Интервью с Анаит Григорян – одно из самых объёмных, но и самых читаемых в подборке моих интервью с писателями. В конце статьи дам на него ссылку. Я взяла его два года назад, после выхода романа "Осьминог". Новый роман – это продолжение истории банковского служащего Александра, который снова оказывается в центре странных событий.
Смерть знает твоё имя
Анаит Григорян
Издательство Эксмо
Серия Loft. Современный роман. В моменте
Год издания 2024
Количество страниц 384
Твёрдый переплёт
Возрастные ограничения 16+
О чём?
О расследовании весьма необычных убийств молодых девушек, которое будет вести знакомый нам Александр (из романа "Осьминог"). Он приедет в Японию по приглашению анонимного корреспондента, который пришлёт ему газеты с вырезками об этих самых убийствах.
Если помните, в "Осьминоге" действовал и бармен с удивительными способностями. Его мы тоже встретим. Остальные герои будут другими, но останется и перенесётся из предыдущего романа мистическая атмосфера близости потустороннего мира, когда буквально рядом с нами живут (или существуют) древние боги со своими взглядами на мир, справедливость, правду.
Что хорошо?
Именно атмосфера магреализма заставила меня полюбить "Осьминог", хороша она и в новом романе. Мистический флёр наброшен на всё происходящее, и хотя герои действуют в рамках реального мира, без вмешательства божеств ничего бы не произошло.
Интересно, что боги несколько раз пытаются свернуть Александра с пути поисков, но он непреклонен: он должен найти убийцу. И ради этого готов пойти на любые трудности и даже жертвы.
Психологически точно нарисован портрет убийцы. Мы сможем проследить за формированием его личности с детских лет и до настоящего времени. Но самые печальные страницы будут отданы описанию девушек-жертв. Каждая из них так или иначе одинока и нуждается в признании и внимании – до такой степени, что нарциссу-убийце не стоит больших трудов заманить свою жертву в сети.
И, конечно, этот роман – ещё и ликбез по японским реалиям: в романе множество сносок и пояснений, которые помогают читателю понять, о чём идёт речь и одновременно погружают его в реальность этой страны, позволяют почувствовать, как японцы общаются, что едят и пьют, на что обращают внимание. Это с одной стороны ценно, с другой вынуждает меня сделать замечание ниже.
Что не так?
Слушать не советую. Очень сбивает с настроения огромное количество сносок, которые читает сама писательница хорошим голосом, но которые возникают чуть ли не после каждого абзаца. Их настолько много, что невозможно сосредоточиться на действии. Лучше читайте книгу сами, а уж сноски можно и потом все прочитать, не сбиваясь с мрачного настроения.
Предупреждаю чувствительных и нежных читателей: жестокость убийцы кажется просто чудовищной, поэтому будьте готовы к неприятным сценам.
Итог
Если вы любите Японию или просто интересуетесь, то это идеальная книга для знакомства со страной и её обычаями. Вместе с "Осьминогом" она создаёт очень удачную форму погружения в чужую культуру, включая древние верования. Вы как бы, "резвяся и играя", становитесь участником старинных ритуалов, вписываетесь в действительность, проникаетесь своеобразным ощущением причастности ко всему, что происходит. И к концу начинаете понимать Александра: почему его так затянуло в Японию, почему он не хочет расставаться с этой как бы чужой ему страной.
А вот обещанное интервью:
И видео распаковки, если кому-то хочется разглядеть книгу пристальнее:
Друзья, в книжном клубе премиум-подписки опубликована запись обсуждения романа "Эйзен" Гузели Яхиной, а в июне мы читаем "Сороку на виселице" Веркина – не пропустите!