Найти в Дзене
Юрич

Огненный ангел

Когда я изредка рассказываю эту историю перед одноклассниками моих детей в начале майских праздников, то начинаю примерно так: «Как кажется давно закончилась та страшная война. Но вот я стою пред вами здоровый и относительно молодой, и, наверное, это странно представить, но ни у меня, ни у моей жены, ни у моих детских товарищей не было дедушек… Я не помню, чтобы кто-то хвастал обладанием настоящего, живого деда. И никто из нас особенно не удивлялся, куда они все подевались.… Потому, что была война и наши дедушки погибли или умерли уже после войны от ран.… Вот такая страшная правда, немыслимая, ненормальная. Как? Почему все? Тогда мы не спрашивали….» Родной дед по отцу моей супруги пропал без вести в 1941. Тогда это могло значить все что угодно – плен, предательство, да мало ли…. После войны его жена с двумя сыновьями вышла замуж вторично, что считалось несказанной удачей. Сменили фамилию, детям и отчество, но ни покоя, ни счастья в семье не было. Тайком от родителей дети рассматривали
80-летию Великой Победы посвящается 
(преамбула создания рассказа  «Забытый полет»)
80-летию Великой Победы посвящается (преамбула создания рассказа «Забытый полет»)

Когда я изредка рассказываю эту историю перед одноклассниками моих детей в начале майских праздников, то начинаю примерно так:

«Как кажется давно закончилась та страшная война. Но вот я стою пред вами здоровый и относительно молодой, и, наверное, это странно представить, но ни у меня, ни у моей жены, ни у моих детских товарищей не было дедушек… Я не помню, чтобы кто-то хвастал обладанием настоящего, живого деда. И никто из нас особенно не удивлялся, куда они все подевались.… Потому, что была война и наши дедушки погибли или умерли уже после войны от ран.… Вот такая страшная правда, немыслимая, ненормальная. Как? Почему все? Тогда мы не спрашивали….»

Родной дед по отцу моей супруги пропал без вести в 1941. Тогда это могло значить все что угодно – плен, предательство, да мало ли…. После войны его жена с двумя сыновьями вышла замуж вторично, что считалось несказанной удачей. Сменили фамилию, детям и отчество, но ни покоя, ни счастья в семье не было. Тайком от родителей дети рассматривали маленькое фото лихого летчика – настоящего отца, которое украдкой бабушка подарила. Не будем это обсуждать – их жизнь, их грехи….

Мой отец умер в Елизаветинской больнице в Питере на руках тестя, с которым они сблизились в последние годы жизни. К стыду своему я не успел к нему из Москвы…. Горевал ужасно. Одна только глубокая благодарность грела тогда душу к человеку, принявшему за меня последний вдох дорогого родителя. И я поклялся вернуть ему его папу из небытия….

Салазгорский Иван Васильевич
Салазгорский Иван Васильевич

Поиск начался бодро – воентехник 2 ранга, то есть лейтенант, Салазгорский Иван Васильевич служил в 7-м тяжелобомбардировочном авиационном полку (ТБАП) на самолетах типа ТБ-3. Обнаруженный в интернете перечень безвозвратных потерь свидетельствовал, что 13 октября 1941 года без вести пропали экипажи 4 машин этого полка (экипаж ТБ-3 – 8 человек). По наивности я полагал, что пропажа такого количества громадных самолетов не могла остаться бесследной – всего в воздушных силах к началу войны насчитывалось порядка 400 бомбардировщиков такого типа. Проанализировал имеющуюся информацию о потерях – ничего, военные сводки с конца сентября по середину октября 1941 – пусто. Нашел, что делал авиаполк до конца сентября – перевозка военных грузов под Ленинградом и высадка десанта под Орлом. Стал искать любую информацию, что есть на каждого авиатора из списка безвозвратных потерь. Сразу удача – справка о том, что один из членов экипажей выпрыгнул и попал в плен. Место пленения –Вязьма… Первоначальная радость от сужения круга поиска сменилась полным отчаянием. Прожив 40 лет, я почти ничего не знал о Смоленском сражении осени 1941 года и о Вяземской катастрофе, когда четыре полноценных армии Западного (под командованием Конева И.С.) и Резервного (под командованием Буденного С.М.) фронтов оказались окружены и полностью уничтожены северо-западнее Вязьмы силами немецкого вермахта по численности (около 700 тысяч личного состава) уступавшим численности подразделений Красной армии. Дорога для врага на Москву оказалась открыта. Безвозвратные потери составили около миллиона военнослужащих. Советская пропаганда тщательно обходила от широкого освещения и анализа причин этот трагический период начала войны. И до сих пор историография этой битвы не имеет достойного представления. Любого, кто хочет убедиться, приглашаю посетить Музей обороны Москвы, что на юго-западе города и посмотреть на единственный скромный стенд о тех событиях. Это недопустимо стыдно перед светлой памятью бойцов и командиров, кто страшной ценой своего человеческого и воинского унижения, испытания голодом и смертью задержал безудержного врага на бесценные дни, часы, минуты, чтобы успеть собрать бойцов для достойного отпора, который последовал в декабре. Очевидно, что главными виновниками катастрофических поражений первых лет Отечественной войны явились тогдашние руководители страны и Красной армии, в результате преступно некомпетентных действий которых страна оказалась под угрозой уничтожения. Да, эти государственные и военные деятели постепенно научатся вести сражения и побеждать, но это будет лишь спустя 2 года и ценой жизней миллионов лучших представителей советского народа. Кстати никто из военачальников периода Отечественной войны так и не научился воевать по «суворовски» не числом, а умением…. Потому и стоят во всех деревушках и городах не бронзовые, а бетонные солдатики, как жгучее, совестливое напоминание о тех, кто в реальности одержал великую Победу….

Возвращаясь к нашим поискам, которые заняли не много ни мало, а более полутора лет, были найдены и документы и даже свидетели, которые помогли восстановить обстоятельства «забытого полета».

Нельзя сказать, что военное руководство Западным фронтом не пытались помочь окруженной группировке Красной армии. Была спешно разработана операция, согласно которой в зоне сосредоточения наших обескровленных частей организованы площадки, с выложенными в особом порядке кострами, куда должны быть сброшены на парашютах грузы с боеприпасами и топливом для техники. На второй неделе октября из авиабазы в Тейково (Ивановская область) на аэродром Монино под Москвой были передислоцированы пять самолетов ТБ-3 модификации 3Р, 7-го тяжелобомбардировочного полка (командир Лабудев В.И.). В середине ночи, под утро 12-го октября отряд из 5 полностью загруженных (по 4 тонны) машин под командованием Степина Л.И. вылетел на помощь окруженным войскам. По каким причинам не была организована должная разведка и доразведка в воздухе можно только догадываться, но при подлете группы к Вязьме, которая уже была захвачена противником, самолеты были обстреляны зенитными орудиями. Тяжелое ранение получил командир отряда старший лейтенант Степин Л.И. (его самолет единственный вернулся с задания, Логин Иванович умер уже в госпитале в Москве, с его родственниками удалось связаться в процессе поисков). Нашпигованные боеприпасами и канистрами с топливом самолеты стали легкой добычей врага. Оставшиеся четыре машины отвернули на восток от Вязьмы. Подтверждения происшедшим событиям были найдены в показаниях троих пилотов, которые остались живыми после выброски с минимальной высоты и попали затем в плен к фашистам, будучи раненными, вернулись уже после войны. Кроме того, удалось опросить двух свидетелей, которых нашли через вяземский поисковый отряд. В то время два брата 8 и 12 лет проживали в деревушке Глебово и хорошо запомнили пролет нескольких горящих громадных самолетов, из которых прыгали и разбивались люди. Кроме того информация о сбитых под Вязьмой 12.10.1941 советских бомбардировщиках нашлась и в немецких архивах, куда был направлен соответствующий запрос. Место падения машин по документам и воспоминаниям было определено достаточно точно – один - в районе железнодорожного вокзала, остальные – упали в окрестностях деревни Митьково. И казалось поиски можно прекращать, но осталось проверить еще одно невероятное обстоятельство. По слухам один из самолетов отряда Степина Л.И. повторил подвиг Гастелло - наземный таран. И действительно - продолжительный поиск привел к обнаружению в архивных документах полка следующие сведения:

Выписка из архивного формуляра 7-го тяжелобомбардировочного полка
Выписка из архивного формуляра 7-го тяжелобомбардировочного полка

В результате анализа было обнаружено, что еще трое пилотов, покинувшие горящие самолеты остались живы и вышли впоследствии из окружения. Они и дали показания о героическом свершении экипажа лейтенанта Пенина И.В.

Пенин Иван Всеволодович
Пенин Иван Всеволодович

Я гляжу на фото очень молодого, красивого человека с пронзительным взглядом светлых глаз…. Просто Ангел. Поначалу в голову лезли идиотские, либеральные мысли – как такого мальчишку посадили в командирское кресло громадной машины и послали на убой? Все ерунда. Родился 4 февраля 2018 года в Одессе в семье энергетика. Окончил Одесскую школу пилотов. Участник Зимней войны. Член ВКП(б). Опытный пилот с превосходными характеристиками от своего руководства. Он один смог направить горящую машину на колонну немецкой техники. По анализу местности это случилось на дороге Вязьма-Темкино в районе между деревнями Пыжовка и Шиманово. Там дорога делает изгиб и с большой степенью вероятностью у пилота имелся последний шанс управлять падающим на скорости 100-150 км в час самолетом. Это было большим искусством попасть бомбардировщиком на дорогу шириной в несколько метров. Он сделал это…. Ничего случайного. Это был осознанный поступок настоящего мужчины, который просто любил и защищал свою Родину….

Родственники Салазгорского Ивана Васильевича на открытии памятной таблички. Братская могила в деревне Митьково.
Родственники Салазгорского Ивана Васильевича на открытии памятной таблички. Братская могила в деревне Митьково.

В деревне Митьково есть братская могила, где покоятся останки наших героев. Там мы вместе с родственниками Салазгорского И.В. и представителями местных властей открыли памятную табличку в честь подвига экипажа Огненного ангела. Через одесских друзей удалось найти в Словакии по телефону внучатую племянницу Ивана Всеволодовича Пенина. Рассказал, отправил материалы про героический поступок деда. Больше у него родственников не оказалось. Тем более так хочется, ЧТОБЫ ПОМНИЛИ…

По архивным данным Министерства обороны от 4.12.1986 за период Великой Отечественной Войны советскими пилотами было совершено 552 воздушных и наземных таранов, причем 32 летчика сделали это дважды, трое – трижды и четыре человека повторили подвиг четыре раза!!! Такие люди жили в этой стране…