Найти в Дзене
Алексей Козлов

Основы организации двигательного режима

Движение является естественной биологической потребностью школьников. Заменить эту потребность без ущерба для здоровья нельзя. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разносторонние формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Мышечная активность школьников взаимосвязана с состоянием всех его органов и систем. В ней отражаются особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраста, состояния здоровья. Число движений в течении дня распределяется не равномерно. В первой половине дня подъёмы суточной двигательной активности приходятся на 7-8, 12-14 часов. Во второй половине мышечная активность увеличивается в 15-16 и 20-21ч. Двигательная деятельность нужна школьнику ежечасно и ежедневно. Отмечаются различие в двигательной активности между мальчиками и девочками. У девочек на 20-30% ниже чем у мальчиков. Девочки реже являю
Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Движение является естественной биологической потребностью школьников. Заменить эту потребность без ущерба для здоровья нельзя. Ограничение мышечной деятельности не только задерживает разносторонние формирование и развитие организма, но и приводит к тому, что на последующих возрастных этапах школьник не может овладеть теми или иными жизненно необходимыми двигательными навыками. Мышечная активность школьников взаимосвязана с состоянием всех его органов и систем. В ней отражаются особенности нервной системы, индивидуальность, специфика пола, возраста, состояния здоровья.

Число движений в течении дня распределяется не равномерно. В первой половине дня подъёмы суточной двигательной активности приходятся на 7-8, 12-14 часов. Во второй половине мышечная активность увеличивается в 15-16 и 20-21ч.

Двигательная деятельность нужна школьнику ежечасно и ежедневно. Отмечаются различие в двигательной активности между мальчиками и девочками. У девочек на 20-30% ниже чем у мальчиков. Девочки реже являют самостоятельную двигательную активность. С возрастом они все реже интересуются физической культурой.

Существует сезонная периодика двигательной активности школьников. Зимой она снижается на треть. Причем снижение суточной двигательной активности зимой сопровождается снижением физиологических функций и обмена веществ. Однако нецелесообразно увеличивать суточную двигательную активность зимой до весенних или даже летних уровней. Необходимо поддерживать ее на характерном для, данного сезона уровне.

Зато в весенний, осенний периоды, которые характеризуются повышением физиологических функций и двигательной активности, важно насытить режим дня в большей степени, чем в зимнее время.

При формировании двигательных потребностей школьников важно учитывать спады и подъёмы двигательной активности по часам суток, сезонам года, ее особенностей у девочек и мальчиков, а также относительное постоянство суточной двигательной активности для каждого учащегося, обеспечивающиеся за счет процессов саморегуляции организма.

Попытка установить ориентировочные нормы двигательной активности школьников предпринимались неоднократно. Международный совет физической культуры и спорта издал специальный «Манифест о спорте», в котором сделана попытка определить ежедневную продолжительность занятий физическими упражнениями в школе. По заключению экспертов оно должно состоять от 1/6 до 1/3 общего учебного времени. Достижение подобного объёма двигательной активности учащихся в большинстве случаев для общеобразовательной школы является задачей невыполнимой.

В большинстве развитых стран предусматривается, как правило не более 3-4 обязательных занятий физической культурой в неделю. Ее основа - общеразвивающие упражнения, спортивные и подвижные игры, плаванье, танцевальные упражнения. Программы физического воспитания чрезвычайно вариативны. Так как в большинстве школ США, помимо обязательных уроков, еженедельно проводятся соревнования и трехразовое дополнительные занятия во внеурочное время.

Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, принятая в нашей стране, по мимо 2-х образовательных уроков в неделю, предусматривает дополнительные и факультативные занятия, физические упражнения в режиме учебного дня. В целом школьники должны ежедневно быть заняты физическими упражнениями 2-3 часа. Но даже при самых благоприятных условиях сочетания обязательных и факультативных занятий по физической культуре общеобразовательная школа не в состоянии обеспечить тот объём двигательной активности учащихся, который возможен в специализированных детско-юношеских спортивных школ.

В этих школах дети и подростки заняты тренировками от 8 и до 24 ч в неделю. Это в несколько раз выше недельной нагрузки занимающихся физической культурой в общеобразовательных учреждениях.

Заметное повышение физических качеств (способностей) наблюдается только у юношей и девушек, которых отличает высокий уровень двигательной активности. При таком двигательном режиме повышается устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов внешней среды (охлаждению, перегреванию, перегрузкам). Физическое развитие в этом случае носит гармонический характер и соответствует средним возрастным нормам.

Двигательная активность детей при среднесуточном числе локомоций, превышающих 30 тыс. шагов, превосходит биологическую потребность в движении. В то же время количество локомоций до 10 тыс. шагов является недостаточным. Дефицит суточной потребности в движениях в этом случае составляет от 50 до 70%. Число локомоций в сутки в пределах 21 – 30 тыс. шагов соответствует биологической потребности школьника среднего и старшего возраста.

Ориентировочные возрастные нормы суточной двигательной активности школьников, не занимающихся спортом, обеспечивающие нормальную жизнедеятельность, выраженные малоинтенсивной работой циклического характера (бег, ходьба), колеблется от 7,5 до 10 км для детей 8-10 лет, от 12 до 17 км для 11 – 14 лет, подростков общего пола. Суточный объём движений у девочек 15 – 17 лет – 10 – 12 км. Он значительно меньше, чем у юношей (15 – 18км). (А.Г. Сухарев, 1972г.)

Существуют примерные схемы режима дня школьников. В нем должно быть отведено время, необходимое для учебы, домашней хозяйственной работы, самостоятельных занятий, посещение кино, театра, занятий каким ни будь видом спорта, для утренней гимнастики, водных процедур, вечерних прогулок, приема пищи, сна и тд.

Для сна необходимо отводить в сутки 7 – 8 часов в летние время и 8 – 8,5 часов в зимнее. Для сохранения здоровья очень важно добиться быстрого засыпания вечером, глубокого сна ночью, легкого пробуждения утром.

Приведенные доводы о точном соблюдении времени сна не теряют своей силы и при рассмотрении вопроса о питании. Если человек принимает пищу в одни и те же часы (а это рекомендуется делать 4 раза в день), то к определенному времени у него начинает пробуждаться чувство голода, усиленно вырабатывается желудочный сок и создаются все другие условия для приема пищи и скорого полноценного ее переваривания.

Два раза в неделю (кроме выходного дня) учащиеся должны выделить время (3 – 4 часа) для занятий спортом, гимнастикой. Заниматься спортом целесообразнее в спортивных секциях школы или добровольного спортивного общества под руководством опытных тренеров и преподавателей.

Список использованной литературы:

Программа по физической культуре под ред, В.И. Лях, А.А. Зданевич 2012г.

Программа по физической культуре под ред. А.П. Матвеева 2008г.