Довоенный мир Fallout был далёк от идеала. Корпорации вроде Vault-Tec и правительство США погрязли в коррупции, лжи и манипуляциях. Война за ресурсы, эксперименты над людьми и создание убежищ с сомнительными целями — всё это показывает, что даже до ядерной катастрофы власть была сосредоточена в руках тех, кто ставил свои интересы выше общественных. Это наследие перешло и в послевоенный мир, где выжившие переняли методы довоенных элит. Главный герой часто подмечает это в разговорах с NPC:
Мне не доводилось видеть ни одного непродажного политика.
После ядерной войны мир Fallout 4 стал местом, где выживание — главный приоритет. В таких условиях моральные принципы часто отходят на второй план. Политики (или те, кто берёт на себя их роль) вынуждены идти на компромиссы, чтобы удержать власть и обеспечить безопасность общества. Например, мэр Даймонд-Сити, Макдонах, оказывается синтом, внедрённым Институтом. Его «правление» — это иллюзия стабильности, созданная для контроля над людьми и поданная на блюде под соусом из ксенофобии и расизма. Разделяй и властвуй, люди объединяются, если видят общего врага — и спасайтесь, гули.
В противовес ему — мэр Добрососедства, Хэнкок. Если не вчитываться в терминалы, можно подумать, что беглый гуль создал некий рай на земле для тех, кому места на ней не нашлось. Да, выглядит это не идеально, бедно и грязно, но жизнеспособно и безопасно. Однако за фасадом скрываются преступные группировки, наркоторговля и прочие малоприятные вещи, которые Хэнкоку для контроля над ситуацией пришлись на руку.
В постапокалиптическом Бостоне нет централизованной власти или работающих государственных институтов. Вместо этого существуют разрозненные группы, такие как Минитмены, Братство Стали, Институт и Подземка, каждая из которых преследует свои цели. В таких условиях политика сводится к борьбе за влияние и ресурсы, а не к заботе о благополучии людей. Даже Минитмены, которые позиционируют себя как защитники работяг, совершают сомнительные действия. У нас нет ни одной концовки, где бы выживали все 4 фракции. И это при том, что для благополучия поселенцев пригодились бы технологии Института, оружие Братства стали и разведывательный опыт Подземки.
Мир Fallout циничен и пронизан чёрным юмором. Выжившие привыкли к тому, что за каждым добрым поступком скрывается корысть, а за каждым обещанием — ложь. В таком мире честный политик — это скорее исключение, чем правило.
Однако есть единичные случаи порядочности со стороны власть имущих. Например, смотритель убежища 81 отказалась проводить бесчеловечные эксперименты над жителями, поэтому спустя 200+ лет игрок может наблюдать вполне жизнеспособную и почти самодостаточную структуру практически идеального общества, где обсуждаются не нападения супермутантов, а измены.
Однако Fallout практически не оставляет места для идеализма. Коррупция, борьба за выживание и отсутствие работающих институтов власти делают честность роскошью, которую мало кто может себе позволить. Fallout заставляет нас задуматься о том, как далеко мы готовы зайти ради выживания и что значит быть настоящим лидером в мире, где доверие — это редкий ресурс.
Серия статей по Fallout 4 посвящена 10-летию замечательной игры. С другими историями вы можете ознакомиться здесь: