Найти в Дзене

Чтение 4 класс Соловьева. А.П.Чехов. "Весной"

1. Проверка домашнего задания. Чтение наизусть стихотворения Пушкина "Гонимы вешними лучами...".

2. Подготовка к слушанию текста.

На прошлом уроке мы читали, как Пушкин представлял и описывал наступление весны. Как поэт называл это время года? (Утро года).

Сегодня мы прочитаем короткий рассказ о весне другого русского писателя - Антона Павловича Чехова.

- Знакома ли вам эта фамилия? (Возможно, дети читали рассказ "Каштанка").

Антон Павлович Чехов - русский писатель 19 века. По профессии он был врач. И, может быть, благодаря своей профессии, был внимательным наблюдателем. Лев Толстой называл Чехова "несравненным художником жизни". Как вы думаете, почему? Даже в маленьком рассказе Чехов мог словами описать увиденное так, что читатель легко представлял это в своем воображении.

3. Чтение текста учителем.

Я вам прочитаю рассказ "Весной", а потом спрошу, какие картины родились в вашем воображении.

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.

Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворешни.

Да, всё хорошо в это счастливое время года.

4. Обсуждение услышанного.

- Понравился ли вам текст?

- Какое настроение было у автора, когда он описывал приход весны?

Учащиеся по очереди рассказывают, какие карины рисовало их воображение.

5. Повторное чтение текста хорошо читающими учениками.

  • Почему Чехов назвал рассказ "Весной", а не "Весна"?

Писатель не столько описывал явления природы, сколько чувства, которые испытывает человек в ожидании весны.

6. Чтение текста по частям и беседа по их содержанию.

Перечитайте первый абзац.

С земли еще не сошел снег, а в душу уже просится весна. Если вы когда-нибудь выздоравливали от тяжелой болезни, то вам известно блаженное состояние, когда замираешь от смутных предчувствий и улыбаешься без всякой причины. По-видимому, такое же состояние переживает теперь и природа.

  • С каким состоянием человека писатель сравнивает приход весны?
  • Что значит "в душу просится весна"? (Человек испытывает потребность в обновлении и радости, которые приносит весна).

Перечитайте второй абзац.

Земля холодная, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом всё весело, ласково, приветливо! Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края. Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет; она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

  • Как выглядит земля? воздух? солнце? речка? деревья?
  • Как писатель показывает прозрачность воздуха?
  • Что делают воробьи?
  • Что значит "речка надувается и заревет"?
  • Что имел в виду автор, описывая деревья: "уже живут, дышат"?

Перечитайте третий абзац.

В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах, пускать по воде кораблики или долбить каблуками упрямый лед. Хорошо также гонять голубей под самую высь поднебесную или лазить на деревья и привязывать там скворешни.

  • Какие весенние развлечения перечисляет Чехов?

Перечитайте последний абзац.

Да, всё хорошо в это счастливое время года.

  • Как называет автор весну?
  • Зачем он начинает предложение с междометия "да"?

Чехов настолько влюблен в весну, что твердо утверждает, что в это счастливое время года, несмотря на сырость и грязь, все его радует. Согласны ли вы с мнением Толстого, что Чехов был "несравненным художником жизни"?

7. Выразительное чтение текста.

  • С какой интонацией нужно прочитать текст, чтобы передать чувства писателя весной? (с восторгом, радостью).
  • Какую мимику можно задействовать при чтении? (улыбку).

Давайте прочитаем рассказ выразительно, с паузами на знаках препинания, с радостной интонацией и со счастливой улыбкой.

(После выступления нескольких учеников анализируется выразительность, правильность, эмоциональность их чтения).

8. Домашнее задание. Подробный пересказ (изложение прочитанного близко к тексту).