Если бы мама хоть немного больше меня любила, я бы смогла выйти замуж и родить ребёнка.
Если бы мама хоть немного больше меня любила, я бы нашла работу своей мечты, дело своей жизни.
Если бы мама хоть немного больше меня любила, я бы не терпела то, что причиняет мне огромную боль: деструктивные или тупиковые отношения, работу наизнос, повсеместные нарушения моих границ.
Если бы мама хоть немного больше меня любила, я бы знала, что такое настоящая, безусловная любовь и давно бы обрела её в своей жизни.
Если бы мама хоть немного больше меня любила, у меня не было бы такой сильной ненависти к себе, которая проявляется в различных аутоагрессивных симптомах, начиная от руминаций, мысленной "жвачки" и беспощадной самокритики, заканчивая выраженными расстройствами пищевого поведения, жёстким селфхармом и суицидальными попытками.
Если бы мама хоть немного больше меня любила, я бы хотела жить, а не ненавидела своё существование и не сожалела бы постоянно о факте своего рождения.
Если бы мама хоть немного больше меня любила, я бы смогла обрести долгожданное счастье, вместо душевной боли, бесконечных тягот и забот, проблем, неудач, внутренней пустоты, одиночества, бессилия и бессмысленности жизни.
Как часто в тяжёлые дни своей жизни мы думаем, чувствуем и считаем так? И так ли это на самом деле?
В долгосрочной терапии достаточно легко прийти к какой-то точке бессмысленности, тупику и считать, что всё дело в прошлом, и мы мало что можем изменить.
Многие самые тяжёлые трудности и кризисы связаны с отсутствием надёжных близких отношений, поддержки и чувства того, что тебя любят.
Но парадокс заключается в том, что способность любить обычно высоко развита у тех, кто приходит в терапию.
Просто эту способность, кроме мамы, так сложно направить на кого-то ещё.
Существует мнение, что все проблемы и вопросы в терапии, вроде как, нужно разрешить окончательно.
Но проблему глубокого нарушения привязанности, отсутствия верного отклика на ребёнка в детстве со стороны родителей или же сильную недостаточность того объёма любви и внимания, которые были со стороны родителей, трудно разрешить и даже, бывает, просто исчерпать до конца.
Но выход есть всегда, и часто среди специалистов помогающих профессий много людей, которые пришли в профессию, став сами теми надёжными объектами, материнскими фигурами, которые когда-то им были необходимы.
Важно понимать, что проблемы поиска взаимной любви, подходящей работы, жизненного интереса, который будет вас мотивировать не являются неразрешимыми или какими-то фатальными, даже если у вас есть ПТСР, КПТСР, нарушения привязанности, отсутствие базового доверия к миру, аффективные расстройства и прочие "радости", родом из детства.
Проблемой скорее является очень отточенная способность убивать в себе надежду на хорошее, не верить в возможность любви к себе, бережного, чуткого и серьёзного отношения.
А также очень выраженная склонность "цеплять" за неподходящих людей, которые точно любви дать не могут.
Развивайте в себе способность к позитивному восприятию и представлению будущего, а также решимость завершать то, что для вас не подходит, говорить этому "нет", хотя это и очень больно.
А также не изолируйтесь от реальности, от общения, людей и новых социальных контактов.
И не бойтесь нести свои мысли, страхи и сомнения в терапию, "воюйте" в каком-то смысле больше в терапии, а не в жизни.
Так как при тяжёлых травмах, конечно, может наблюдаться выраженная ранимость, потребность в самозащите, защите своих границ, и на первых порах всё это может срабатывать автоматически и достаточно жёстко по отношению к любым людям, которых вы встречаете на своём жизненном пути, и из-за этого какие-то попытки выстраивания коммуникации, какие-то шаги в плане социализации и поиска отношений могут оказываться неудачными.
Но важно верить, что постепенно вы справитесь со всем этим и сможете почувствовать, что есть те, кому вы дороги, кому вы сможете безусловно доверять и что кто-то слышит и понимает вас верно, и всё это совсем не похоже на то, что было у вас с мамой.
А также сможете почувствовать, что вы не зря пришли в этот мир, что есть то, чем вам нравится заниматься, то, что у вас получается и всегда получалось, то, чему вы хотите научиться и что вас мотивирует, есть вообще в целом жизнь как время и место для реализации самого себя.
Существует замечательная фраза Януша Корчака: «Мы так боимся, что ребенка заберет у нас смерть, что забираем у него жизнь», так вот, мы сами можем больше не забирать у себя жизнь, не затрачивать все свои ресурсы, сражаясь с ужасными материнскими или отцовскими фигурами внутри себя.
А также можем позволить себе не сравнивать себя ни с кем. И не жить в вечном надрыве и неудовлетворённости от того, будто у нас что-то не так.
Все люди сталкиваются с одними и теми же проблемами, но эти проблемы просто могут казаться "проклятием", "камнем на шее" или неподъёмной ношей, если родительской любви недостаточно.
На самом деле это всё те же самые проблемы, трудности и особенности нашей социальной реальности, с которыми сталкиваются все.
Мы можем просто позволить себе жить, насколько это возможно, оберегая и залечивая свои глубокие раны, и не "добивая" себя никакими невыполнимыми условиями.
Солопанова Мария Александровна, психология и психотерапия онлайн (Skype, Zoom, b17.ru, Whatsapp), Курск очно, +79606757337 (Whatsapp, Telegram, Viber).
Автор: Солопанова Мария Александровна
Психолог, Клинический психолог
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru