Прошли морозы. И казалось бы, все проблемы позади. Смотришь на вечнозеленые растения и радуешься - как хорошо перезимовали. Листья все зеленые, идеальные! Но радость эта преждевременная. Никогда нельзя оценивать "зимовку" сразу после мороза. Нужно подождать пару недель, а уже потом о чем-то размышлять. Потому что мороз - не единственная опасность для зеленых питомцев. Есть много других не менее вредных факторов. И один из них - это весеннее обгорание или иссушение.
В этом году обгорание проявило себя очень ярко. Потому что после морозов -15 и ниже мы резко прыгнули в +15, а потом и в +25. Такие температурные качели повлияли на сад. Вершки у растений резко тронулись в рост, а корневая система еще была в спячке.
Почва у нас промерзла. И кто бы что не говорил, но была она замерзшей на пару десятков сантиметров точно. Это было легко проверить на опыте. У меня в землю были воткнуты несколько штырей - опор, чтобы обматывая их, можно было укрыть растения. Когда у нас резко потеплело, то я пыталась эти штыри вынуть из земли. Но "фокус" не удался. Только спустя 2 недели они легко вышли из земли. Значит, промерзание почвы было серьезным. Хоть Ростов-на-Дону - это условный юг.
А раз почва была замерзшей, то и эффект обгорания, который на самом деле иссушение, проявил себя во всей красе. Посмотрим?
Ярче всего иссушение листвы проявилось на японских бересклетах. Большую часть из них я укутывала от зимнего ветра. После снятия укрытий они выглядели на 5+. Прошло пару недель, и так сейчас выглядит бересклет "Экстаз". У него сильно погорела листва. К тому же зимой не спали насекомые, и успели обгрызть ему листья. Из всех моих бересклетов японских этот самый проблемный. Он постоянно что-то цепляет. Да еще и реверсные побеги выдает.
Чтобы убедиться в том, что это именно обгорание, а не мороз или другие напасти, достаточно посмотреть как выглядит листва с северной стороны. Она зеленая и не пострадала. При этом с юга все печально. Вывод в этом случае очевиден.
Правда, на небольших растениях не так просто определить, от чего пострадала листва. Высота у них около 20-30 см. И им, что юг, что север - не важно. Солнце шпарит на них сверху. И прижаривает листья почти равномерно. Тут о работе обгорания можно судить лишь на основе наблюдения. Раз после морозов был хорош, а после резкого повышения температуры и солнечной погоды начал желтеть - то это оно. Механизм тут прост. Корни не работают на полную силу, потому что спят в холоде, а листья испаряют влагу - им жарко. При этом накачать новой влаги в листья растение не может, потому что корни плохо работают. Таким образом бересклеты (и другие вечнозеленые) иссушаются.
Кто-то говорит, что в этот момент нужно усиленно поливать. Но я не сильно верю в этот способ. Вода в мерзлую землю не впитывается, а корни от ее избытка не проснутся. Лучшим выходом было бы набросить на вечнозеленые и хвойные притеночную сетку. Причем еще тогда, когда стоял мороз, а солнце светило ярко.
Но после "драки" кулаками не машут. Сетку я заранее не купила. Набрасывать было нечего. К следующему году запасусь. Хотя и очень не люблю все эти страшные замотанные растения. Но сад меня вынуждает, то укрывать, то притенять.
Но если говорить о бересклетах, то можно просто не сажать нежные сорта. Я поговорила еще с несколькими девочками-садоводами. На основе этих разговоров и своего опыта сделала такой вывод - сильнее всего горят пестрые бересклеты. Чем вариегатнее, тем выше риск обгорания. В моем саду самый пестрый - " Экстаз". Он погорел сильнее всего. Потом по вариегатности идет "Альбомаргинатус". Он пострадал меньше. И это с учетом того, что еще мал, и корневая соответственно меньше.
Погорели и абсолютно морозостойкие бересклеты Форчуна. Они тоже вариегатные. Совсем не погорел у меня бересклет "Кэти". У него вариегатность только по краю листа. Также прекрасно себя чувствует видовой зеленый японский бересклет.
Из хвойных классически погорела "Коника". Очень капризная елочка в плане весеннего иссушения. Я, кстати, решила ее переформировать. И оголила ей ствол. В таком виде она нравится мне больше. Будет у меня из нее топиар.
Не у всех в Ростове-на-Дону "Коники" горят. Все дело в корневой системе. Если она ушла достаточно глубоко, то елка гореть не будет. У меня с корневой у этой "Коники" есть определенные проблемы. Я не потрошила ей корни при посадке. Просто перевалила из горшка. Это была большая ошибка. Нужно было их расправить. И теперь ель не может выйти за пределы воображаемого горшка своими корнями. Это мне стало видно весной. Наверное, попытаюсь разорвать ком, не выкапывая елку. Буду делать надрезы в земле длинным острым ножом, чтобы нарушить границы "горшка".
И как доказательство того, что это именно обгорание "Коники", прилагаю фото обратной стороны ели. С северной стороны она абсолютно зеленая. Обращайте всегда на это внимание. Потому что если хвоя повреждена со всех сторон, то дело не в обгорании. Возможны и болезни, и работа клеща. Деятельность последнего заметна на следующий сезон и выглядит похоже на обгорание хвои, хотя им не является.
Обгоранию/иссушению подвержены все хвойные и вечнозеленые растения в той или иной мере. Вот и сантолины у меня подгорели с юга. Я их уже немного пристригла, чтобы придать форму. Заодно отстригла большую часть поврежденной листвы.
Как можно было бы избежать обгорания?
Кроме метода укрывания притеночной сеткой, вечнозеленые можно сажать в зимнюю тень. Но тут нужно быть наблюдательным и внимательным садоводом. И отмечать для себя, в каких местах тень зимой/весной/летом.
Есть растения, которым летом нужно обязательно солнце или хотя бы полутень. Это, например, пенстемоны. Но они хорошо будут чувствовать себя в зимней тени. Потому что их вечнозеленые листья подвержены иссушению, а в тени оно не случится.
Особенно у меня страдает пенстемон бородатый. Хотя переживать о его судьбе не стоит. Он отрастит новую листву. Но декоративности в межсезонье нет, а хотелось бы. Раз листья у него сохраняются.
Пенстемон разнолистный после мороза вышел красавчиком. И я даже наметилась черенкануть у него побеги. Но не успела и оглянуться, как пенстемон настигло иссушение. Не так критично, как у бородатого, но тоже неприятно.
В целом, для вечнозеленых растений желательна зимняя тень или хотя бы полутень. Тогда они будут хорошо сохранять листья. И работать украшением сада ранней весной. Если же будут находиться на полном солнце, то придется либо мириться с обгоранием, либо накидывать притеночные сетки.
Так как от обгорания растения не умирают, а только теряют листья, то мириться с этим можно. Просто придется терпеть потерю декоративности и ждать восстановления. Иногда ждать приходится долго, вплоть по июнь-июль. А иногда растения восстанавливаются стремительно. Как, например, шиловидные флоксы, которые иссушаются ежегодно.
Всю статью я вела речь о растениях, сохраняющих листья/хвою зимой, а значит, страдающих от иссушения. Но только ли они страдают?
Не только! Когда случается резкая жара с очень ярким солнцем в марте, то могут пострадать нежные почки на листопадных растениях. Речь про кустарники, которые просыпаются рано.
В моем случае урон от обжигающего солнца получили 2 растения. Древовидный пион и крупнолистная гортензия. Последняя выпустила почки и прям на глазах начала эти почки сушить. Благо я быстро заметила и прикрыла ее. Почки пострадали некритично.
А вот про молодой древовидный пион я совсем забыла. Вернее, думала, что он пропал в прошлое засушливое лето. Но пион проснулся и заложил прекрасные почки на концах побегов. Я это заметила и обрадовалась. А почки в момент иссушились, как только у нас критически повысилась температура. Через день уже отвалилась. Тогда я накрыла малыша мульчей и мне удалось сберечь пару почек у основания.
Так что касательно этих двух культур - лучше за ними следить. Хорошо, что +25 в марте бывает редко, поэтому каждый год бегать и проверять свои гортензии и пионы не придется.
Теперь обещают прохладную погоду на конец марта, значит, можно выдохнуть и убрать укрытие-притенку с нежных листопадных. Почки уже не пострадают.
А как у вас обстоят дела с обгоранием вечнозеленых и хвойных? Кто-то пострадал?