Сочинение по тексту варианта 958 ЕГКР 18.03.25 «— Довольно! И осветились вдруг весь этот громадный зал в два света, экзаменационные зелёные столы, чёрные доски...»
Исходный текст
Проанализируем прочитанное. Герой явно испытывает противоположные чувства — и грусть (тоску, тревогу, усталость), и радость (торжество, счастье, удовлетворённость). Связать эту пару примеров можно с помощью противопоставления или дополнения. Остановлюсь на последнем, более трудном и скандальном варианте связки (но в рассуждении очень просто будет поменять связь и анализ связи на противопоставление).
Сочинение (дополнение)
Какие чувства испытывает человек в момент достижения цели? Над этим вопросом заставляет задуматься текст Н.Г. Гарина-Михайловского.
Автор убеждён: долгожданное достижение желаемого может вызвать смешанные чувства. Человеку, который наконец добился цели, придется столкнуться с сильными переживаниями, включающими как закономерную радость, так и грусть от завершения важного жизненного этапа.
Чтобы доказать свою мысль, автор описывает внутреннее состояние Карташёва, сдавшего последний экзамен. Молодому человеку «ещё вчера» окончание учёбы казалось недостижимым счастьем, однако сразу после одобрения преподавателя он «чувствует только, что устал, что хочет спать и что то, к чему он стремился, теперь ... кажется ему таким ничтожным, нестоящим». Выпускника охватывает «пустота», он «как будто потерял себя», и годы кажутся ему «только одним промчавшимся мгновением». Становится очевидно, что Карташёву грустно из-за окончания учёбы и неопределённости. Он осознаёт, как быстротечна и изменчива жизнь, и не знает, что ждёт его впереди.
Вместе с тем герой ощущает прелесть майского дня, радуется «ароматным вздохам ветерка, тянущего с собой привет полей, лесов». Карташёв понимает, что скоро он увидит юг, свою малую родину, и думает о том, сколько нового он узнал за время учёбы на севере. Эти размышления приводят юношу к выводу, что природа «везде прекрасна», что «радость её — радость всех», и к нему приходит возвышенное, торжественное настроение, гордость за то, что он «выдержал свой последний экзамен, что кончил курс, что инженер он теперь». Можно сделать вывод: герой испытывает счастье, его окрыляет успех и волнует скорое возвращение на родину, он с надеждой смотрит в будущее.
Второй пример дополняет первый: Карташёв не только переживает смутную тоску, усталость, тревогу из-за перемен в жизни, но и ощущает гордость собой, радость из-за долгожданного исполнения мечты, предвкушает новые свершения.
Я разделяю мнение Н.Г. Гарина-Михайловского и думаю, что, достигая заветную цель, человек переживает целую гамму эмоций, среди которых может быть не только торжество, но и сожаления, и лёгкая грусть, и даже разочарование в себе, в своей мечте и в проделанном пути. Вспомним рассказ И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», главный герой которого всю жизнь работал не покладая рук, чтобы позволить себе отдых в Старом Свете. До пятидесяти восьми лет он не жил, а существовал, откладывая путешествие и в подробностях планируя его. Однако уже в начале круиза господин осознаёт, что реальность не соответствует его представлениям: погода портится, его укачивает, Италия кажется ему грязной и заплесневевшей... Итак, исполнив долгожданное желание, господин не обрёл счастья, а столкнулся с глубоким разочарованием. Всю жизнь откладывая отдых на потом, посвящая все силы души усердному труду ради накоплений, он разучился радоваться мелочам и замечать красоту вокруг себя.
Таким образом, чувства, охватывающие человека в момент достижения цели, очень сложны. Редко они состоят из радостного торжества без примеси грусти и сожалений, а иногда человек может испытывать даже разочарование в себе и в мечте, на осуществление которой были потрачены лучшие годы его жизни.
📝 Какие аргументы из литературы вы привели бы в рассуждении о достижении цели? Делитесь вариантами и впечатлениями от текста в комментариях!