...и выдающихся результатах затрат.
Пока специалисты Prof-Cinema, "Кинопоиска" и других авторитетных ресурсов собирают и верифицируют данные о расходах российского кинематографа в 2024 году, можно освежить в памяти показатели 2023-го.
Две крупнейшие структуры, через которые государственные деньги вливаются в кинопроизводство, — Министерство культуры и Фонд кино. В 2023 году им досталось из бюджета больше 11 млрд рублей. Эти вроде бы разные организации неразрывно связаны: глава Фонда кино получает назначение по представлению Министерства культуры.
Фонд финансирует массово-кассовое кино, а Министерство — как официально заявлено — инвестирует в фильмы, которые могут не пользоваться успехом в прокате, но имеют культурную значимость. Критерии оценки будущей значимости на совести чиновников...
...а производство сериалов они финансируют через Институт развития интернета (ИРИ) — в 2023 году туда влиты 20.7 млрд.
Также существует фонд "Военкино" с понятной направленностью, происходит переход к стопроцентному финансированию производства детских фильмов (раньше государственных денег в бюджете картины могло быть только до 70%), скромные субсидии направляются на поддержку кинопроизводства в регионах: к примеру, растущие успехи якутского кино год за годом подтверждают огромный потенциал местных творцов.
Баланс между затратами российского государства на кинотелевизионное производство и окупаемостью этих вложений — отдельная непростая, очень деликатная тема...
...зато у бывших заокеанских партнёров, которые с весны 2025 года вроде снова становятся партнёрами, всё просто и понятно. Финансовая отчётность прозрачна, так что не проблема поинтересоваться данными за минувшие тридцать лет. Например, можно узнать, какие картины становились лауреатами премии "Оскар" в номинации "Лучший фильм года" и какие они сделали сборы, по информации от Box Office Mojo.
Понятия не имею, зачем это может пригодиться, ведь информация никак не связана с Россией (нелегальный прокат голливудских блокбастеров не в счёт), но — вам, любознательные!
2023 — "Оппенгеймер" — $958,700,000
2022 — "Всё везде и сразу" — $143,400,000
2021 — "CODA: Ребёнок глухих родителей" — $1,900,000
2020 — "Земля кочевников" — $39,500,000
2019 — "Паразиты" — $262,000,000
2018 — "Зелёная книга" — $321,800,000
2017 — "Форма воды" — $195,200,000
2016 — "Лунный свет" — $65,200,000
2015 — "В центре внимания" — $98,700,000
2014 — "Бёрдмэн" — $103,200,000
2013 — "Двенадцать лет рабства" — $187,700,000
2012 — "Операция «Арго»" — $232,300,000
2011 — "Артист" — $133,400,000
2010 — "Король говорит!" — $427,400,000
2009 — "Повелитель бури" — $49,300,000
2008 — "Миллионер из трущоб" — $378,400,000
2007 — "Старикам тут не место" — $171,600,000
2006 — "Отступники" — $291,400,000
2005 — "Столкновение" — $98,400,000
2004 — "Малышка на миллион" — $216,800,000
2003 — "Властелин колец: Возвращение короля" — $1,140,700,000
2002 — "Чикаго" — $306,800,000
2001 — "Игры разума" — $316,800,000
2000 — "Гладиатор" — $460,600,000
1999 — "Красота по-американски" — $356,300,000
1998 — "Влюблённый Шекспир" — $289,300,000
1997 — "Титаник" — $1,843,400,000
1996 — "Английский пациент" — $232,000,000
1995 — "Храброе сердце" — $213,200,000
1994 — "Форрест Гамп" — $677,900,000
1993 — "Список Шиндлера" — $322,200,000
Не все фильмы мне удалось посмотреть, но помню потрясение от "Форрест Гамп": в 1994 году во время Берлинского кинофестиваля город пестрел портретами Тома Хэнкса в рекламе нового фильма "Филадельфия".
Что же касается сборов, то лидирующая тройка среди оскароносных картин выглядит так:
— первое место — "Титаник" (1997 год, больше 1 млрд 800 млн долларов);
— второе место — "Властелин колец: Возвращение короля" (2003 год, больше 1 млрд 140 млн долларов);
— третье место — "Оппенгеймер" (2023 год, почти 960 млн долларов).
Кто боится, что инфляция может сбить его с толку, — тот может сравнить сборы каждого фильма с его бюджетом. К примеру, у "Титаника" был бюджет около $200 млн, и сборы перекрыли его в девять раз. "Оппенгеймер" с бюджетом в $100 млн собрал в девять с половиной раз больше, но рекламно-маркетинговые расходы тоже составили $100 млн, и к тому же — вспоминая об инфляции за четверть века — $1.8 млрд "Титаника" для пересчёта в современные деньги надо умножить ещё на 1.93.
Всем доброго здоровья и новых киновпечатлений.
ВНИМАНИЕ!
Читать авторские книги, комментировать эксклюзивные публикации, порой вступать в переписку с автором — эти и другие приятные возможности с начала 2025 года получают подписчики аккаунта "Премиум".
Стартовый минимум — цена пачки дешёвых сигарет.
Подписывайтесь, потолкуем.
★ "Петербургский Дюма" — название авторской серии историко-приключенческих романов-бестселлеров Дмитрия Миропольского, лауреата Национальной литературной премии "Золотое перо Руси", одного из ведущих авторов крупнейшего российского издательства АСТ, кинотелевизионного сценариста и драматурга.
Иллюстрации из открытых источников.