Найти в Дзене
Будни в Петербурге

По залам Эрмитажа: Как выглядит Малахитовая гостиная?

Проходя по императорским залам Зимнего дворца, я всегда задерживаюсь в Малахитовом зале: Во-первых, я обожаю изумрудный цвет, а во-вторых, этот зал со всей его малахитовой красотой напоминает мне сказку из детства. Помните «Малахитовую шкатулку» уральского сказочника Павла Бажова? Именно здесь, в этом зале, по уральскому преданию, исчезла обиженная барская невеста Танюшка, оставив на стене гостиной силуэт, выложенный из переливающихся драгоценных камней. В сказке Бажова Малахитовая гостиная Зимнего дворца выступает в роли «второй малахитовой шкатулки»: внутри неё остается мир людей, а покидая его, героиня уходит во внешнее пространство - каменное царство, где её ждет Хозяйка Медной горы. Малахитовая гостиная была создана в 1838-39-х годах как замена залу, который был безвозвратно утрачен в результате пожара, уничтожившего внутреннюю отделку императорской резиденции в декабре 1837 года. От него тогда остались голые обгорелые стены. Много ценных предметов тогда удалось вынести из плам
Оглавление

Проходя по императорским залам Зимнего дворца, я всегда задерживаюсь в Малахитовом зале:

Эрмитаж (Зимний дворец) Малахитовая гостиная
Эрмитаж (Зимний дворец) Малахитовая гостиная

Во-первых, я обожаю изумрудный цвет, а во-вторых, этот зал со всей его малахитовой красотой напоминает мне сказку из детства.

Малахитовая гостиная похожа на драгоценную шкатулку, внутри которой спрятан уральский малахит. Зимний дворец, Санкт-Петербург
Малахитовая гостиная похожа на драгоценную шкатулку, внутри которой спрятан уральский малахит. Зимний дворец, Санкт-Петербург

Помните «Малахитовую шкатулку» уральского сказочника Павла Бажова? Именно здесь, в этом зале, по уральскому преданию, исчезла обиженная барская невеста Танюшка, оставив на стене гостиной силуэт, выложенный из переливающихся драгоценных камней.

В сказке Бажова Малахитовая гостиная Зимнего дворца выступает в роли «второй малахитовой шкатулки»: внутри неё остается мир людей, а покидая его, героиня уходит во внешнее пространство - каменное царство, где её ждет Хозяйка Медной горы.

Залы Эрмитажа. Малахитовый зал
Залы Эрмитажа. Малахитовый зал

Малахитовая гостиная (ранее Яшмовая)

Малахитовая гостиная была создана в 1838-39-х годах как замена залу, который был безвозвратно утрачен в результате пожара, уничтожившего внутреннюю отделку императорской резиденции в декабре 1837 года. От него тогда остались голые обгорелые стены. Много ценных предметов тогда удалось вынести из пламени, но интерьеры погибли в огне, охватившем все здание.

В 1838-1839 годах, после того как декабрьский пожар 1837 года полностью уничтожил внутреннее убранство императорской резиденции, на месте сгоревшего зала была обустроена Малахитовая гостиная
В 1838-1839 годах, после того как декабрьский пожар 1837 года полностью уничтожил внутреннее убранство императорской резиденции, на месте сгоревшего зала была обустроена Малахитовая гостиная

Проектировал Малахитовую гостиную архитектор Александр Брюллов, брат знаменитого живописца Карла Брюллова.

Эта парадная гостиная входила в состав жилой половины императрицы Александры Федоровны (Фредерики Луизы Шарлотты Вильгельмины Прусской, даты жизни 1798-1860), супруги Николая I и имела особый статус в планировке дворца: была своеобразным переходом между парадными залами и личными покоями императрицы.

А. Брюллов во многом воспроизвел «допожарный» интерьер, но по желанию императора использовал в оформлении малахит
А. Брюллов во многом воспроизвел «допожарный» интерьер, но по желанию императора использовал в оформлении малахит

Поскольку Малахитовая гостиная создавалась уже после пожара в Зимнем дворце, то обставлена она была мебелью из прошлых дворцовых интерьеров, спасенной от огня. В частности использовали мебельный комплект, созданный немецким мастером Гамбсом по рисункам Огюста Монферрана, автора допожарного облика зала.

До пожара зал назывался Яшмовой (золотой) гостиной и выглядел так:

Так выглядел допожарный интерьер зала выполненный архитектором Огюстом Монферраном
Так выглядел допожарный интерьер зала выполненный архитектором Огюстом Монферраном

Почему яшму заменили на малахит?

Выбор малахита был связан с тем, что в это время на уральском руднике были обнаружены огромные залежи этого минерала, что сделало его популярным отделочным материалов в Петербурге. Уникальный малахитовый декор зала, а так же предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики»: кусочки подгонялись по размеру, цвету и создавали эффект цельного камня:

В 19 веке на Урале были обнаружены залежи малахита, поэтому в то время было модно отделывать интерьеры Петербурга этим минералом
В 19 веке на Урале были обнаружены залежи малахита, поэтому в то время было модно отделывать интерьеры Петербурга этим минералом

Сделана комната была с особым размахом. Все колонны, пилястры и камины зала облицованы уральским малахитом. Обработка камня велась на Петергофской гранильной казенной фабрике. Бронзовые основания и капители колонн и пилястр, резные деревянные двери, рамы зеркал, орнаментная лепка, покрывающая потолок, - все это вызолочено червонным золотом:

Потолки Зимнего дворца как отдельный вид произведения искусства
Потолки Зимнего дворца как отдельный вид произведения искусства

Насыщенные изумрудные оттенки полудрагоценного малахита в сочетании с обильным золотом и малиновым тоном оконных драпировок придают интерьеру очень торжественный и роскошный вид:

Интерьер Малахитовой гостиной в Зимнем дворце, Санкт-Петербург
Интерьер Малахитовой гостиной в Зимнем дворце, Санкт-Петербург

Высокая малахитовая ваза яйцевидной формы входила в убранство Яшмовой гостиной, была спасена во время пожара и возвращена на свое прежнее место:

-10

💚 Известно, что интерьер гостиной вместил в себя 133 пуда малахита, что в пересчете на современную систему мер составляет более двух тонн.

Малахитовая гостиная была местом, где разворачивались важные события:

  • В 1842 году, по приглашению императрицы Александры Федоровны, здесь состоялось выступление выдающегося пианиста 19 века Ференца Листа. Летом 1840г. в немецком Эмсе Лист трижды играл перед Александрой Федоровной и великими княжнами. Удостоился высшей похвалы и вопроса императрицы: «А вы ещё не были в Петербурге?». Спустя два года он приехал с концертами в столицу и играл для всей императорской семьи.
  • Проводились официальные приемы, на которых дамы представлялись императрице. Только после такого представления они получали возможность быть приглашенными на придворные балы.
  • Здесь 14 ноября 1894 состоялся обряд одевания к свадьбе красавицы принцессы Виктории Алисы Елены Луизы Беатрисы Гессенской-Дармштадской, в православии Александры Федоровны (это уже супруга Николая II). Кроме того, Малахитовая гостиная служила местом сбора членов императорской семьи перед светскими мероприятиями. В ней устраивались праздничные обеды и ужины, музыкальные вечера и концерты.
Слева императрица Александра Федоровна (1798- 1860), супруга Николая I. Справа императрица Александра Федоровна (1872-1918), супруга Николая II
Слева императрица Александра Федоровна (1798- 1860), супруга Николая I. Справа императрица Александра Федоровна (1872-1918), супруга Николая II
  • Малахитовый зал Зимнего дворца стал местом проведения заседаний Временного правительства после Февральской революции 1917 года по распоряжению А. Ф. Керенского.
Глава Временного правительства Керенский распорядился организовать его работу в Зимнем дворце и Малахитовый зал стал местом заседаний
Глава Временного правительства Керенский распорядился организовать его работу в Зимнем дворце и Малахитовый зал стал местом заседаний

Именно здесь проходило заседание правительства в историческую ночь с 25 на 26 октября 1917 года. Во время штурма дворца, когда начался обстрел, члены Временного правительства перешли из Малахитового зала, выходящего окнами на Неву, откуда стреляла Аврора, в соседнюю Белую столовую - более безопасное помещение, обращенное во внутренний двор. Здесь правительство было арестовано.

  • В настоящее время в этом зале выставлены изделия из малахита работы русских мастеров первой половины 19 века.

Здесь был Пушкин

Начала я статью с литературной нотки, ей и закончу. Солнце русской поэзии А. С. Пушкин был представлен в этом зале (1834 год) императрице Александре Федоровне, супруге Николая I и, по воспоминаниям поэта, зал оставил у него не самые приятные впечатления. Стоит отметить, что тогда гостиная была ещё Яшмовой, но что именно в ней не понравилось поэту - не известно. Возможно, дело было не в самом зале, а в плохом настроении?

А. С. Пушкин (1799-1837)
А. С. Пушкин (1799-1837)

В своих же записях он указывал, что поначалу его заставили ждать появление императрицы порядка трех часов, а затем она, встретившись с ним, рассмеялась: «Нет, это беспримерно! Я ломала себе голову, стараясь узнать, что за Пушкин будет мне представлен. Оказывается, это вы!».

Малахитовй зал является одним из самых популярных среди посетителей Эрмитажа (видео ролик):

Где: Санкт-Петербург, Зимний дворец, Зал 189

Взглянуть на роскошь Красного будуара императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце Эрмитажа можно здесь: