Найти в Дзене
Мой XIX век

Почему лазареты во дворцах знати лишь подстегнули события 1917 года

После начала Первой мировой в России возникла потребность в лазаретах, которые стали устраивать во дворцах как Дома Романовых и особняках знати. Казалось бы, благое дело... Дворяне молодцы, занимались благотворительностью, знатные дамы проходили курсы сестер милосердия и трудились. Вот на фото императрица Александра Федоровна со старшими дочками сразу же после окончания курсов сестер милосердия:⬇️⬇️⬇️ А ниже документ, который получила после экзамена Великая княжна Ольга Николаевна:⬇️⬇️⬇️ Вот форма сестры милосердия:⬇️⬇️⬇️ Мимими отодвигаем в сторону, фразы типа «подвижническая деятельность царской семьи» вы в другом месте где-нибудь в Интернете найдете. Я предлагаю в духе своего канала (все знают, что на аватарке?) другой взгляд на устройство лазаретов. Много лет назад я прочитала (с обоснованиями!) мысль какого-то историка, что устройство лазаретов во дворцах только подстегнуло события, развернувшиеся в России в 1917 году. Помните одну из сюжетных линий сериала «Аббатство Даунтон»? Г

После начала Первой мировой в России возникла потребность в лазаретах, которые стали устраивать во дворцах как Дома Романовых и особняках знати. Казалось бы, благое дело...

Дворяне молодцы, занимались благотворительностью, знатные дамы проходили курсы сестер милосердия и трудились. Вот на фото императрица Александра Федоровна со старшими дочками сразу же после окончания курсов сестер милосердия:⬇️⬇️⬇️

А ниже документ, который получила после экзамена Великая княжна Ольга Николаевна:⬇️⬇️⬇️

-2

Вот форма сестры милосердия:⬇️⬇️⬇️

-3

Мимими отодвигаем в сторону, фразы типа «подвижническая деятельность царской семьи» вы в другом месте где-нибудь в Интернете найдете.

Я предлагаю в духе своего канала (все знают, что на аватарке?) другой взгляд на устройство лазаретов.

Много лет назад я прочитала (с обоснованиями!) мысль какого-то историка, что устройство лазаретов во дворцах только подстегнуло события, развернувшиеся в России в 1917 году.

Помните одну из сюжетных линий сериала «Аббатство Даунтон»? Гигантский дом графа переоборудован под госпиталь.👇👇

-4

Вот только попадают в графский дом исключительно офицеры, а не рядовые.

То ли дело Россия! Даже в Зимнем дворце по распоряжению Николая II открыли самый большой госпиталь в стране. 👇👇👇

-5

И поступали туда не только офицеры, а обычные солдаты.

-6

Благое дело? Ну, так ими дорога выстелена сами знаете куда.

В 1970-е годы директор Эрмитажа принял на хранение воспоминания сестры милосердия тех лет, которая трудилась в Зимнем дворце. Отрывки из ее воспоминаний публиковались в мимими-материалах о подвижничестве Романовых и высшей знати России.

Представьте, читатели канала «Мой XIX век», что вы обычный потомственный крестьянин. Ну, босоногий Иван Иванов.

-7

Осенью 1914 года вас оторвали от земли, от семьи и отправили в окоп, потому что какой-то Гаврила шмальнул в каком-то сарае или в овине в какого-то Фердинанда или во Франца.⬇️⬇️⬇️

-8

И теперь из-за этого Фердинанда вы не дома со своей Матреной и детьми, мал-мала-меньше, а прямо из окопа оказались здесь. 👇👇👇

-9

И вам отрезали что-то. Выбирайте: руку или ногу?! И радость-то какая! Ассистировала при данном процессе расставания с ногой/рукой царская дочка!

Доковыляете вы на деревянной ноге до своей деревни Щурово Ухоловского района Рязанской области из Санкт-Петербурга и то-то все удивятся! Аж сама царская дочка! Ну надо же!

И уже не так важно, что отсутствие важной части делает вас уже не крестьянином Иваном Ивановым, а лишним ртом для большой семьи и обузой. Работать не можете, а кормить по-христиански придется.

-10

Зато вы были внутри царского дворца и видели золотые люстры и зеркала высоченные!

-11

Лежите вы в зале Зимнего дворца, аки царь без одной части императорского величества, смотрите на люстру и думаете: «Какое счастье, что я сюда попал! Словно в музей сходил! Когда я еще из деревни Щурово выберусь в столицу посмотреть на интерьеры, созданные Карлом Ивановичем Росси и Огюстом Рикаром де Монферраном!»

Правда?

Или у не умеющего читать и писать крестьянина без какой-либо очень нужной в деревни части т е л а ИНЫЕ мысли будут в голове роиться? И напечатать их в моем блоге не получится. Потому что в словаре Ожегова таких слов не найдете.

О чем думает наш виртуальный Иван Иванов, глядя на покрытую золотом люстру прямо над ним?

1. Упадет али нет?

2. О деде по материнской линии, которого на конюшне по приказу барина, того… Царствие Небесное деду!

-12

3. О прадеде, которого забрили в солдаты, и он так и не вернулся в родную деревню.

4. О сестре бабушки, которую барин соблазнил, а она от счастья, когда последствия любви вся деревня могла видеть, нырнула в местную речку, а вынырнуть забыла.

5. А может, об оброке в 20 рублей, который было тяжело собрать? Или о том, что на волю в еще деда отпустили, а вот легче ни отцу, ни внуку не стало?

Скорее всего, наш Иван Иванов будет думать не о красоте лепнины на потолке, а о том, как в деревне его Матрена с 7 детьми землю пашет, если лошадей всех забрали. Ну, как-то так и пашет:⬇️⬇️

-13

Читатели канала, если вы получили советское образование, то про ужасы крепостничества знать должны из учебников истории. А еще должны знать, что крестьян не только не пускали на порог барского дома, даже К порогу не пускали. Если крестьянин и шел к барскому дому, то с черного хода. И там стоял, не смея подняться на крыльцо.

Все эти иваны ивановы ни разу в жизни не были внутри даже деревенского помещичьего дома. Интерьеры усадеб видели только дворовые, могли рассказать родне и бывшим соседям, а могли и перестать общаться и помалкивать. Господа не очень-то жаловали, если их дворня языком болтала по деревне.

И вот в 1915 году такой потомок крепостных оказывается внутри аж Зимнего дворца. Или Юсуповского, или какого-то другого. Красотищщща-то какая!

Нет, ценное из залов перед устройством лазарета убрали: картины там, вазы всякие. Но люстры не демонтировать, зеркала и позолоченные ручки на дверях остались на месте. И лепнину же никто не стал со стен и потолка сбивать.

Так что есть чем любоваться крестьянину Ивану Иванову, если бы он был любителем и ценителем архитектуры и прочей муры, без которой прекрасно можно обойтись. А вот без хлеба и воды – нет.

И понимает наш гипотетический Иван Иванов, что когда в деревнях от г о л о д а уходили к праотцам сотни и тысячи крестьян с детьми, включая его ближайших родственников, то на 20 рублей оброка + 20 рублей + 20 рублей и еще тысячи раз по 20 рублей покупались за границей барами-господами вот эти самые ручки для дверей, зеркала для потолка (кто в него под потолком смотрится-то, а?)… и прочее а-ля это:👇👇👇

Красотищщщща.
Красотищщщща.

И болит у нашего Ивана не только уже отсутствующая нога, но и его крестьянская душа. Потому что в деревне его Матрена одна с детишками мается. Единственный верный способ не маяться самому Ивану: уснуть. Хоть и ноет несуществующая нога, а сон пришел.

И тут Ивана Иванова будят. Зачем? Почему?

«Статус самого крупного и современного госпиталя нередко мешал нормальной работе. Ежедневно раненых навещали члены императорской фамилии, высокопоставленные чиновники, делегации Красного креста из Франции, Бельгии, Англии и Голландии. Посещения нередко проходили даже в «мертвый час», нервируя больных. Каждой «высокой» делегации нужно было обязательно запечатлеть себя на фото с ранеными и персоналом. Все это не могло не отвлекать от нормальной работы и очень раздражало врачей» (воспоминания Нины Валериановны Галаниной, той самой сестры милосердия)

В зале вместе с Иваном Ивановым находятся еще 199 человек. Душно, их тоже будят. Может не каждый день, но часто приходят то Романовы, то знатные иностранцы, то король Румынии, то эмир Бухарский, то русские чиновники с немецкими фамилиями, то принц из Японии. Ниже пример постановочного фото:

Типа так пациента принимают. 10 человек вышли встречать одного солдата...
Типа так пациента принимают. 10 человек вышли встречать одного солдата...
«Всем делегациям, приезжавшим в нашу страну, обязательно показывали госпиталь Зимнего дворца. Он был не просто показательным - показным» Н.В. Галанина.

Не дали спать нашему Иванову, разбудили, велели сеть и смотреть в объектив фотоаппарата. В который раз? А Бог знает! Наш же Иванов ни читать, ни писать не умеет.

-16

Зато умеет бывший рабочий Петр Петров, которого тоже через день будят, чтобы высокие гости видели не ворочающихся во сне людей, а довольные лица солдат на лечении.

Ну, где бы еще встретились рабочий Петров и крестьянин Иванов? И между делом-то Петров рассказал всем соседям по «жилью», что от господ-то можно избавиться, взять власть в свои руки, самим стать аки господа…

И лежали эти иваны ивановы, кузьмы кузьмины и сидоры сидоровы в палатах с лепниной и золотыми люстрами. Обменивались нехитрыми мыслями весь 1915 и 1916 год.

А тут и 1917 наступил.

-17

А потом удивляются ценители прекрасного: почему солдаты и матросы, ворвавшись в Зимний дворец, били зеркала и вазы XVI века?

Варварство?

Это с какой стороны смотреть…

Абсолютно не нужные в крестьянско-рабочем быту вазы и зеркала куплены на ИХ деньги, которые несколько поколений крепостных зарабатывали своим пОтом:

-18

Будем считать, что своё уничтожали. Сами заработали на вазу – сами ее и разбили…

«Многих из штурмующих [в октябре 1917] вело простое любопытство - посмотреть, как жили царь и царица», - вспоминал позже очевидец событий Александр Бенуа.

***

А знаете, читатели канала «Мой XIX век», что самое грустное в этой истории? Шедшие на штурм Зимнего верили, что и они сами, и их дети, внуки и правнуки будут жить лучше. Например, будут уметь читать и писать.

Научились.

Каждый день на канале «Мой XIX век» идут «дискуссии». Лексическими единицами не из словаря Ожегова ищут прекрасное подписчики.

Сегодня из-за королевы Великобритании Камиллы готовы отправить на тот свет друг друга. Вчера был другой повод залить друг друга по маковку плохо пахнущей коричневой жидкостью.💩💩💩

На фига было Зимний штурмовать и зеркала превращать в груду осколков?

Зато англичане - молодцы. У них за эти 100+ почти ничего не изменилось. Как не пускали даже на порог своего дома плебеев, так и не пускают. И вазы у них целы, и все остальное.

Это интерьеры Итон-холла, которые принадлежат потомкам Пушкина, Николая I: