствующим образом контролировать, упорядочивать и удовлетворять свои потребности в зависимости.
Каждый из нас от кого-то зависит. Эта зависимость может быть окрашена любовью, благодарностью и уважением к другому, испытывающему удовольствие от такого отношения, которое позволяет ощущать собственную значимость. Но есть здесь и негативный полюс, где зависимость может ощущаться как привязанность и требовательность, заставляющая подчиняться желаниям субъекта зависимости.
В отношениях «терапевт-пациент», «психолог-клиент» важно признавать как цель зависимости, так и её источник.
Юнг говорил: «Пациент посредством переноса «слипается» с человеком, который обещает ему обновление его установки: посредством этого он ищет жизненно необходимое ему изменение, даже если, возможно, не осознает этого. Следовательно, для пациента аналитик обладает свойствами особенной фигуры, абсолютно необходимой для его жизни. Будучи на первый взгляд инфантильной, эта зависимость однако, может выражать экстремально важное требование и важно знать, на что на самом деле это требование нацелено».
Зависимость ради чего? Ради любви, получаемой от терапевта? Ради общения? Ради близости? Ради поддержки? Ради озарения? Ради преодоления?
Некоторые клиенты во время терапии чувствуют стыд в результате предъявления своих проблем и потребностей, особенно это касается потребности в зависимости. А ведь она тоже требует удовлетворения для приобретения навыка безболезненного выхода из неё.
Кто-то, у кого был опыт продолжительной интенсивной терапии в прошлом, может прийти к искомой желаемой зависимости от психологической помощи по собственному прямому желанию. Кто-то, способный испытывать доверие, склонен подойти к обретению здоровой зависимости. Есть и те, кто жестко встроены в систему семейных связей, и поэтому с меньшей степенью склонны к формированию зависимости, ведь большая часть их энергии инвестирована в зависимость от семьи. Так же маловероятно, что влюбленный человек будет многое вкладывать в отношения с психологом.
В любом случае важная часть работы с психологом – разрешение зависимости в отношениях при завершении терапии. Оно может основываться на появлении новых путей, новых ситуаций, новых связей, на пробах своих сил, обнаружении способности принять то, что раньше было недоступным или недопустимым. Всё это необходимые условия для формирования чувства достижения независимости. Хотя здесь необходимо отметить, что помимо желания изменений, клиент может столкнуться со страхом перед тем, как оставить знакомую среду, дающую безопасность. Поэтому способность существовать в качестве отдельной личности включает в себя способность вовремя оставлять и то, что является частью процесса личного становления.
Автор: Котина Оксана Вениаминовна
Психолог, EMDR КПТ юнганализ
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru