Найти в Дзене
Сретенский монастырь

ПРАВОСЛАВИЕ В ДАГЕСТАНЕ

Эту статью можно было бы шуточно назвать «Свой среди чужих, чужой среди своих, или Сказ о том, как одна православная христианка искала храм среди мечетей».

Моя поездка в столицу гор и сердце Кавказа заняла особое место в моем сердце, оставив множество незабываемых впечатлений и воспоминаний, а еще больше – пищи для размышлений. Увидев горы по приезде, я тут же забыла обо всем на свете. Они покорили меня своим величием и красотой. Я часто задумывалась о том, как чудесно все устроил Господь, как Он создал всю эту необъятную красоту.

Сулакский каньон
Сулакский каньон

Но еще больше меня покорили люди. Добрые, отзывчивые, всегда спешат на помощь, воспитанные и честные. Они живут по совести и своим седым, как и сам Дагестан, законам. «Но какие они, эти законы?» – думалось мне. Эти люди преданы своей вере и обычаям, собранным в Коране – священной книге всех мусульман. Здесь из каждого уголка доносятся непривычные для христианских ушей пения азанов и намазов. Местные женщины носят хиджабы – специальные одеяния, закрывающие тело от глаз посторонних. И во всей этой гармонии местных традиций и обычаев христианин не может не задать вопрос: «Где здесь Христос?» Глаза сами невольно ищут храмы, а сердце просит родного «Кирие элейсон». А есть ли здесь вообще христиане? А если есть, то как они здесь живут?

Статистика гласит, что сегодня около пяти процентов жителей Дагестана исповедуют христианство, и большинство из них – православные. Несмотря на то, что мусульманское население преобладает, православная община продолжает существовать здесь уже несколько столетий.

Оказывается, история христианства в Дагестане восходит к древним временам. Христианство на территории современного Дагестана начало распространяться еще в первых веках нашей эры через проповедников из Византии и Грузии. В IV веке христианство стало государственной религией Кавказской Албании, которая является частью территории современного Дагестана. В качестве первого проповедника в I веке выступил Елисей – ученик апостола Фаддея, которого Иисус Христос направил вместе с апостолом Варфоломеем для проповеди в Персию и на Кавказ.

С VII века в Дагестане грузинские миссионеры активно занимались «духовным просвещением» горцев. С XVIII века наступил новый этап развития православия в Дагестане благодаря переселению русских, украинских, армянских и грузинских на Северный Кавказ. Первые православные храмы возникли одновременно с Кизлярской крепостью. В то же время был основан мужской Крестовоздвиженский монастырь (1736 г.) Все-таки есть и наш кусочек на этой земле!

Местные жители с особым уважением относятся к верующим христианам. Однажды мы разговаривали с пожилым горцем, и он, обращаясь к нам, сказал: «Я уважаю вас хотя бы потому, что вы на шее носите крест». Существует множество историй о том, как мусульмане помогали строить православные храмы на территории Дагестана, и это не может остаться незамеченным. В Дербенте, древнем историческом городе Дагестана, тоже ощутимо взаимоуважение конфессий. Этот город славится дружбой религий. В нем испокон веков удивительным образом мирно соседствуют мечети и храмы.

В Гунибе я впервые узнала об имаме Шамиле и его сыне Джамалуддине, юноше, вошедшем в историю Российской империи и Кавказа как «Аманат», «русский мусульманин», «джигит – офицер Российской армии». Он стал символом примирения России и Кавказа.

Имам Шамиль и его сын Джамалуддин
Имам Шамиль и его сын Джамалуддин

Было это во времена Кавказской войны, в ходе которой сын имама Шамиля по требованию русского генерала Павла Граббе был передан российской стороне в качестве заложника (аманата). В девятилетнем возрасте, покинув родной дом и семью, Джамалуддин стал воспитанником императорского двора, попав под покровительство самого Николая I.

В России с ним обращались как с особой царской крови, император Николай I относился к нему как к родному сыну. Мальчику позволили исповедовать ислам и не стали крестить его в малолетстве, чтобы по достижении им зрелого возраста он мог сам определиться с религией. Джамалуддин рос, всем сердцем влюбляясь в Россию, но никогда не забывал о своих корнях и традициях. Юноша принял присягу служить верой и правдой Российской империи.

Вскоре после этого Джамалуддин познакомился с Елизаветой Петровной Олениной, дочерью генерал-майора в отставке и члена Императорской Академии художеств Петра Алексеевича Оленина. Молодые люди очень полюбили друг друга. В письме горец обращался к своей возлюбленной: «Твой Бог – мой Бог! Моя душа – твоя душа. Мы будем молиться вместе, радоваться вместе, страдать вместе. Мое счастье будет отражением твоей любви. Твоя вера лучше моей уже потому, что она знает Пречистую Деву, Божественную Мать, а моя вера ее не знает». Детальнее судьбу Джамалуддина можно проследить на исторических ресурсах, однако именно эти простые слова в его письме к любимой трогают до глубины души.

Мы видим, что история православия в Дагестане показывает, как разные культуры могли сосуществовать на одной территории, оставляя свой след во времени, и продолжают сосуществовать по сей день.

Спустившись с гор, мы отправились в маленький приморский городок Избербаш. Приближалась малая Пасха, главный день недели христиан – воскресенье. Недолго думая, мы начали узнавать, есть ли «свой» среди чужих – хотя бы один маленький храмушек. И такой нашелся! Храм преподобного Серафима Саровского на улице Буйнакского. Храм представляет собой прямоугольное здание без колокольни и купола, так как изначально предназначалось для молитвенного дома. Дело в том, что в 1990-х годах верующие жители Избербаша обратились в администрацию города с просьбой о выделении им пустующей комнаты в здании школы юннатов. Силами православных комната была приспособлена для совершения богослужений, а затем переросла в храм, настоятелем которого стал иерей Олег Шальнов.

-3

Когда мы зашли в этот на первый взгляд «домик», сразу оказались, что называется, в своей тарелке: родные лики смотрели на нас с икон, горели родные свечи, звучали родные песнопения. Такой маленький, но такой родной островок Христа на чужбине! Служба прошла тихо и спокойно, на душе было очень хорошо. Все было без изысков, по-простому, все на своих местах, все понятно и привычно: вот Херувимская, вот Символ веры, вот Чаша с Телом и Кровью Христа. «Велики и чудны дела Твои», воистину велики. Только одному Богу известно, почему и как все устроено в нашем удивительном мире.

Православная община остается важной частью Дагестана и сохраняет свою идентичность и духовность перед лицом строгих исторических принципов республики. На ум приходят строки Пушкина: «Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лед и пламень…» – как точно они описывают происходящее. Вот так одно путешествие смогло в очередной раз показать силу и доброту людей и мощь христианской веры.

Ариадна Нефёдкина

Поддержать монастырь

Подать записку о здравии и об упокоении

Подписывайтесь на наш канал

ВКонтакте / YouTube / Телеграм