Пролог
Читатели моего блога знают, что я делаю обзоры книг для писателей и поэтов, даю им свою субъективную оценку, хотя и стараюсь ее аргументировать. Понятно, что я сам их читаю, потому что люблю учиться, всегда нахожу что-то новое для себя.
Однако я не думал, что через много лет вернусь к книге, которую прочитал и написал о ней давным-давно. Этой книге я еще тогда поставил оценку не просто «ноль», а со знаком «минус». За статью о ней получил много негатива и даже угроз в свой адрес от фанатов автора.
Мне казалось, что книга канула в лету, но вот недавно на одной встрече я услышал, как ее снова рекомендуют начинающим писателям и вообще людям, желающим творить.
Я решил поделиться с вами статьей (с купюрами, конечно) по двум причинам:
► увы, интерес к подобным книгам не прошел, очень уж хочется многим получить универсальный совет буквально для решения всех проблем. Пусть и книги сменились на блоги, на курсы личностного роста, а гуру-писатели на блогеров и коучей (не обо всех речь), ну пора бы уже понять, что подобных советов не существует.
► Мнение фанатов меня не интересует (так что помолчите, ребята), статья для читателей, которые умеют читать: понимать смыслы, анализировать, делать выводы.
Итак, обо всем по порядку…
1️⃣ Бери «костыли» и пользуйся
В годы перестройки в Россию хлынули книги так называемых «гуру», которые обещали что угодно: от излечения от разного рода зависимостей до богатства и счастья. Следуйте нашим книгам – и вы всего добьетесь!
Мне всегда подобные книги не нравились, в том числе знаменитый Карнеги. Ладно еще, когда нас учат, как отремонтировать квартиру или приготовить обед. Стерпим, когда «не врачи» рекомендуют, как избавиться от болезни, от какой-то зависимости – тут все же речь идет о людях действительно больных, как о «врачах», так и о «пациентах». Но книги о том, как тебе лучше жить, творить – нечто! При этом писали их в своей основе вовсе не психологи, не психотерапевты. И авторы эти были почему-то уверены, что люди, не умеющие организовать свою жизнь, – тоже больны, с мозгом у них… не того. А значит, им нужны «костыли» в виде советов, приемов и средств.
Да так ли?
Здоровому человеку вовсе не нужны костыли. Взять их – это ведь все равно что признать: двух ног мне мало. Здоровому человеку нужны не костыли, а знания, познание, ему нужен опыт, ему нужен путь от желания до цели, ему нужны умения и навыки, чтобы ее достигать.
Являются ли всем этим «костыли»? Нет. В подобных книгах часто звучит утверждение: делай так, как я говорю, и все получится. А почему, что за механизм? – ну, не твоего ума дело, убогий.
Итак, я решил почитать книгу, о которой давно слышал, и о которой настойчиво жужжали знакомые и родственники, бросавшие курить и пить по А. Карру, пытавшиеся мыслить позитивно по Л. Хейли, организующие лечение по Травинке и жрущие кедровые орехи согласно учению Анастасии.
Собственно, вот так я и открыл книгу Джулии Кэмерон «Путь художника».
В этой книге Д. Кэмерон обещает научить любого человека творить, возродить в себе творческие начала и вернуть творческую силу, энергию, то, что мы называем «вдохновением».
Странное дело, книга дала мне вдохновение написать эссе, но вовсе не о том, что, наверное, мечтала бы увидеть в отзывах автор. Впрочем, о моем существовании ей неизвестно.
Книга организована, как и все подобные книги: вот вам явление гуру – «слушайте меня, верьте мне», вот вам приемы-занятия, механизмы которых никто не собирается объяснять. По сути, все приемчики можно свести к простому: ведите дневник, записывайте поток мыслей, отвлекайтесь на приятное, посвятите время себе, выработайте режим дня.
Чем это отличается от книг на тему, как бросить пить? Та же самая схема.
Я в этом убедился, едва начав читать сей великий «десятилетний» труд, и убедился еще раз, когда она сама сказала об этом.
🔸 «Так или иначе, я вдруг поняла, что знаю, как помочь таким людям, и что мне суждено заняться этим здесь и сейчас, начиная с тех уроков, которые преподали мне самой.
О каких уроках я говорю, спросите вы?
В 1978 году я бросила пить. Я никогда не считала, что обязана алкоголю тем, что стала писателем, однако тогда мне показалось, будто я буду обязана трезвости тем, что перестану им быть. В моем представлении пить и писать было нераздельно, как, скажем, джин с тоником. Загвоздка заключалась в том, чтобы приглушить страх и начать писать как можно скорее, пока спиртной туман не сгустился вокруг моего творческого окошка, вновь заставляя его захлопнуться».
О, точно так же в девяностые годы, когда я был совсем маленьким, подобный курс от алкоголя проходил один родственник. И он писал дневники и наклеивал картинки в альбом: вот я успешный, вот – трезвый. Ничего особенно в данной схеме нет.
Даже мне – ни разу не психологу – понятно, что ежедневный дневник помогает преодолеть хаос мыслей, появляется привычка, вытесняющая другую; что разного рода отвлечения – пойти в театр, на выставку, в гости, на природу и прочее – дают человеку новые впечатления и, в свою очередь, рождают новые мысли и эмоции; что наклеивание картинок – давным-давно известный процесс успокаивания нервов, действующий по принципу «плацебо» и т.д.
Почему бы не объяснить эти механизмы человеку? А зачем? Ведь тогда развеется таинственный образ гуру, знающего то, чего не знает простой смертный.
Не случайно в подобных книгах так часто повторяется имя Бога, веры вообще.
Д. Кэмерон с этого пути не сворачивает, правда, делает допущения:
🔸«Помните: чтобы успешно освоить этот курс, понятие о Боге вовсе не обязательно. Мало того, многие общепринятые представления о Боге могут только помешать восприятию. Не позволяйте семантике стать ещё одной ловушкой, что заманивает вас в творческий тупик.
Встретив слово «Бог» на страницах этой книги, можете смело заменить его чем-нибудь вроде «благосклонной направляющей силы» или «потока». Речь идет о творческой энергии. Бог – это краткая отсылка к ней, понятная большинству, но ничем не хуже и другие обозначения: Богиня, Разум, Вселенная, Источник, Высшая Сила. Да и не в том дело, чтобы как-нибудь её обозначить. А в том, чтобы попробовать ею пользоваться».
Кэмерон не просто использует слово «Бог», она дает ему еще и разные значения, пытаясь угодить сразу всем: и верующим, и неверующим. Но истина остается прежней и… чудовищной. Обратите внимание на последнее предложение в приведенном отрывке: не важно, что есть Бог, важно им попользоваться…
Думаете, это оговорка? Нет. Она продолжает настаивать:
🔸 «Моя же цель не в том, чтобы объяснять, обсуждать и пытаться давать ему определения. Не нужно понимать природу электричества, чтобы пользоваться им».
Тут еще одна чудовищная вещь в ее рассуждениях: зачем тебе, человек, что-то понимать? Пользуйся! При этом, желая угодить всем, она пишет:
🔸 «Еще раз повторю, я не прошу вас слепо принимать сказанное. Для того чтобы творческое возрождение произошло, вам не нужно верить в Бога. Я только прошу наблюдать и отмечать, когда перемены случаются. Фактически, вам предстоит быть и акушером, и свидетелем при этих родах.
Творчество – это опыт; на мой взгляд, опыт духовный. И неважно, что вы думаете, – творчество ведет к духовности или наоборот. По сути я не вижу здесь разницы. Перед лицом такого опыта вопрос о вере полностью отпадает за ненадобностью. Когда Карла Юнга в преклонном возрасте спросили о вере, он ответил: «Я не верю, я знаю».
Как это совместить? Не принимайте слепо, но объяснять я не буду, начнете действовать, как я говорю, и все получится…
В том-то и дело, что Карл Юнг – великий философ – написал книги о том, что он знает и почему это так действует.
Она продолжает:
🔸 «Утренние страницы не поддаются обсуждению. Никогда не пропускайте и не урезайте число утренних страниц. Ваше настроение не имеет значения. Делайте, что угодно, пока не заполните все три. Когда меня спрашивают: «Зачем писать эти утренние страницы?» – я отшучиваюсь: «Чтобы попасть в потусторонний мир». Но в каждой шутке только доля шутки».
Объяснения, которые она дает все же для любопытных, можно и самому отыскать в любом учебнике по психологии. Вот так автор проводит мысль о вере, насыщая текст словами: Бог, божественное, молитва, Божий дар, Благая направляющая сила и прочими.
И на этом фоне уже вовсе не удивителен контракт, который она предлагает заключить всем ее пациентам, курсантам.
🔸 «Я, нижеподписавшийся, осознаю, что мне предстоят напряженные, управляемые свыше встречи с моим творческим началом. Я посвящаю себя этому на двенадцать недель курса».
«Управленец свыше» – это, очевидно, сама Джулия Кэмерон.
На мой взгляд, страшно, поскольку не учитываются альтернативы. Наше общество и так уже называют обществом потребителей, пользователей, ничего не понимающих в природе вещей. Нынешние Робинзоны не смогут прожить на необитаемом острове двадцать лет просто потому, что не знают ничего: как выпечь хлеб, как получить мыло, как спрясть шерсть, обжечь глину для посуды и т.д.
Конечно, я преувеличиваю, но разве мало людей, с удовольствием пользующихся «костылями», да еще и благодарящих, что нашелся гуру, познавший все это за них и выдавший ответы в виде спрессованного комбикорма?
Кэмерон тоже это прекрасно понимает, – тут надо отдать должное ее уму и умению писать, – но если вчитаться в авторские сентенции, они настолько аморальны, что диву даешься.
🔸 «Конечно, не все после окончания курса делают творчество своим основным занятием. Но даже профессионалы отмечают, что становятся за время нашей учебы в большей степени людьми, а уж потом – творческими людьми».
Как вам это нравится? Априори – вы пока не люди, вы ущербны, дорогие, слушайте меня, я вас научу, как стать людьми.
Тут надо бы сделать отступление и понять, а кто она вообще – Джулия Кэмерон?
Продолжение следует в субботу
📚 Все обзоры вы найдете подборке "Подборки книг"
© Алексей Ладо
Буду рад вашим отзывам.