Найти в Дзене
Православная Жизнь

«Пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы?»

Однажды, в начале Своего мессианского служения, когда уже была изречена Нагорная проповедь и свершилось множество Христовых чудес, Господь Иисус проходил мимо сборщика подати по имени Левий (Матфей). Он сказал мытарю: «следуй за Мной». Матфей, узнав Мессию, мысли о Котором просто не могли не пронизывать все мировоззрение каждого древнего еврея, с удивительной решимостью бросил прибыльное место и последовал за Иисусом (Мф. 9:9; Мр. 2:14; Лк. 5:27). Так началась история апостола – одного из величайших учителей человечества. Сразу после этого Матфей устроил Спасителю, апостолам Петру, Андрею, Иоанну и Иакову, и множеству других людей большое угощение у себя дома. Среди возлежащих были такие же, как Матфей, ненавидимые и презираемые соотечественниками коррупционеры, и множество грешников. Фарисеи – авторитетные в народе люди – искусились тем, что Человек, Которого уже начали почитать за Пророка, не гнушается делить трапезу с нечистыми с религиозной точки зрения людьми. Они задали апостолам

Однажды, в начале Своего мессианского служения, когда уже была изречена Нагорная проповедь и свершилось множество Христовых чудес, Господь Иисус проходил мимо сборщика подати по имени Левий (Матфей). Он сказал мытарю: «следуй за Мной». Матфей, узнав Мессию, мысли о Котором просто не могли не пронизывать все мировоззрение каждого древнего еврея, с удивительной решимостью бросил прибыльное место и последовал за Иисусом (Мф. 9:9; Мр. 2:14; Лк. 5:27). Так началась история апостола – одного из величайших учителей человечества.

Сразу после этого Матфей устроил Спасителю, апостолам Петру, Андрею, Иоанну и Иакову, и множеству других людей большое угощение у себя дома. Среди возлежащих были такие же, как Матфей, ненавидимые и презираемые соотечественниками коррупционеры, и множество грешников. Фарисеи – авторитетные в народе люди – искусились тем, что Человек, Которого уже начали почитать за Пророка, не гнушается делить трапезу с нечистыми с религиозной точки зрения людьми. Они задали апостолам соответствующий вопрос.

Тогда, услышав вопрос фарисеев, Иисус изрек заповедь и огласил один из аспектов Своего служения:

«...не здоровые имеют нужду во враче, но больные. Пойдите, научитесь, что значит: "милости хочу, а не жертвы"? ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф. 9:12-13).

«Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений» – это слова Бога, данные пророку Осии (Ос. 6:6). В шестой главе его книги, где эти слова записаны, Бог говорит о следующем.

-2

Люди грешат, после чего подвергаются наказаниям через пророков. После этого они понимают, что потеряли связь с Творцом и начинают каяться. Бог напоминает Осии и про первого человека: «Они же, подобно Адаму, нарушили завет и там изменили Мне» (Ос. 6:7).

Книга святого пророка – это предвозвестие Боговоплощения, эпохи Нового Завета. Бог учредил через Моисея ветхозаветную религию, кровавые жертвоприношения которой имели не только поучительную (грех равно смерть), но и мистическую составляющую – например, жертва за грех (Левит 4; 5:1-13; 6:24-30; 8:14-17; 16:3-22). Всесожжения были одним из ключевых элементов жизни народа Божьего, но Тот же Бог вдруг говорит Осии: «не хочу жертвы, хочу милости». Эта милость – прощение кающихся грешников, и ведет оно, как сказал Сам Бог, ни много, ни мало, к боговедению, что прежде было доступно лишь пророкам.

И про Адама Творец говорит не случайно – сознание первого человека было "выдохнуто" Богом не просто как бы в свежий труп, слепленный из химических элементов земляной пыли и воды, а прямиком в богообщение и полноту разума (Быт. 2:7). Осия пророчествует: потерянный рай возвращается.

Простить человеку Бог может все, но очистить от порчи, доставшейся нам от Адама, может только Второй Адам, взявший на Себя ее, а также проклятие всего греха вообще.

-3

И вот Господь вкушает пищу с учениками и грешниками и цитирует то, что Сам когда-то сказал Осии. Время возвращения рая пришло: грешники призваны к покаянию, милостивый Врач пришел к больным, Второй Адам начал воссоздавать рай, и Агнец готов к закланию, которое повлечет за собой возвращение людям боговедения.

И весьма важной в этом эпизоде является до сих пор не понимаемая многими людьми истина, выраженная в словах «не хочу жертвы». Иначе она звучит так: Богу никакая религия, как ее понимали прежде, не нужна. Что обычно подразумевают под религией? Нечто языческого толка: произнес правильную формулу, правильно сделал обряд, а высшие силы дали тебе просимое, потому что, вроде бы как, обязаны. Часто христианство так понимают не только люди, не особенно подкованные в вопросах религий, но и, к сожалению, сами православные. Называется это искажение обрядоверием.

Представим: вот человек новозаветных времен свершил какой-то обряд. А Богу от этого что? Ничего: Его нельзя ни повредить, ни дополнить Его бесконечное блаженство, хотя парадоксально Он жаждет быть вместе с каждым Своим разумным творением, что и описывает главное личностное свойство Троицы – любовь.

Поэтому Христу, стучащемуся в двери сердца, как говорят, лишь нужно эти двери отворить, прежде того очистив внутреннюю комнату верой и покаянием.

-4

Христианство – религия (что переводится как "воссоединение") в ее чистом смысле, тайна, возвращение в потерянный рай. Тайна почти никогда не происходит без внешнего обряда, такого как Крещение, рукоположение, Евхаристия и остальные, но Бог принимает не обряд, совершенный людьми, а страдания и смерть Своего Сына на кресте.

Чтобы быть участником христианской тайны, принять от Бога милость, нужно верить в бесконечную важность Иисусовой смерти и соединяться с Ним в Крещении:

«Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет» (Мк. 16:16).

Возвращаясь к словам Спасителя, следует напомнить, что милость – это не только то, что оказывает нам Бог, когда прощает грехи, но и то, что требуется от нас в отношении ближних, чтобы мы могли уподобиться Богу в Его доброте.