Найти в Дзене
Культурные посиделки

Его все забыли несправедливо: художник Алексей Протопопов

Оглавление

Вы когда-нибудь замечали, как несправедливо устроена память людей?

Одни имена у всех на слуху: про них снимают фильмы, пишут книги, ими восхищаются и их работы изучают в школах. А других — будто и не было вовсе. Так вот, Алексей Фёдорович Протопопов — один из таких художников. Он был невероятно талантлив и самобытен, а теперь о нём знают разве что искусствоведы да случайные любители русской живописи.. Заваривайте горячий травяной чай и устраивайтесь удобнее, сегодня я расскажу вам об этом неизвестном, но талантливом живописце.

Немного биографии

Алексей Протопопов родился в 1834 году в Уфе. Интересно, что никаких подробностей о его детстве или юности не сохранилось. Может, документы потерялись, а может, просто никто не считал это важным...

Интересно, что в 1880 году он окончил Московское училище живописи и ваяния, да ещё и получил звание художника третьей степени от Императорской Академии художеств. Казалось бы, обычная история, если бы не одно «но» — на тот момент Алексею было уже 46 лет. Не самое типичное время для начала художественной карьеры, согласитесь. Представьте себе: почти в 50 человек начинает профессионально учиться живописи. Настоящее подтверждение тому, что никогда не поздно менять жизнь и следовать за своей мечтой.

Работы художника

Картины Протопопова — это настоящий быт русского народа, без всякой романтики и украшательства. Он показывал жизнь такой, какая она была на самом деле. Честно, иногда сурово, но всегда правдиво.

Например, есть у него картина «Погорельцы» (1883 год), сейчас она висит в Горловском городском художественном музее. Вот смотришь на неё — и как то... не по себе становится. Люди простые, обычные, только что потеряли дом, стоят и смотрят на тебя, как в душу. И понимаешь сразу — это не просто выдумка, не сюжет какой-то абстрактный, а настоящая, живая беда. Художник тут не старается тебя пожалеть или успокоить. Он просто берёт и показывает всё как есть. Честно и без прикрас.

Погорельцы, 1883. Горловский городской художественный музей
Погорельцы, 1883. Горловский городской художественный музей

Ещё одна известная его работа — «Баба со ступой» (1878), сейчас она в Саратовском художественном музее. Смотришь вроде — ничего особенного: простая женщина, занята обычным делом, толчёт что-то в ступе. Но от этой простоты прямо-таки веет теплом и жизнью. Может, поэтому его картины так и цепляли людей того времени — Протопопов как-то умудрялся схватить и показать именно то настоящее, что не придумаешь и не сыграешь.

Баба со ступой, 1878. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева
Баба со ступой, 1878. Саратовский государственный художественный музей имени А.Н.Радищева

А ещё у него есть «Старуха, сбивающая масло» — картина 1878 года, которая попала даже в Третьяковскую галерею. Не каждый художник удостаивался такой чести, а Протопопову удалось. И это не случайно. Его полотна буквально пропитаны атмосферой русской деревни, будничной, иногда тяжелой, но при этом теплой и какой-то по-своему уютной.

Старуха, сбивающая масло, 1878. Государственная Третьяковская галерея
Старуха, сбивающая масло, 1878. Государственная Третьяковская галерея

Были у него, конечно, и более светлые картины. Например, «В господском доме» (1879 год), которая сейчас висит в Чувашском государственном художественном музее. Там уже совсем другое настроение — спокойное, уютное, почти праздничное. Или вот картина «Детский доктор» (1885 год). Тут он так душевно передал простую человеческую заботу и теплоту — что сразу видно: не столичные манеры, не светский блеск, а настоящая жизнь обычных людей.

В господском доме, 1879. Чувашский государственный художественный музей.
В господском доме, 1879. Чувашский государственный художественный музей.

Бесславный конец

Протопопов скончался в 1893 году в Москве. Казалось бы, художник, который создавал такие правдивые и глубокие полотна, заслуживает хотя бы памятника или упоминания. Но и здесь снова несправедливость: сегодня неизвестны ни точные даты его смерти, ни место захоронения.

Мне кажется, это обидно и несправедливо. Работы Протопопова действительно заслуживают того, чтобы о них говорили больше, чтобы его имя было знакомо хотя бы наравне с другими русскими художниками 19 века. Ведь именно такие художники помогали нам узнать и понять, как жили наши предки, что их беспокоило, что радовало и огорчало. Алексей Протопопов — это наш культурный код, часть нашей истории и наследия.

Так что, дорогие мои, возможно, после этой статьи кто-то из вас захочет узнать о нём побольше, посмотреть его работы и почувствовать то же самое, что почувствовала я — грусть от несправедливости истории, но также глубокое уважение к таланту этого замечательного художника.

Как вам его картины, техника? Поделитесь мнением в комментариях!

Подписывайтесь, и до новых встреч в нашем уютном уголке, где судьба каждого - в нашей памяти.

Культурные посиделки | Дзен