Найти в Дзене
Литературный попкорн

Фильм «Опус» (2025) с Джоном Малковичем – сатирический триллер о религиозной общине во главе с суперзвездой

Премьера фильма «Опус» состоялась 13 марта 2025 года. Фильм уже наделал массу шума и собрал противоречивые отзывы (когда бывало по-другому?)

Это дебютный триллер Марка Энтони Грина, ранее работавшего главным редактором в глянцевом журнале GQ (все совпадения случайны, герои вымышлены, по словам режиссёра). Он высмеивает индустрию и выкручивает на максимум социально значимые проблемы.

Когда попадаешь в общину, человеческие границы размываются
– цитата из фильма «Опус» 2025 года
кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина
кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина

Молодая журналистка Ариэль Эктон работает в музыкальном агентстве уже несколько лет, на протяжении которых главред не даёт ей раскрыться как автору, а все её идеи раздаёт более опытным коллегам. У девушки праведно накипело, а нетактичный приятель окончательно уничтожает девушку фразой о том, что она весьма заурядна и не имеет опыта, способного выделить её из общей массы писателей.

Внезапно, спустя 30 лет молчания, с новым сенсационным альбомом возвращается суперзвезда 1990-х Альфред Моретти.

Альбом «Просьба Цезаря» (Caesar’s Request) — восемнадцатый у Моретти (забавно, что режиссёра зовут Марк Энтони). В молодости Моретти встречался с Синди Кроуфорд, был знаком со многими знаменитостями, в том числе с папой римским, и был весьма влиятельным исполнителем.

кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина
кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина

Мысли его многочисленных обожателей отныне заняты лишь анонсом долгожданного альбома. Моретти зовёт на закрытое прослушивание избранных представителей прессы, в их числе оказывается Ариэль и её босс.

Их везут на частном самолёте, а затем на автобусе – легендарном гастролийном коне суперзвезды – в закрытую коммуну людей, возглавляемую Альфредом Моретти.

Ариэль понимает, что в месте проведения уик-энда со знаменитостью творится неладное: уже на входе у них отнимают мобильники и прочие средства связи. Дальше – больше.

кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина
кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина

Главная сюжетная составляющая – поклонение кумиру и его творчеству, выходящее за рамки разумного.

Некоторые сравнили фильм с вышедшим несколькими годами ранее «Меню» с талантливейшим Рэйфом Файнсом в главной роли, где героиня Ани Тейлор-Джой попадает в закрытое привилегированное общество гурманов-эстетов, мечтающих попробовать блюда одержимого гения, и всё это на изолированном охраняемом острове.

кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина.
кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина.

Мне «Опус» напомнил фолк-хоррор «Солнцестояние», где группа студентов присоединяется к празднованию дня Солнцестояния, с каждым днём теряя в численности.

Точно так же новоприбывшие соглашаются со странностями общины, и эти странности постепенно становятся всё явнее. К каждому гостю Моретти приставлен личный куратор, сопровождающий на каждом шагу и даже семенящий следом на утренней пробежке.

Джон Малкович сыграл гениально. Его переодевания и шутки о Чаке Норрисе и Мухаммеде Али заставляют адептов трепетать от восторга, а Адель морщится от градуса пошлости.

Культовые треки, исполненные самим Малковичем и написанные легендарным музыкантом Найлом Роджерсом и хип-хоп-продюсером The-Dream, курьёзны. Абсолютно плоские тексты о девичьих прелестях под приятный мотив, Малкович на высоченных каблуках и в роскошных одеяниях амплитудно двигается с закрытыми глазами и заражает собственной энергетикой всех присутствующих. Цель – коллективный катарсис и планомерное затуманивание бдительности главреда, журналистки Адель, подкастера, инфлюенсера – группы неожиданным образом отобранных Моретти людей.

кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина.
кадр из фильма "Опус" 2025 года режиссёра Марка Энтони Грина.

Ближе к финалу начинает твориться хаос, оправдывающий жанр, однако пугающая идея не кажется сверхновой.

В фильме много метафор и противоречий, жители общины фанатично занимаются бесполезной рутиной ради прихоти Альфреда. А он сам демонстрирует кричащую скромность, отрицая создание новой неадекватной религии. Мы сталкиваемся с самым настоящим культом личности, уверовавшей в собственную исключительность.

Режиссёр насмехается над одержимыми поклонниками, чья любовь по кирпичику выстраивается индустрией, а место Моретти может занять любой звонкоголосый исполнитель.

фото из архивов автора
фото из архивов автора

Джон Малкович, вероятно, вдохновлялся личностью исполнителя Канье Уэста (его называют гением, а сам он твердит, что он Бог), а точнее – его закрытой презентацией пластинки «Ye» в Вайоминге. Ментальные проблемы и голые образы супруги репера становятся сенсацией. Также можно уловить отсылки к образам Принса, Мадонны, Шер.

Помощники Моретти без стеснения нарушали личные границы гостей, приводя их волосы «снизу» в порядок перед встречей с суперзвездой. И в то же время гостей наряжали в роскошные наряды, делали вечерний макияж. Действие балансирует на грани сумасшествия, и в этом весь интерес.

Концовка фильма обрывается внезапно, когда хочется ещё немножечко ответов.

Читать далее: