Найти в Дзене

Абонемент «Весь Стравинский». Questa musica, октет солистов, квартет валторн и ансамбль ударных РНМСО, солисты, дирижер Ф. Чижевский

Это был уже одиннадцатый концерт цикла «Весь Стравинский» и десятый для меня (настоящий десятый в декабре пропустила по болезни). Ждала его с особым интересом, ибо у меня календарно случилось две «Свадебки» подряд. Однако все получилось как нельзя лучше, но дело не только в «Свадебке»: вся программа была очень точной, исполнители были на высоте и ничего не размазывалось техническими паузами и перестановками, как в ряде последних событий цикла «ВС». Несмотря на то, что Филипп Чижевский дирижирует уже немалым количеством коллективов, как будто бы со своим родным Questa Musica все идет по особой траектории, с выверенной энергетикой. Именно с вокального цикла «Подблюдных» песен (иначе «Четыре русские крестьянские песни») начался концерт и судя по тому, что не с вступительного слова Я. Тимофеева, уже можно было предположить, что будут музыкальные сюрпризы. Так и вышло: девушки из Questa Musica после представления цикла этих святочных песен спели их еще раз, но уже в другой редакции, сдел
Буклет 11-го концерта цикла "Весь Стравинский"
Буклет 11-го концерта цикла "Весь Стравинский"

Это был уже одиннадцатый концерт цикла «Весь Стравинский» и десятый для меня (настоящий десятый в декабре пропустила по болезни). Ждала его с особым интересом, ибо у меня календарно случилось две «Свадебки» подряд. Однако все получилось как нельзя лучше, но дело не только в «Свадебке»: вся программа была очень точной, исполнители были на высоте и ничего не размазывалось техническими паузами и перестановками, как в ряде последних событий цикла «ВС».

Несмотря на то, что Филипп Чижевский дирижирует уже немалым количеством коллективов, как будто бы со своим родным Questa Musica все идет по особой траектории, с выверенной энергетикой. Именно с вокального цикла «Подблюдных» песен (иначе «Четыре русские крестьянские песни») начался концерт и судя по тому, что не с вступительного слова Я. Тимофеева, уже можно было предположить, что будут музыкальные сюрпризы. Так и вышло: девушки из Questa Musica после представления цикла этих святочных песен спели их еще раз, но уже в другой редакции, сделанной Стравинским гораздо позже: к бойким девичьим голосам добавились валторны.

Интересно, что первая песенка из четырех обозначена у А. С. Пушкина в «Евгении Онегине» в сцене гадания Татьяны:

И вынулось колечко ей
Под песенку старинных дней:
«Там мужички-то всё богаты,
Гребут лопатой серебро;
Кому поем, тому добро
И слава!»

Три остальные – про Тетерю, Щуку, Блох и Вшей тоже входили в гадание, что-то определенно символическое было в перечислении таких персонажей, похоже не только богатые мужички входили в линейку судьбы. Вкупе с любопытным музыкальным решением (тщательно прописанное нарочито нестройное пение, подслушанное в реальности) слушается это настоящим авангардом. Хотя если призадуматься, в таких словах и нотах как раз корневая культура (разве что кроме валторн).

Октет солистов РНМСО и Ф. Чижевский
Октет солистов РНМСО и Ф. Чижевский

Далее прозвучал очень любопытный «Октет для духовых инструментов» (1923)- произведение, которое считается одним из самых ярких свидетельств перехода к жанру неоклассицизма в творчестве композитора. Ярослав Тимофеев сравнил восприятие подобной музыки с восприятием иностранной речи, где истинный смысл сказанного, несмотря на отдельные узнаваемые слова, все же неясен и на первый план выходят эмоции говорящего, его психологизм и звуковое интонирование. Возможно и так, но благодаря этому циклу и постепенному появлению в концертах первых опытов ИФ с неоклассикой, нам, верным слушателям такая «речь» уже не кажется тарабарщиной, все слушается с интересом и без отторжения, более того, это красиво! Любовь Стравинского к духовым, эксперименты с их составом и количеством – фирменное у композитора. В своем программном интервью о данном октете ИФ в том числе сказал, что «он бодрит, как сухое шампанское». Пожалуй, что и так, просто сухое шампанское подходит не всем, однако постоянные слушатели цикла явно взбодрились и приняли исполнение «Октета» октетом солистов РНМСО с настроением.

Ф. Чижевский и Questa Musica
Ф. Чижевский и Questa Musica

Достаточно традиционным настроением наполнены «Три духовных хора без сопровождения (1926-1934), однако и в них заметен неповторимый почерк Стравинского. Их появление обусловлено не только духовным фактором (возвращением ИФС в лоно православной церкви), но и недовольством композитора хором православной церкви в Ницце и репертуаром этого хора. В этой церквушке с ним произошло маленькое чудо, он особенно стал относиться к этому храму. Стравинский решил написать достойные сочинения, чтобы мотивировать этих людей и изменить ситуацию. Данные три хора стали началом поиска ИС в духовной музыке. С возрастом композитор стал экуменистом и написал сочинения уже на латыни ( я слушала их на концертах другого абонемента филармонии - Musica sacra nova, воспоминания о той музыке еще живы и было любопытно вдвойне послушать то, с чего все началось)

Вспомнился похожий сюжет-легенда про Генделя, который был недоволен хором собора св. Патрика в Дублине перед исполнением «Мессии», даже фильм есть об этом.

Четыре рояла "Свадебки"
Четыре рояла "Свадебки"

Но кульминацией концерта для меня, хотя, уверена и для многих стала «Свадебка».

За день до того увиденный спектакль в «Новой опере», как я уже отметила, оставил тему слова в этом произведении нераскрытой и словно бы по волшебству эта (и не только) проблема была решена.

Все те же прекрасные и энергетически заряженныe Questa musica в роли хора, четыре (!) рояля, за которыми в этот вечер оказались пианисты Арсений Тарасевич-Николаев, Алексей Мельников, Сергей Каспров и Михаил Турпанов, ансамбль ударных РНМСО и солисты: Анжелика Минасова (сопрано), Юлия Вакула (меццо-сопрано), Алексей Татаринцев (тенор) и Николай Диденко (бас).

В этой «Свадебке» хореографические сцены не демонстрировались, однако движения в исполнении было хоть отбавляй! В отличие от статичного хора и малоподвижных солистов в «Новой опере» хор и солисты (и даже некоторые музыканты) этого вечера выдавали очень точное ритмическое понимание партитуры Стравинского, были эмоциональны и раскованы. Я бы даже сказала, ты, слушатель не самого продвинутого уровня пытаешься быстро воспринять ( а в случае со «Свадебкой» - «быстро» это еще мягко сказано) загадочные тропы композиторского мышления, но не достаточно образован, обычно смотришь на дирижера. Тут же все солисты стали своего рода дирижерами. Особенно запомнилась Анжелика Минасова, ее словно бы захватила эта «свадебная» стихия, причем движения не выглядели отрепетированными. Алексей Татаринцев, Николай Диденко и Юлия Вакула тоже поймали кураж этого музыкального вихря.

«Свадебка» в этот вечер очень перекликалась с недавно посещенной выставкой Архипова и Малявина о доминанте красного цвета, о наглых, активных, недобрых бабах. Занятно, что и у некоторых хористов, и у солистов, и у дирижера Чижевского в облике были детали красного цвета. ( и буклет, кстати, тоже!)

Слушая эту версию «Свадебки» мне начало казаться, что в «Новой опере» балет исполнил роль хора, а дописанные композитором Поповым пролог и эпилог закрыли в бутылке неистовый дух «Свадебки», он был несколько обезврежен, облечен в обрядовую скорбь.

И текст, которого мне не хватило в той постановке, здесь раскрыл массу смыслов. Кого и как зовут в гости на свадебку – одно это уже может с ума свести!!!

И Богородицу, и разных святых, а манера при этом очень простонародная, почти языческая, никаких высоких штилей и чинной духовности. Слова, произношение которых нам кажется странным, звучат чуть ли не заклинаниями. Вроде бы и желают молодым всего хорошего, но как бы сейчас сказали – не от всей души, с двойным дном, с фигой в кармане.

Пир вроде бы и веселый, драйвовый, а как-то не по себе на нем.

Как-то получилось, что я похвалила солистов за движение, а за голоса? Исправляюсь! Понравились все четверо! Анжелика Минасова – яркий, страстный, открытый голос, голос Юлии Вакулы звучал темпераментно, но более загадочно. Алексей Татаринцев в который раз показал многогранность своего таланта: в таких разных произведениях я его слушала - и пока что все в кон. У Николая Диденко бас того типа, который, как мне показалось, подходит своей звучностью именно русскому произведению. В общем все были на высоте! И повторюсь, что Филипп Чижевский был в этот вечер тоже абсолютно в своей стихии.

Одна «Свадебка» хорошо, а две, как выяснилось – еще лучше!

Ф. Чижевский, Ю. Вакула, А. Минасова, А. Татаринцев, Н. Диденко
Ф. Чижевский, Ю. Вакула, А. Минасова, А. Татаринцев, Н. Диденко