Найти в Дзене

Масштабы, типоразмеры и ширина колеи в железнодорожном моделизме

Оглавление

Очень часто приходится слышать от коллег по увлечению, что масштаб и типоразмер в ЖД моделизме - это одно и тоже. Нередко можно заметить в комментариях в пабликах такой диалог:
- В каком масштабе модель?
- h0.

И в принципе для многих в этом диалоге нет ничего сверх странного и неприличного. Главное, что собеседники поняли друг друга, а информация передана и получена без искажений. И даже такой диалог как:
- Какой масштаб?
- 16,5.

не вызовет недоумения и не приведет к недопонимаю собеседников. (Хотя в этом примере желающие подчеркнуть в комментариях, что 16,5 - это не масштаб и не типоразмер, уже наверняка найдутся).

Если копнуть глубже и постараться разобраться в вопросе, то можно услышать версию, что масштаб и типоразмер в железнодорожном моделизме - это не одно и то же. В чём разница? Как они соотносятся между собой и с термином "Ширина колеи"? И почему, например, модели серии "Наши поезда" от MODIMIO - это не типоразмер H0? Расскажем об этом в нашей статье.

О железнодорожных масштабах

Железнодорожный моделизм - это обширное, разноплановое и увлекательное хобби, которое позволяет воссоздавать железнодорожную технику, инфраструктуру, здания и прочие виды объектов нашего мира в уменьшенном масштабе в виде моделей, макетов, диорам и виньеток. При формировании коллекции моделей поездов, изготовлении аксессуаров и строительстве макетов моделисты сталкиваются с такими терминами, как «масштаб» и «типоразмер». И хотя эти понятия связаны напрямую между собой и с размерами моделей, они имеют разное значение и применение в железнодорожном моделизме.

Масштаб в моделизме - это соотношение между размерами модели и размерами реального прототипа. Масштаб обозначается как пропорция, разделенная знаком деления. Например: 1:87, 1:120, 1:220 или, реже, как 1/87, 1/120, 1/220. Единица в этой пропорции обозначает размер модели, а второе число - размер реального объекта. Так масштаб модель 1:87 означает, что каждый сантиметр модели соответствует 87 сантиметрам реального прототипа. А сам прототип уменьшен в 87 раз. Чем больше число после дроби, тем меньше масштаб, и наоборот, чем оно меньше, тем масштаб крупнее.

Традиционно в железнодорожном моделизме существует несколько международных и региональных масштабов: 1:32, 1:45, 1:64, 1:76, 1:87, 1:120, 1:160, 1:220, 1:450 и другие. В этих масштабах в разных странах выпускают модели ЖД техники, зданий и сооружений, инфраструктуры, фигурок, автомобилей и т.д.

Выбор ЖД моделистом масштаба зависит от разных факторов, среди которых на первом месте, пожалуй, доступность моделей и аксессуаров. Некоторые масштабы более популярны и имеют широкий выбор моделей и дополнительных элементов в одних странах, и менее популярны в других. В качестве примера можно назвать Великобританию, где в ходу масштаб 1:76; США, где популярны масштабы 1:87 и 1:160, и практически отсутствует 1:120. В Японии распространены как международные, так и свои, региональные масштабы 1:150, 1:160, 1:80, 1:87.

-2

На второй место (после доступности моделей) при выборе масштаба можно поставить доступность пространства для размещения модели: более крупные масштабы требуют больше места для размещения путей и станций. И зависимость здесь не линейная. Создание макета в масштабе 1:87 требует раза в два-три больше пространства, чем создание макета в масштабе 1:120. А на площади в три квадратных метра в масштабе 1:220 можно уместить столько всего, сколько не снилось любителям масштаба 1:45. Кроме этого, нужно понимать, что хотя между цифрами 45 и 87 соотношение всего лишь примерно один к двум, объем модели в масштабе 1:45 будет почти в 8 раз больше объема модели в масштабе 1:87 (так как зависимость кубическая). Это также нужно принимать во внимание при планировании размещения коллекции моделей дома.

-3

Третий немаловажный фактор - детализация. Допустим с выбором моделей все хорошо, пространства тоже очень много. Тогда важно обратить внимание на то, что более крупные масштабы позволяют более детально воспроизводить прототипы, технически более сложны и требуют больше времени и усилий для создания. Так в 45-м масштабе намного проще воспроизвести звуковые эффекты, визуальные эффекты (такие как открытие и закрытие дверей, дым из трубы и т.д.), в то время как в масштабе 1:120 и меньше сделать это (при нынешних технологиях) практически невозможно.

-4

О железнодорожных типоразмерах

Типоразмер в железнодорожном моделизме - это стандартизированная система, которая определяет не только масштаб моделей, но и их другие, основные и дополнительные, параметры. К этим параметрам относятся: ширина колеи, размеры колес подвижного состава, радиусы кривых, величина уклонов, габариты приближения строений, параметры контактной сети, параметры сцепок моделей и так далее.

Типоразмеры обозначаются римскими цифрами или буквами, например: X, V, III, II, I, 0, H0, TT, Z, N и так далее.

-5

Типоразмер и масштаб - не одно и то же. Хотя оба этих термина, как было сказано выше, связаны между собой напрямую. Типоразмер определяет масштабы моделей, которые могут использоваться в той или иной системе (на макете или диораме). И если масштаб - это линейное это соотношение размеров модели и прототипа, то типоразмер - это набор параметров, который включает в себя и масштаб моделей и макета.

Почему нельзя просто уменьшить модель и использовать для всех этих наборов параметров только значение масштаба? Связано это с тем, что при уменьшении прототипа в определенной количество раз неизбежно возникает необходимость прибегать к условностям и упрощениям. Например, если уменьшить заклепку диаметром 10 мм на кузове локомотива в 87 раз, она станет размером 0,11 мм. Визуально ее будет практически не видно, а технически воспроизвести очень сложно. В таком случае нужно или делать эту деталь крупнее, чтобы она была заметна, или опускать. Как поступить - каждый моделист решает сам при постройке своей модели. Правильного ответа на этот вопрос нет. Но любой из вариантов приведет к некоему упрощению. Отразится ли это на визуальном восприятии модели? Да, безусловно. Но при правильном подходе модель от этого только выиграет.

Но что если от решения, как поступить, зависит совместимость моделей между собой, возможность эксплуатировать модели на макете, соединять модели в поезда? Вот тут уже возникает необходимость при уменьшении прототипов следовать определённым правилам.

К примеру, нужно на макете сделать круг из рельсового полотна. Если взять реальный минимальный радиус и уменьшить его в 87 раз, круг получится в диаметре около 6 метров (для линий категорий IV и V, по которым даже нельзя пускать пассажирские и, тем более, скоростные составы). Ни в одной квартире разместить такое не получится. Нужно уменьшать радиус кривых и делать так, чтобы модели поездов его проходили. Насколько уменьшать? До каких пределов? Ответ на эти вопросы и задает типоразмер.

-6

Другой пример: размеры колесных пар и рельс. Если просто уменьшить реальные колесные пары в 87 раз и поставить модель на уменьшенные в 87 раз рельсы, модель не поедет. Точнее она поедет, но только прямо и до первой кривой или первой стрелки. А дальше последует неминуемый сход. На ходовые качества реального подвижного состава влияет множество факторов, и просто так воспроизвести все их в миниатюре практически невозможно. Вес модели, высота головки рельс, высота гребня или реборды, радиусы кривых, упомянутые выше, а также множество других параметров - всё это должно правильно соотноситься между собой, чтобы модели могли спокойно двигаться по макету и не падать. И мало найти это правильное соотношение - важно зафиксировать его и распространить на все модели, произведенные для эксплуатации на разных макетах.

Еще один пример, наиболее характерный "проблемный" для отечественных ЖД моделистов-новичков - это ширина колеи. Во многих странах мира она разная. В России и СНГ своя, в большинстве европейских стран - своя, в Японии - своя. Но даже в той же Европе существует разница между, например Испанией и Германией. Как сделать так, чтобы модели из разных стран, от разных производителей можно было объединять в одну коллекцию и не менять каждый раз им колесные пары или рельсы под ними, ставя их на макет или на полку? Нужен некий стандарт!

-7

ЖД моделисты уже достаточно давно осознали необходимость применения типоразмеров - стандартов, выработанных для моделей в различных масштабах. И к счастью, моделистам из разных стран и уголков мира удалось договориться, выработав определенные нормы для каждого из типоразмеров. Эти нормы называются NEM (по-русски мы часто пишем "НЕМ" или "нем"), что расшифровывается как Normen Europäischer Modellbahnen и переводится с немецкого как Европейские нормы моделей железных дорог. Публикует стандарты НЕМ с 1954 года Европейская ассоциация, объединяющая национальные ассоциации любителей железных дорог и моделей железных дорог MOROP,

MOROP была основана в итальянской Генуе в 1954 году. Сейчас её штаб-квартира находится в швейцарском Берне она объединяет больше двадцати национальных ассоциаций любителей ЖД моделей и в общей сложности насчитывающие более 30 тысяч членов. Название MOROP образовано от двух слов: MOdellbahn (от немецкого: модель железной дороги) и «EuROPe».

С 1994 года MOROP тесно сотрудничает с американской Национальной ассоциацией модельных железных дорог (NMRA), которая определяет стандарты модельных железных дорог для Соединенных Штатов. Так, например, стандарты NEM для цифрового командного управления (DCC) были разработаны совместно MOROP и NMRA.

Стандарты NEM и другие официальные документы MOROP публикуются на французском и немецком языках. Некоторые стандарты NEM были переведены на английский и русский языки, но эти переводы в настоящее время не являются нормативными. На русском языке наиболее распространен перевод норм NEM 2004 года. Файлы с нормами размещены на форуме Модельдепо в отдельной ветке.

Одна из важнейших и основополагающих норм - NEM 010, которая устанавливает масштабы, типоразмеры, ширину колеи и соотношение между ними. Она определяет соответствие ширины колеи и масштабов макета, а также наименования типоразмеров. Согласно NEM 010 все существующие значения ширины колеи реальных прототипов сводятся при моделировании к четырём группам. Масштабу моделирования соответствует ряд значений ширины колеи, определяемых понятием «Типоразмер». Он обозначается буквами и соответственно цифрами.

-8

Наименование типоразмера без дополнительной буквы соответствует исключительно реальному прототипу с шириной колеи более 1250 мм. Для моделей с шириной колеи реального прототипа менее 1250 мм к обозначению типоразмера дополнительно добавляется буква m, e, I в зависимости от ширины колеи.

О ширине колеи

Итак каждому масштабу соответствует определенный типоразмер. Так масштабу 1:87 соответствует типоразмер H0 и его вариации для узкой колеи H0m, H0e и H0i. Наиболее популярными типоразмерами являются типоразмеры без дополнительных букв, так как они объединяют модели подвижного состава большинства стран мира со стандартной для своих стран шириной колеи. Типоразмеру H0 соответствуют все виды колеи с шириной от 1250 до 1700 мм. Вне зависимости от размера колеи прототипа, в типоразмере H0 ширина колеи составляет 16,5 мм. Благодаря этому все модели, произведенные в типоразмере H0, совместимы между собой, могут использовать одни и те же рельсы, колесные пары, запчасти и т.д.

Производители моделей, заинтересованные в максимизации продаж и снижении издержек, выпускают модели в соответствии с нормами NEM. Это позволяет им иметь дистрибуцию по всему миру, продавать любителям ЖД моделей со всех частей света модели подвижного состава, разработанные по прототипам из разных стран мира.

Если представить, что в каждой стране существовал бы свой стандарт модельной ЖД колеи, это привело бы к тому, что модели, рельсы, колесные пары и запчасти были бы не совместимы между собой, производились бы широкой номенклатурой но в гораздо меньших объемах, стоили бы дороже (так как цена за единицу продукции зависит напрямую от объема произведенной продукции).

Стандарты изготовления колесных парт и рельс в различных типоразмерах регламентируются нормами NEM 310 (Колесная пара и путь) и 314 (Колёсная пара с коническими подшипниками). NEM 310 является основанием для контроля размеров колёс и колёсных пар подвижного состава, а также пути, рельс, стрелок и пересечений. Весь производимый путевой материал должен соответствовать этой норме. Важно обратить внимание, что размеры рельс и колесных пар отличаются от тех, которые можно было бы получить простым пересчетом на масштаб и пропорциональным уменьшением всех размеров реального прототипа. Сделано это в целях обеспечения надёжности в эксплуатации макетов и моделей на них.

-9

NEM 314 определяет размеры колесных пар, используемых для большинства подвижного состава в наиболее распространенных ЖД масштабах. Как правило в таких колесных парах используются оси с конусными окончаниями. Такие же конусные углубления или конусные подшипники имеют и тележки, в которые вставляются колесные пары.

-10

Остальные нормы также важны в ЖД моделизме, так как они определяют порядок использования моделей на макетах, их электрическую и цифровую часть и обеспечивают возможность эксплуатировать подвижной состав совместно. Но оставим их за рамками данной статьи, так как наша задача в этой публикации ограничивается расшифровкой трех основных терминов и установлением взаимосвязи между ними.

О соотношениях масштабов, типоразмеров и ширины колеи

Как было показано выше, все эти термины имеют разное значение и происхождение, но напрямую связаны между собой. Благодаря установленным международным стандартам, мы знаем, что масштабу 1:87 соответствуют типоразмер H0 и ширина колеи 16,5 мм, а масштабу 1:120 - типоразмер TT и ширина колеи 12 мм. Многие десятилетия назад эти соответствия приехали в нашу страну из ГДР, благодаря компании PIKO, производившей всем хорошо известную и знаменитую "немецкую железную дорогу".

Когда в 80-е годы в СССР встал вопрос о производстве собственных моделей железных дорог, за основу были приняты все те же нормы NEM, благодаря которым у нас появились паровоз Ов с вагонами-"егоровцами", дизель-поезд ДР1а и, чуть позже и тепловоз ТЭП10. Все они были полностью совместимы с немецкими моделями от ПИКО. Их можно было ставить на уже имевшиеся у многих ГДР-овские П-образные рельсы, подключать к уже имевшимся блокам питания и прицеплять к ним уже имевшиеся модели грузовых и пассажирских вагонов.

Термины 1:87, H0 и 16,5 в нашей стране настолько прочно ассоциировались между собой, что в порядке вещей стало говорить "масштаб H0" и типоразмер 16,5 (вместо "типоразмер H0"), "типоразмер 16,5" (вместо "колея 16,5 мм"), "87-я колея" (вместо "масштаб 1:87" или "колея 16,5 мм"). И так было до недавнего времени.

В 2022 году издательство MODIMIO запустило серию "Наши поезда" с моделями локомотивов (а позже МВПС и вагонов) отечественных железных дорог. Вероятно не ведая о существовании ЖД моделизма в России, а также о существовании международных норм NEM, или не желая ассоциировать себя с уже имевшимся на рынке на тот момент ассортиментом, а, наоборот, стремясь дистанцироваться ото всех, издательство начало производить модели в масштабе 1:87 (что очень хорошо) без оглядки на типоразмер H0 (что в целом очень плохо). Ширина колеи в России 1520 мм. В типоразмере H0 ей соответствует колея 16,5 мм. Но в Модимио решили пойти прямолинейно и разделили 1520 на 87, получив 17,5-милимитровую колею. Из-за этого, а также из-за того, что, во-первых, колесные пары спроектированы таким же образом (все линейные размеры поделены на 87) и, во-вторых, не являются собственно колесными парами, а имеют большую подвижность и низкое качество изготовления, журнальные модели стало невозможно катать по рельсам. Причем ни по колее 16,5, ни по колее 17,5 мм.

-11

В издательстве неоднократно подчеркивали, что модели из журналов являются сугубо стендовыми, производятся исключительно для коллекционирования, хранения на полках и не предназначены для эксплуатации на макетах. Поэтому модели выпускались и выпускаются на подставках-рельсах с шириной колеи 17,5 мм. Большинству покупателей этот факт был безразличен: так как модели стоят на полках, не важно, какая под ними колея, и есть ли она в принципе. ЖД моделисты, в свою очередь, расстраивались недолго и начали активно переделывать свои модели, ставя их на ход и модернизируя до соответствия типоразмеру H0.

С тех пор у нас в стране масштаб, типоразмер и ширина колеи моделей перестали быть тождественными понятиями и дружить между собой. В отечественном подвижном составе масштабу 1:87 могут теперь соответствовать две колеи: стандартная 16,5 мм и "модимиовская" 17,5 мм. А сами модели могут соответствовать типоразмеру H0 или быть просто в масштабе 1:87. Для моделей вагонов это несоответствие убирается довольно легко, путем замены колесных пар (или тележек с колпарами) и установкой сцепок. Для локомотивов задача чуть сложнее, но тоже решаема.

В любом случае формально 1:87 - это теперь не обязательно H0 и 16,5 мм. И нужно это иметь ввиду.

Статья показалась полезной? Поставьте лайк, если она вам понравилась, и сохраните ее в закладках у себя. Или напишите в комментариях, почему, на ваш взгляд, тема осталась не раскрытой, и поставьте дизлайк. Но в любом случае не забудьте подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое фундаментальное в мире отечественного ЖД моделизма!

Присоединяйтесь к нам в ВК: vk.com/rail38

Подпишитесь на наш Телеграм-канал: t.me/rail38

Общайтесь с нами в нашем Телеграм-чате: t.me/rail38chat