Проходя по императорским залам Зимнего дворца, я всегда задерживаюсь в Малахитовом зале:
Во-первых, я обожаю изумрудный цвет, а во-вторых, этот зал со всей его малахитовой красотой напоминает мне сказку из детства.
Помните «Малахитовую шкатулку» уральского сказочника Павла Бажова? Именно здесь, в этом зале, по уральскому преданию, исчезла обиженная барская невеста Танюшка, оставив на стене гостиной силуэт, выложенный из переливающихся драгоценных камней.
В сказке Бажова Малахитовая гостиная Зимнего дворца выступает в роли «второй малахитовой шкатулки»: внутри неё остается мир людей, а покидая его, героиня уходит во внешнее пространство - каменное царство, где её ждет Хозяйка Медной горы.
Малахитовая гостиная (ранее Яшмовая)
Малахитовая гостиная была создана в 1838-39-х годах как замена залу, который был безвозвратно утрачен в результате пожара, уничтожившего внутреннюю отделку императорской резиденции в декабре 1837 года. От него тогда остались голые обгорелые стены. Много ценных предметов тогда удалось вынести из пламени, но интерьеры погибли в огне, охватившем все здание.
Проектировал Малахитовую гостиную архитектор Александр Брюллов, брат знаменитого живописца Карла Брюллова.
Эта парадная гостиная входила в состав жилой половины императрицы Александры Федоровны (Фредерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской, даты жизни 1798-1860), супруги Николая I и имела особый статус в планировке дворца: была своеобразным переходом между парадными залами и личными покоями императрицы.
Поскольку Малахитовая гостиная создавалась уже после пожара в Зимнем дворце, то обставлена она была мебелью из прошлых дворцовых интерьеров, спасенной от огня. В частности использовали мебельный комплект, созданный немецким мастером Гамбсом по рисункам Огюста Монферрана, автора допожарного облика зала.
До пожара зал назывался Яшмовой (золотой) гостиной и выглядел так:
Почему яшму заменили на малахит?
Выбор малахита был связан с тем, что в это время на уральском руднике были обнаружены огромные залежи этого минерала, что сделало его популярным отделочным материалов в Петербурге. Уникальный малахитовый декор зала, а так же предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики»: кусочки подгонялись по размеру, цвету и создавали эффект цельного камня:
Сделана комната была с особым размахом. Все колонны, пилястры и камины зала облицованы уральским малахитом. Обработка камня велась на Петергофской гранильной казенной фабрике. Бронзовые основания и капители колонн и пилястр, резные деревянные двери, рамы зеркал, орнаментная лепка, покрывающая потолок, - все это вызолочено червонным золотом:
Насыщенные изумрудные оттенки полудрагоценного малахита в сочетании с обильным золотом и малиновым тоном оконных драпировок придают интерьеру очень торжественный и роскошный вид:
Высокая малахитовая ваза яйцевидной формы входила в убранство Яшмовой гостиной, была спасена во время пожара и возвращена на свое прежнее место:
💚 Известно, что интерьер гостиной вместил в себя 133 пуда малахита, что в пересчете на современную систему мер составляет более двух тонн.
Малахитовая гостиная была местом, где разворачивались важные события:
- В 1842 году, по приглашению императрицы Александры Федоровны, здесь состоялось выступление выдающегося пианиста 19 века Ференца Листа. Летом 1840г. в немецком Эмсе Лист трижды играл перед Александрой Федоровной и великими княжнами. Удостоился высшей похвалы и вопроса императрицы: «А вы ещё не были в Петербурге?». Спустя два года он приехал с концертами в столицу и играл для всей императорской семьи.
- Проводились официальные приемы, на которых дамы представлялись императрице. Только после такого представления они получали возможность быть приглашенными на придворные балы.
- Здесь 14 ноября 1894 состоялся обряд одевания к свадьбе красавицы принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрисы Гессенской-Дармштадской, в православии Александры Федоровны (это уже супруга Николая II). Кроме того, Малахитовая гостиная служила местом сбора членов императорской семьи перед светскими мероприятиями. В ней устраивались праздничные обеды и ужины, музыкальные вечера и концерты.
- Малахитовый зал Зимнего дворца стал местом проведения заседаний Временного правительства после Февральской революции 1917 года по распоряжению А. Ф. Керенского.
Именно здесь проходило заседание правительства в историческую ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Во время штурма дворца, когда начался обстрел, члены Временного правительства перешли из Малахитового зала, выходящего окнами на Неву, откуда стреляла Аврора, в соседнюю Белую столовую - более безопасное помещение, обращенное во внутренний двор. Здесь правительство было арестовано.
- В настоящее время в этом зале выставлены изделия из малахита работы русских мастеров первой половины 19 века.
Здесь был Пушкин
Начала я статью с литературной нотки, ей и закончу. Солнце русской поэзии А. С. Пушкин был представлен в этом зале (1834 год) императрице Александре Федоровне, супруге Николая I и, по воспоминаниям поэта, зал оставил у него не самые приятные впечатления. Стоит отметить, что тогда гостиная была ещё Яшмовой, но что именно в ней не понравилось поэту - не известно. Возможно, дело было не в самом зале, а в плохом настроении?
В своих же записях он указывал, что поначалу его заставили ждать появление императрицы порядка трех часов, а затем она, встретившись с ним, рассмеялась: «Нет, это беспримерно! Я ломала себе голову, стараясь узнать, что за Пушкин будет мне представлен. Оказывается, это вы!».
Малахитовй зал является одним из самых популярных среди посетителей Эрмитажа (видео ролик):
Где: Санкт-Петербург, Зимний дворец, Зал 189
Взглянуть на роскошь Красного будуара императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце Эрмитажа можно здесь: