Найти в Дзене

Что такое стратегии смыслового чтения

Оглавление

Чтение
Чтение

Стратегии чтения — это действия, которые выбирает читатель, чтобы извлечь из текста информацию, соответствующую целям чтения. Правильный выбор таких стратегий делает чтение более продуктивным, развивает умение анализировать информацию и воспринимать содержание текста в соответствии с замыслом автора. Наша статья рассказывает об основных стратегиях смыслового чтения, которые используются в современной педагогике.

Интерактивная модель понимания при чтении

Каждый человек воспринимает текст по-своему. Понимание зависит от личности чтеца, условий, в которых он читает и стратегий, которыми пользуется. Понять прочитанное — значит, создать в уме свой собственный текст. Учёные называют такое мысленное конструирование интерактивной моделью понимания. Она зависит от читательского опыта, особенностей текста, целей и стратегий чтения.

Взаимосвязь между читателем и текстом помогает понять схема, называемая «Треугольник Кука». В неё входят три компонента:

  1. Читатель. Он вносит в процесс чтения навыки и умения читать. На понимание текста влияют также личные характеристики — читательский опыт, богатство речи читателя, его мотивация и цели.
  2. Текст. Он воздействует на процесс чтения своим содержанием, структурой, читабельностью. Восприятие текста во многом зависит от длины предложений, выбора лексики, плотности основных мыслей.
  3. Обучающий контекст. Он складывается из внешних элементов, важных для осмысления текста. Это может быть место для чтения, время суток, возможность помощи, использование информационных ресурсов, например, словарей или Интернета. К обучающему контексту относится организация работы (самостоятельная, парная, групповая) и ожидаемый результат (пересказ, обсуждение).

«Треугольник Кука» наглядно демонстрирует, что чтение – это не изолированное действие, а процесс, зависящий от множества факторов. Читатель, текст и обучающий контекст составляют вместе уникальную ситуацию, в которой рождается понимание.

Стратегии чтения

Читатель извлекает информацию из текста, опираясь на свой опыт связи устной и письменной речи. Помимо этого, нужны знания о грамматическом строе языка и о том, как создать смыслы на основе письменной речи. Действия читателя по обработке информации, получаемой из текста, составляют стратегию. В ней используются навыки техники чтения, включая:

  • звуко-буквенные отношения;
  • слоговое чтение;
  • скорость;
  • плавность;
  • выразительность;
  • коммуникативность.

Читателю требуется ещё ряд умений: видеть структуру текста, считывать графическую информацию (иллюстрации, таблицы); владеть различными видами чтения (поисковое, просмотровое, выборочное, изучающее). Важно также понять замысел автора, принять его или отвергнуть.

Опытный читатель выбирает стратегию под конкретную цель чтения, конкретный текст и условия работы. Иногда человек пробует несколько подходов, прежде чем поймёт, как ему удобнее работать с текстом.

Виды стратегий смыслового чтения

Прогрессивные педагоги используют три типа работы с текстом.

  1. Предтекстовые — используются до знакомства с содержанием текста. Такие стратегии ориентируют читателя, учат планировать текстовую деятельность, придают ей направление. В ходе предтекстовой работы определяются цели и задачи чтения. Ученики знакомятся с важными понятиями и терминами, вспоминают знакомую информацию по теме текста, получают установки на чтение с применением вопросов и заданий.
  2. Текстовые — стратегии, которые используются непосредственно во время чтения. Они связаны с восприятием текста и проверкой гипотез, выдвинутых во время предтекстовой работы. Применение текстовых стратегий повышает продуктивность чтения, развивает умения выделять главное и второстепенное, устанавливать смысловые связи между частями текста. В ходе такой работы ребята учатся воспринимать идеи автора и формировать своё отношение к прочитанному.
  3. Послетекстовые — направлены на понимание смысла текста, объяснение его содержания. Послетекстовые стратегии корректируют восприятие учеников, готовят к осознанному запоминанию и воспроизведению идей текста, например, пересказу или написанию сочинений.

Правильный выбор стратегий помогает учителю превратить чтение из пассивного поглощения информации, в активный, осмысленный процесс. Владение стратегиями чтения для современных школьников — это ключ к успешному обучению, развитию личности и эмоционального интеллекта.

О стратегиях предтекстовой деятельности читайте здесь.

О стратегиях текстовой деятельности здесь.

О стратегиях послетекстовой деятельности здесь.

Другие материалы и идеи для ваших уроков на сайте "Учительская мастерская" и в группе ВК.