1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения Пушкина "Гонимы вешними лучами...".
2. Подготовка к слушанию текста.
На прошлом уроке мы читали, как Пушкин представлял и описывал наступление весны. Как поэт называл это время года? (Утро года).
Сегодня мы прочитаем короткий рассказ о весне другого русского писателя - Антона Павловича Чехова.
- Знакома ли вам эта фамилия? (Возможно, дети читали рассказ "Каштанка").
Антон Павлович Чехов - русский писатель 19 века. По профессии он был врач. И, может быть, благодаря своей профессии, был внимательным наблюдателем. Лев Толстой называл Чехова "несравненным художником жизни". Как вы думаете, почему? Даже в маленьком рассказе Чехов мог словами описать увиденное так, что читатель легко представлял это в своем воображении.
3. Чтение текста учителем.
Я вам прочитаю рассказ "Весной", а потом спрошу, какие картины родились в вашем воображении.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.
Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворешни.
Да, всё хорошо в это счастливое время года.
4. Обсуждение услышанного.
- Понравился ли вам текст?
- Какое настроение было у автора, когда он описывал приход весны?
Учащиеся по очереди рассказывают, какие карины рисовало их воображение.
5. Повторное чтение текста хорошо читающими учениками.
- Почему Чехов назвал рассказ "Весной", а не "Весна"?
Писатель не столько описывал явления природы, сколько чувства, которые испытывает человек в ожидании весны.
6. Чтение текста по частям и беседа по их содержанию.
Перечитайте первый абзац.
С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.
- С каким состоянием человека писатель сравнивает приход весны?
- Что значит "в душу просится весна"? (Человек испытывает потребность в обновлении и радости, которые приносит весна).
Перечитайте второй абзац.
Земля холодная, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.
- Как выглядит земля? воздух? солнце? речка? деревья?
- Как писатель показывает прозрачность воздуха?
- Что делают воробьи?
- Что значит "речка надувается и заревет"?
- Что имел в виду автор, описывая деревья: "уже живут, дышат"?
Перечитайте третий абзац.
В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворешни.
- Какие весенние развлечения перечисляет Чехов?
Перечитайте последний абзац.
Да, всё хорошо в это счастливое время года.
- Как называет автор весну?
- Зачем он начинает предложение с междометия "да"?
Чехов настолько влюблен в весну, что твердо утверждает, что в это счастливое время года, несмотря на сырость и грязь, все его радует. Согласны ли вы с мнением Толстого, что Чехов был "несравненным художником жизни"?
7. Выразительное чтение текста.
- С какой интонацией нужно прочитать текст, чтобы передать чувства писателя весной? (с восторгом, радостью).
- Какую мимику можно задействовать при чтении? (улыбку).
Давайте прочитаем рассказ выразительно, с паузами на знаках препинания, с радостной интонацией и со счастливой улыбкой.
(После выступления нескольких учеников анализируется выразительность, правильность, эмоциональность их чтения).
8. Домашнее задание. Подробный пересказ (изложение прочитанного близко к тексту).