Эта новость рушит сразу два масштабных мифа, которые я бесконечно читаю в комментариях в последние несколько лет. Первый - то, что "промышленность бежит из Европы". Второй - что Китай куда сильнее "дружит" с Россией, чем с западными странами. Даже так: "дружит с Россией против Запада". Ну там, БРИКС, антидоллар и все такое.
Итак, о чем речь.
Крупнейший по объемам и динамике в мире китайский производитель электрокаров BYD планирует открытие уже третьего своего завода на территории Европы на протяжении ближайших двух лет - об этом заявила исполнительный вице-президент компании Стелла Ли.
Решение об открытии первых двух заводов в европейском направлении - в Венгрии и Турции уже принято и началось их строительство. По данным источников зарубежных СМИ, местом расположения третьего завода китайского автоконцерна, вероятнее всего, станет Германия.
Да-да, та самая Германия, из которой особенно, больше чем из других стран "бежит промышленность", потому что там теперь нет дешевого российского газа, дешевой энергии и промышленности крайне невыгодно там работать.
Производство на заводе BYD в Венгрии должно начаться уже в октябре 2025, а завод в Турции должен быть введен в эксплуатацию в марте 2026 года. Третий завод (видимо, в Германии) заработает еще примерно на год позже.
Тут стоит пояснить, что такое BYD. Это один из крупнейших в мире автопроизводителей, и крупнейший производитель электромобилей, в т.ч. по динамике наращивания производства. BYD переводится как Build Your Dreams, «построй свои мечты». Помимо автомобилей, компания производит аккумуляторы и продукцию микроэлектроники.
Их автомобили выглядят вот так.
Компания входит в ТОП-500 крупнейших компаний мира в рейтинге Forbes и в последние годы постепенно превосходит по разным показателям компанию Tesla Илона Маска.
В четвёртом квартале 2023 года BYD превзошла Tesla по объёму продаж электромобилей и вышла на первое место в мире (продажи BYD достигли 526 409 единиц, в то время как продажи Tesla составили 484 507 единиц).
Совокупный объём продаж автомобилей BYD в 2023 году достиг 3,02 млн единиц, увеличившись на 62,3 % в годовом исчислении, из них объём продаж электромобилей составил 1,57 млн единиц.
Осенью 2024 года BYD впервые обошел Tesla по квартальной выручке: в третьем квартале выручка компании составила 201,1 млрд юаней (около 28,2 млрд долл. США), увеличившись на 24 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года; за этот же период выручка Tesla составила 25,18 млрд долл. США.
В ноябре 2024 года BYD выпустила свой 10-миллионный автомобиль на альтернативных источниках энергии.
Производственные базы BYD размещены в пяти китайских городах (Шэньчжэн, Сиан, Чжэнчжоу, Шанхай, Пекин), а также в Узбекистане, Бразилии, Таиланде. Сейчас, как уже было сказано в начале статьи, идет строительство новых заводов в Венгрии и Турции, и, вероятнее всего, скоро начнется в Германии.
В общем, речь идет об одной из крупнейших компаний мирового масштаба.
Но, внимание, на этот раз не европейские или американские компании открывают производство в Китае, а наоборот! Китайские автозаводы открываются в Европе!
А теперь о масштабах этих заводов.
Полная общая производственная мощность только этих трех новых европейских заводов составит 500 000 автомобилей в год! Это примерно 3/4 того, что сейчас производят и собирают все российские автозаводы вместе взятые.
По оценкам S&P Global Mobility, продажи BYD в Европе уже в этом году увеличатся более чем вдвое – до 186 000 единиц авто (по сравнению с 83 000 в 2024 году), а к 2029-му, как ожидается, приблизятся к 400 000.
Соответственно, остальные произведенные автомобили (примерно пятая часть) будет экспортироваться в другие страны.
Вот вам пример захвата мировых рынков, и тот случай, когда можно развивать производство выгодно и эффективно.
Ну и напоследок. Развернув свое производство в Узбекистане, в Россию BYD даже официально не экспортирует свою продукцию. О строительстве тут заводов хотя бы "отверточной сборки", разумеется, и речи не идет.
И это не единичный пример.
Другой крупный китайский автопроизводитель GAC в прошлом году принял решение строить завод в Казахстане.
А в Беларуси с недавних пор локализует свое производство китайский автоконцерн VGV,
также там функционирует другой завод по сборке китайских автомобилей - "Юнисон".
Ну а в России тем временем рассуждают о закрытии заводов в Европе и о дружбе со странами БРИКС.
Подписывайтесь на телеграм-канал Финансовый гений, чтобы получать еще больше полезной информации и оперативно отслеживать выход новых публикаций на сайте и в Дзене.