Прошло много времени с тех пор, как я в последний раз был восхищён сценарием. Или фильмом, если уж на то пошло. Это заставило меня задуматься: в чём проблема? У всех тоже возникает такое ощущение? Люди разучились писать? Или что-то со мной? Может, мои стандарты стали слишком высокими?
Скажу за себя. Я боюсь стать тем кто, который ненавидит каждый проект, который ему показывают. Если я больше не могу получать удовольствие от просмотра фильмов или чтения сценариев, то у меня нет стимула продолжать этим заниматься. Мне не интересно вести блог, который только и делает, что критикует всех. Я хочу распространять ЛЮБОВЬ! А не быть "хейтером".
И всё же индустрия делает всё возможное, чтобы затянуть меня в сети ненависти. Я восхищаюсь маркетинговой командой Marvel за их титанические усилия, чтобы убедить людей, что "Капитан Марвел 2" хороший фильм. Думаю, они отправили Криса Хемсворта провести день с каждым критиком, который поставил фильму отметку свежести на Rotten Tomatoes. Но будем честными, Marvel уже год знает, что они выпускают второсортный контент. Оскорбительно пытаться продать нам идею, что этот фильм вообще стоит смотреть.
А затем мы получаем трейлер новых "Охотников за привидениями". Что вообще происходит?? Фильм про ледяного злодея??? Они случайно не перепутали сценарий с кем-то из Marvel?
Я устал от новых проектов во вселенной "Звёздных войн". Знаете, что печально (или круто, в зависимости от вашей точки зрения)? Один из способов, которым я расслабляюсь, — это просмотр стримов, где люди впервые смотрят оригинальные "Звёздные войны". Это так затягивает — видеть, как они впервые переживают события удивительного и идеального фильма. И каждый раз, без исключения, фильм срабатывает. Люди смеются и переживают в нужных местах. В каком-то смысле, я будто бы сам впервые смотрю "Звёздные войны".
Но в наши дни серьёзные сериалы по "Звёздным войнам" (например, "Андор") мне не заходят. Наивные (например, "Асока") тоже не работают. Эпизод "Мандалорца" с Лиззо и Джеком Блэком, возможно, украл мою душу и продал её на eBay вместе с другим мерчем с Йодой.
Я даже не смог насладиться фильмами, претендующими на "Оскар", которые, казалось бы, должны были выделяться своими сценариями.
Так что, я часто думаю над этим вопросом. Может, мои стандарты для сценариев стали настолько высокими, что их уже невозможно удовлетворить? Я бываю предвзят, но не думаю, что всегда. Тем не менее, в индустрии произошло несколько вещей, которые серьёзно повредили сценарному мастерству за последнее десятилетие.
Одна из проблем — у нас больше нет главного учителя по сценарному мастерству. В 80-х и 90-х это был Сид Филд. В 2000-х — Блейк Снайдер. Но как только появился интернет, авторы перестали читать книги о том, как писать сценарии, и вместо этого собирали свои знания из статей в интернете. Так что они узнают кое-что (добавляйте конфликт в диалоги!), но совершенно не разбираются в других вещах (как построить захватывающий второй акт).
Кроме того, сценарное мастерство для полнометражных фильмов отошло от единственного главного героя, который пытается достичь цели — самой чистой формы повествования, — к модели "Ансамбля Marvel", где автор жонглирует десятью разными протагонистами и их сюжетными линиями. Это ненормально! Это не самая простая история, которую кто-либо рассказывал бы.
Затем настал золотой век телевидения, с тысячами сериалов, и все авторы ушли туда. А что нужно телевидению? Бесконечная история. Там нет кульминации, что приучает сценаристов к плохим привычкам. Ведь если вам не нужно заканчивать историю, вам никогда не придётся думать о том, куда движутся ваши персонажи. И когда эти авторы возвращаются в мир полнометражного кино, они приносят с собой эту проблему. Их нарративы кажутся поверхностными и бесцельными, потому что это единственный вид истории, который они привыкли писать!
Другими словами, НИКТО БОЛЬШЕ НЕ ЗНАЕТ ОСНОВ. Сценаристы просто выдумывают на ходу. Темы сценария зачастую беспорядочны и расплывчаты. Чем больше беспорядка, тем лучше, скажет автор. Но это в корне не верно. Хорошее сценарное мастерство требует фокуса, структуры и планирования.
Поэтому, я хочу напомнить авторам основы. Их не сложно соблюдать. Но если вы никогда этому не учились, то, вероятно, пишете много слабого материала.
1. Создайте симпатичного персонажа. Познакомьте нас с вашим героем так, чтобы он нам понравился. Или, по крайней мере, вызвал сочувствие. Например, если муж женщины, с которой они прожили 20 лет, неожиданно подал на развод, мы будем ей сочувствовать. Это важно, потому что ничто из того, что вы сделаете после введения персонажа, не будет иметь значения, если мы не будем за него переживать.
2. Создайте проблему. История не может начаться, пока нет проблемы. Это то, что заставляет вашего героя действовать. Подумайте: если ничего не заставляет вашего персонажа что-то делать, он ничего и не сделает! У вас не будет фильма, если ваш главный герой ничего не делает. В одном из моих любимых фильмов последних лет, "Паразиты", проблема очень проста. Семья бедна. У них нет денег. Им нужно скорее разобраться с этим.
3. Проблема даёт цель. Как только вы вводите проблему в жизнь вашего героя, вы создаёте важнейшую ЦЕЛЬ. Теперь ваш герой должен РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ. И необходимость решить проблему — это цель. Снова используя "Паразиты" в качестве примера, цель — захватить дом богатой семьи.
4. Цель определяет ставки. Цель важна, потому что она должна двигать вас через второй акт. Если цель незначительна или слаба, она не сможет этого сделать. Здесь вступают в игру СТАВКИ. Мы должны чувствовать, что для вашего героя всё на кону. Если он добьётся успеха, то получит всё. Если проиграет, потеряет всё. Другими словами, чем больше проблема, тем впечатляюще цель, а значит, выше ставки, и у вас больше простора для развития второго акта. И напомню: НИЧЕГО ИЗ ЭТОГО НЕ ИМЕЕТ ЗНАЧЕНИЯ, ЕСЛИ ЗРИТЕЛЮ НЕ НРАВИТСЯ ВАШ ГЕРОЙ. Вот почему так важно правильно сделать первый пункт.
5. Создавайте препятствия на пути к цели. Сама по себе цель скучна. Интерес возникает, когда цель сталкивается с вызовами. Поэтому второй акт можно рассматривать как "раздел с проблемами на пути к цели". Вы должны бросать герою различные трудности, чтобы ему было сложно достичь цели. Чем сложнее, тем больше зрителю понравится наблюдать за этим. Насколько интересно смотреть, как кто-то пытается достичь цели с минимальным сопротивлением? Снова "Паразиты" приходят на помощь, в середине фильма появляется сумасшедший парень, который тайно живёт в подвале дома. Вот это вызов. Как захватить дом, если там уже живёт кто-то другой?
6. Препятствия делают героя сильнее. Преимущество создания препятствий для вашего героя в том, что каждый раз, когда он преодолевает препятствие, это РАЗВИВАЕТ ХАРАКТЕР. И каждый раз, когда это происходит, при условии, что вы правильно сделали первый пункт, мы будем любить вашего персонажа ещё больше. Нам нравятся люди, которые берутся за трудности и преодолевают их. Вы поймёте, что второй акт работает, когда любовь к вашему герою возрастает.
7. Концовки не так сложны, как кажутся. Хорошая концовка — это не столько изобретательный, никогда ранее не виданный сюжетный поворот, сколько момент, когда ваш герой сталкивается со своим недостатком лицом к лицу и преодолевает его. Концовки, которые остаются с нами, имеют эмоциональный катарсис. Опять же, вы должны правильно сделать первый пункт, иначе НИЧЕГО ИЗ ТОГО, ЧТО ВЫ СДЕЛАЕТЕ в третьем акте, не будет иметь значения. Но если нам нравится ваш герой, и мы видели, как он боролся на протяжении второго акта, и он преодолевает свой недостаток в кульминации (Рокки преодолевает свои сомнения и выкладывается полностью в чемпионском поединке), это пробирает до мурашек и это чувство дойдёт до читателя. Всегда старайтесь думать о кульминации как об эмоциональном катарсисе, а не как о финальной части сюжетной головоломки.
Эти советы, конечно, не охватывают всё. Вам всё ещё нужно удивлять зрителя, делать интересные творческие выборы, писать хорошие диалоги, создавать запоминающихся персонажей помимо вашего героя. Также важно рассказывать историю с уникальным голосом или свежим взглядом, чтобы выделиться из толпы. Но если вы будете следовать этим семи советам, будет очень сложно НЕ написать хороший сценарий и впечатлить индустрию.
by Carson Reeves
Автор перевода: Сергей Литвинов.
Переведено в образовательных целях.
Мы также читаем сценарии, консультируем по вашим идеям, проводим скрипт-докторинг и редакторское сопровождение. Подробности на нашем сайте.