Найти в Дзене
Древний Китай

Путь вина - это Путь добродетели

Китай имеет одну из древнейших историй пивоварения и виноделия. Их происхождение – это долгий и сложный процесс, а развитие этих отраслей отражает культуру Древнего Китая, науку и технику, искусство и литературу, а также повседневный образ жизни. Алкоголь, с давних времен, был и остается неотъемлемой частью жизни китайского народа. Это важный аспект китайской культуры, политики, экономики и социальной жизни. Для китайцев алкоголь-это нить, связывающая все сферы жизнедеятельности древнекитайского и современного китайского общества. Ароматы вина поднимались к духам предков посредством ритуалов, а поэты вдохновляясь алкогольными напитками слагали незабываемые строки. Китайцы известны во всем мире не только разнообразной особой кухней и чаем, но и виноделием. Между учеными активно ведутся дебаты о том, когда впервые был изобретен алкоголь. Но многие безоговорочно согласны с тем, что Древний Китай является местом зарождения питьевой культуры. Сами жители Поднебесной тоже считают себя перв
Оглавление

Китай имеет одну из древнейших историй пивоварения и виноделия. Их происхождение – это долгий и сложный процесс, а развитие этих отраслей отражает культуру Древнего Китая, науку и технику, искусство и литературу, а также повседневный образ жизни. Алкоголь, с давних времен, был и остается неотъемлемой частью жизни китайского народа. Это важный аспект китайской культуры, политики, экономики и социальной жизни. Для китайцев алкоголь-это нить, связывающая все сферы жизнедеятельности древнекитайского и современного китайского общества. Ароматы вина поднимались к духам предков посредством ритуалов, а поэты вдохновляясь алкогольными напитками слагали незабываемые строки.

ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Китайцы известны во всем мире не только разнообразной особой кухней и чаем, но и виноделием. Между учеными активно ведутся дебаты о том, когда впервые был изобретен алкоголь. Но многие безоговорочно согласны с тем, что Древний Китай является местом зарождения питьевой культуры. Сами жители Поднебесной тоже считают себя первопроходцами в этой сфере. История виноделия у китайского народа насчитывает не одно тысячелетие. Упоминание иероглифа 酒 (вино) встречались на гадательных костях возрастом до II тысяч лет до н.э. Большое количество найденных глиняных, нефритовых и керамических сосудов того времени с остатками ферментов подтверждают, что употребление алкоголя в древности было уже очень популярным явлением. Местность нынешних провинций Шаньси , Ганьсу, Шаньдун и.т.п. с давних времен считается центром традиционного виноделия. Здесь археологи по сей день находят древние треножники-кубки для вина, которые являлись неотъемлемой частью китайских ритуальных захоронений.

Существуют несколько легенд касаемых происхождения алкоголя. Ду Кан живший во времена правления Желтого Императора Хуанди, которого считали богом вина, поместил варенный рис в бамбуковую трубочку и забыл ее в дупле дерева. Через некоторое время он почувствовал необычный и нежный аромат, а попробовав напиток из трубочки, он восхитился вкусом. Так он понял, что можно ферментировать рис и начал изготавливать рисовое вино. Также у китайцев существуют легенды об обезьянах, которые производили вино в пещерах. Они собирали фрукты и складывали в пещерах, где те бродили и выделяли ароматный нектар, который позже стали называть фруктовым вином. Однако археологи уверены, что в Древнем Китае изначально занимались производством зернового вина, а не фруктового. Со времен династии Шан, вино стало незаменимым атрибутом ритуальных жертвоприношений. Тогда, вино считалось не увеселительным напитком, а частью особого ритуала. Во времена Чжоу и Хань вино также оставалось частью религиозного ритуала, но появились специально выбранные чиновники, которые следили за производством и потреблением винных напитков, винные лавки и пивоваренные мастерские. Улучшились методы фильтрации, а также появились множество видов дрожжей.

Пиршество династии Чжоу
Пиршество династии Чжоу

Уже в период династии Чжоу алкогольные напитки в Китае классифицировали по сортам. Существовало более 5 сортов алкоголя по степени крепости и 3 вида по времени изготовления. Самые популярные из них: «Хуан цзю» - рисовое вино крепостью в 18-20 градусов; « Маотай цзю» - дорогие рисовые водки крепостью до 58 градусов из местечка Маотай и народные крепкие напитки из чумизы и кукурузы «Эроготоу»- крепостью в 60 градусов – два самых популярных сорта « Бай цзю»; « Пхутао цзю»- виноградное вино; « Гуодзы цзю» - фруктовые вина и « Пхи цзю»- пиво.

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

Как известно, производство алкоголя довольно трудоемкий и затратный процесс. Он требует специальных знаний, навыков. В Древнем Китае существовало множество вариантов производства вина. Например, в произведениях «ШАН ШУ» упоминается метод изготовления вина из пророщенного риса. Пророщенный рис варили, а после смешивали с пропаренными зернами. Данную смесь оставляли бродить в темном месте пока оно не превратиться в вино. И это лишь один из сотен методов. Народным вином в Китае считается напиток именно из риса или проса, ведь под вином 酒китайцы понимали, прежде всего, напиток, полученный в результате ферментации зерна. Бывало, что смесь разбавляли водой в целях экономии крупы, а также, чтобы получить больше готового продукта. Как ранее уже упоминалось, в династии Хань были специально отобраны люди ответственные за производство и контроль над винодельным ремеслом. В 98 году до н. э. император У установил монополию на производство вина. Это было одной из экономических мер для преодоления финансовых трудностей. С частных производителей стали взиматься налоги, которые стали одним из основных доходов казны императора. Алкоголь постепенно стали продавать как на территории, так и за пределами Поднебесной. Существовал экспорт в Японию и Корею, где алкогольные напитки тоже стали весьма востребованы.

СОЦИАЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ

Алкоголь, а в частности вино и винопитие играли большую роль во всех религиозно-философских учениях Древнего Китая. В конфуцианстве распитие вина, публичное или в качестве ритуала считалось важным способом построения социума. Как нам известно, конфуцианство придерживалось взглядов, которые были сосредоточены на формировании «идеальной личности». И согласно верованиям конфуцианистов, через ритуал(礼ли ) - человек прикасается к мудрости предков , получает часть их добродетели и нравственной силы. С точки зрения конфуцианской морали использование вина для подношения предкам или оказания уважения к гостям - это Путь добродетели или Путь вина. Тогда как согласно этой же идеологии, злоупотребление алкогольными напитками, то есть распитие вина без соблюдения правил оказывает пагубное влияние, как на индивидуума, так и на все общество.

-3

Даосизм же призывал к освобождению от груза условностей и строгих рамок. Даосы считали что, вино важнейшее из жидкостей, которое, помогает совершенствовать природу человека. Хотя последователям даосизма тоже приходилось поддерживать связи в социуме и исполнять мирские обязанности, они старались сохранить внутреннюю свободу и полет творческой фантазии. Как раз для поддержания этих творческих взглядов они и прибегали к употреблению увеселительных напитков. Точнее будет сказать, что вино было символом свободы духа, способом освободиться от тяжести повседневной жизни и стимулирования творческой энергии.

Несмотря на то, что употребление вина уже стало повседневным явлением, представление жителей Древнего Китая о вине были довольно разнообразны. Например, в самых ранних медицинских трактатах периода Воюющих царств есть упоминания о вине как о важнейшем жидком лекарстве, которое служило антисептиком. Есть упоминание вина в качестве анестезии, а в даоской традиции его часто использовали в качестве ингредиента для эликсира долголетия и для восстановления жизненных сил. Кроме использования в медицинской сфере, вино преподносили в качестве политических даров. Также играли в игры, где опьянение выступало неким наказанием за проигрыш. Также, если поближе ознакомиться с творчеством писателей и поэтов тех времен можно почувствовать «отчетливые ароматы винного нектара». Часто поэты собирались вместе, распивали вино в беседках и обсуждали его великолепный вкус и аромат. Многие авторы были любителями выпить, но были среди них и те, кто злоупотреблял и не мог найти вдохновения без вина. На протяжении столетий известные поэты такие как Ли Бай(Ли Бо) , Ду Фу, Бай Цзы и другие воспевали в своих произведениях винный напиток, их стихи были поистине прекрасны:

Был опьянен божественной луной,
Беспечными цветами покорен.
Склоняюсь пред душевной чистотой,
Высоким пиком видится мне он… ( Ли Бо)
Ли Бо. Известен своим неуёмным воображением, эпатирующей манерой поведения, глубокой философичностью и яркими образами даосов в своей поэзии, а также, по распространённым преданиям, своей любовью к спиртному
Ли Бо. Известен своим неуёмным воображением, эпатирующей манерой поведения, глубокой философичностью и яркими образами даосов в своей поэзии, а также, по распространённым преданиям, своей любовью к спиртному

Следы алкоголя можно также заметить в художественном творчестве и в каллиграфии. Великие художники и каллиграфы, прежде чем приступить к работе любили пригубить вина и в этом состоянии бесконечно творить свои шедевры.

Постепенно алкоголь проник во все сферы жизни китайцев. Без вина не обходилось ни одно мероприятие, застолье или беседа. Это наталкивает на мысли о существовании проблем с пьянством. Алкоголизм, по некоторым данным, стал настолько распространен в культуре Шань, что борьба с ним стало главной проблемой династии Чжоу. В начале династии Хань император Вэнь ограничил производство алкоголя из-за нехватки продовольствия. Распитие вина разрешалось лишь на больших собраниях. Непослушание каралось штрафами, что было не так уж и страшно. Ведь запрет распространялся лишь на простых людей, а элита продолжала пить, что сделало существование данного запрета бесполезным. Во времена династии Мин снова ввели сухой закон, однако, для королевской семьи вино все же производили. В период Цинь все запреты на употребление и производство алкоголя были сняты. Согласно мнению некоторых исследователей, проблем с алкоголем у китайцев не было, и быть не могло. Первый отечественный китаевед Н. Я. Бичурин писал: «Китайцы пьют. Пьют водку, вино, пиво, ликеры и многое другое. Но в Китае нет пьянства, а посему нет и законов по сей части». Несомненно, китайцы пьют, но каждый знает свою норму, а слепые запреты на китайцев не действуют. По их мнению, вино – это не наркотик, а способ отметить радостное событие, укрепить дружественные связи, показать гостеприимство, показать достаток или уважение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, алкоголь в Древнем Китае это не просто напиток, а целая история уходящая корнями в глубокую древность. Это тонкая нить, которая связывала разные сферы жизни китайского народа. Это не только способ наслаждения, но и символ укрепления экономических, политических и социальных отношений.

Подготовила Юлия Ким, ИФИЯМ ИГУ