Кого вы видите на открытке 1888 года? Юную девушку в чепце или старушку с большим носом? Перед вами – шедевр XIX века, вариации которого в веке XX стали очень популярны и используются для определения психологического возраста.
Молодые люди видят девушку с ожерельем на шее, на голове – шляпка (чепец), отвернувшуюся влево, а пожившие – пожилую даму с маленькими глазами и внушающим зависть носом.
Изображение из категории «двойственный образ» создал в 1888 году в Германии некий художник.
В 1890 году изображение использовала в своей рекламе компания Anchor Buggy:
Но создателем картинки считают совершенно другого человека, благодаря которому изображение стало популярным во всем мире в 1915 году. Художник Уильям Эли Хилл работал в журнале Puck. Видимо, поднаторел в вопросах маркетинга. Умение продать старье как что-то эксклюзивное – это ценный дар.
Потому что свой/чужой переработанный рисунок Хилл назвал как истинный менеджер по продажам: «Моя жена и моя тёща»:
Подпись гласила: «Они обе на этой картине, найдите их».
До сих пор считается, что автор – это Уильям Эми Хилл, родившийся в 1887 году.
С правильным названием сатирическая оптическая иллюзия стала популярна ВО ВСЕМ МИРЕ, позднее перерабатывалась разными психологами и художниками и получила массу различных вариаций. На сегодняшний день – это одна из самых популярных оптических иллюзий в мире.
С первого взгляда люди видят только одну даму: или юную, или в возрасте. Одновременно, с разницей в несколько секунд, увидеть обеих способны единицы.
Если первая открытка была цветной, но следующие изображения – черно-белые.
«Виноваты» психологи, которые с 1930-х годов стали исследовать феномен, а рисунок использовать в своей работе с людьми. На черно-белом изображении клиентам людей в белых халатах проще разглядеть подвох, так экономилось время.
Первым оптическую иллюзию научно описал в статье «Новая двусмысленная фигура» психолог Эдвин Боринг. Вот его позднее фото:
Затем новую (всего-то 50 лет, почти девочка!) картинку стали печатать в учебниках.
Далее появились вариации «Муж и тесть»:
Что интересно: Дж. Ботвинник этой картинке посвятил свое исследование в 1961 году.
Кто на рисунке: молодой мужчина в ковбойской шляпе или старик с большим носом?
Далее пошли трехмерные фигуры «Мать, отец и дочь». Разные учёные пылись понять специфику восприятия людьми образов.
Исследователи из университета Флиндерса (Австралия) захотели узнать: от чего зависит видимый первым образ?
В эксперименте участвовали 666 человек из 22 стран.
Шутники-учёные! Следите за цифрами, которые они оставили в результате научной выборки:
- Средний возраст 33 года.
- Отсеяли граждан других стран, оставив только 393 граждан США.
- Из них мужчины – 242, а женщины – 141.
«Совпадение? Не думаю!» (с) какой-то телеведущий
Картину показывали на полсекунды и интересовались возрастом изображенного человека.
Результат:
Опрашиваемые до 30 лет увидели девушку, остальные – старушку.
Объяснение психологи нашли быстро. Быстро перестроиться и найти второй «портрет» способны гибкие личности. Неразглядевшие №2 или потратившие на поиск очень много времени – слишком упрямы и недальновидны.