Премьера фильма «Опус» состоялась 13 марта 2025 года. Фильм уже наделал массу шума и собрал противоречивые отзывы (когда бывало по-другому?)
Это дебютный триллер Марка Энтони Грина, ранее работавшего главным редактором в глянцевом журнале GQ (все совпадения случайны, герои вымышлены, по словам режиссёра). Он высмеивает индустрию и выкручивает на максимум социально значимые проблемы.
Когда попадаешь в общину, человеческие границы размываются
– цитата из фильма «Опус» 2025 года
Молодая журналистка Ариэль Эктон работает в музыкальном агентстве уже несколько лет, на протяжении которых главред не даёт ей раскрыться как автору, а все её идеи раздаёт более опытным коллегам. У девушки праведно накипело, а нетактичный приятель окончательно уничтожает девушку фразой о том, что она весьма заурядна и не имеет опыта, способного выделить её из общей массы писателей.
Внезапно, спустя 30 лет молчания, с новым сенсационным альбомом возвращается суперзвезда 1990-х Альфред Моретти.
Альбом «Просьба Цезаря» (Caesar’s Request) — восемнадцатый у Моретти (забавно, что режиссёра зовут Марк Энтони). В молодости Моретти встречался с Синди Кроуфорд, был знаком со многими знаменитостями, в том числе с папой римским, и был весьма влиятельным исполнителем.
Мысли его многочисленных обожателей отныне заняты лишь анонсом долгожданного альбома. Моретти зовёт на закрытое прослушивание избранных представителей прессы, в их числе оказывается Ариэль и её босс.
Их везут на частном самолёте, а затем на автобусе – легендарном гастролийном коне суперзвезды – в закрытую коммуну людей, возглавляемую Альфредом Моретти.
Ариэль понимает, что в месте проведения уик-энда со знаменитостью творится неладное: уже на входе у них отнимают мобильники и прочие средства связи. Дальше – больше.
Главная сюжетная составляющая – поклонение кумиру и его творчеству, выходящее за рамки разумного.
Некоторые сравнили фильм с вышедшим несколькими годами ранее «Меню» с талантливейшим Рэйфом Файнсом в главной роли, где героиня Ани Тейлор-Джой попадает в закрытое привилегированное общество гурманов-эстетов, мечтающих попробовать блюда одержимого гения, и всё это на изолированном охраняемом острове.
Мне «Опус» напомнил фолк-хоррор «Солнцестояние», где группа студентов присоединяется к празднованию дня Солнцестояния, с каждым днём теряя в численности.
Точно так же новоприбывшие соглашаются со странностями общины, и эти странности постепенно становятся всё явнее. К каждому гостю Моретти приставлен личный куратор, сопровождающий на каждом шагу и даже семенящий следом на утренней пробежке.
Джон Малкович сыграл гениально. Его переодевания и шутки о Чаке Норрисе и Мухаммеде Али заставляют адептов трепетать от восторга, а Адель морщится от градуса пошлости.
Культовые треки, исполненные самим Малковичем и написанные легендарным музыкантом Найлом Роджерсом и хип-хоп-продюсером The-Dream, курьёзны. Абсолютно плоские тексты о девичьих прелестях под приятный мотив, Малкович на высоченных каблуках и в роскошных одеяниях амплитудно двигается с закрытыми глазами и заражает собственной энергетикой всех присутствующих. Цель – коллективный катарсис и планомерное затуманивание бдительности главреда, журналистки Адель, подкастера, инфлюенсера – группы неожиданным образом отобранных Моретти людей.
Ближе к финалу начинает твориться хаос, оправдывающий жанр, однако пугающая идея не кажется сверхновой.
В фильме много метафор и противоречий, жители общины фанатично занимаются бесполезной рутиной ради прихоти Альфреда. А он сам демонстрирует кричащую скромность, отрицая создание новой неадекватной религии. Мы сталкиваемся с самым настоящим культом личности, уверовавшей в собственную исключительность.
Режиссёр насмехается над одержимыми поклонниками, чья любовь по кирпичику выстраивается индустрией, а место Моретти может занять любой звонкоголосый исполнитель.
Джон Малкович, вероятно, вдохновлялся личностью исполнителя Канье Уэста (его называют гением, а сам он твердит, что он Бог), а точнее – его закрытой презентацией пластинки «Ye» в Вайоминге. Ментальные проблемы и голые образы супруги репера становятся сенсацией. Также можно уловить отсылки к образам Принса, Мадонны, Шер.
Помощники Моретти без стеснения нарушали личные границы гостей, приводя их волосы «снизу» в порядок перед встречей с суперзвездой. И в то же время гостей наряжали в роскошные наряды, делали вечерний макияж. Действие балансирует на грани сумасшествия, и в этом весь интерес.
Концовка фильма обрывается внезапно, когда хочется ещё немножечко ответов.
Читать далее: