Найти в Дзене
Будни в Петербурге

По залам Эрмитажа: Красный Будуар. Любовь, измены, одиночество и печальный конец

Добрый день, дорогие читатели. После посещения знаменитой сгоревшей церкви, о которой я рассказывала в предыдущей статье, я решила, что следующим, что должны увидеть мои глаза, должно быть что-то красивое. Недолго думая, я отправилась в Эрмитаж. В конкретике мне захотелось пройтись по второму этажу Зимнего дворца и взглянуть на красоту и роскошь императорских покоев. Царствующие особы в Зимнем дворце жили на втором этаже. Личные апартаменты императоров и членов их семьи в Зимнем дворце называли «половинами». Каждая половина имела несколько парадных комнат: для приема гостей, кабинет, спальню, гардеробную, ванную, столовую и другие помещения. В этой статье покажу вам одну из ярких и интересных комнат из «половины». Это будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Убранство будуара, пережив революцию, уцелело и благодаря усилиям реставраторов дошло до нашего времени в потрясающем виде: В переводе с французского «будуар» означает комнату, «принадлежащую женщине». Так
Оглавление

Добрый день, дорогие читатели.

После посещения знаменитой сгоревшей церкви, о которой я рассказывала в предыдущей статье, я решила, что следующим, что должны увидеть мои глаза, должно быть что-то красивое. Недолго думая, я отправилась в Эрмитаж. В конкретике мне захотелось пройтись по второму этажу Зимнего дворца и взглянуть на красоту и роскошь императорских покоев.

Зимний дворец в Санкт-Петербурге
Зимний дворец в Санкт-Петербурге

Царствующие особы в Зимнем дворце жили на втором этаже. Личные апартаменты императоров и членов их семьи в Зимнем дворце называли «половинами». Каждая половина имела несколько парадных комнат: для приема гостей, кабинет, спальню, гардеробную, ванную, столовую и другие помещения.

В этой статье покажу вам одну из ярких и интересных комнат из «половины». Это будуар императрицы Марии Александровны, супруги Александра II. Убранство будуара, пережив революцию, уцелело и благодаря усилиям реставраторов дошло до нашего времени в потрясающем виде:

Будуар императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра Второго
Будуар императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра Второго

В переводе с французского «будуар» означает комнату, «принадлежащую женщине». Такие комнаты начали пользоваться особой популярностью в 18 веке и предназначались для сна, смены нарядов, купания, наведения красоты, да и просто отдыха. Важно отметить, что будуар обязательно должен быть при спальне.

Расположенный над дверями живописный десюдепорт с изображением Богини Венеры. Зимний дворец, Будуар Марии Александровны
Расположенный над дверями живописный десюдепорт с изображением Богини Венеры. Зимний дворец, Будуар Марии Александровны

Царящие здесь шелка гранатового цвета, эффектно сочетающиеся с причудливыми позолоченными орнаментами, отражаясь в зеркалах, создают в этой небольшой комнате роскошный интерьер, подчеркивающий изысканный вкус и богатство своей хозяйки.

Красная комната в Эрмитаже
Красная комната в Эрмитаже
Будуар имератрицы Марии Алексанровны стал одним из лучших образцов интерьера, созданного в стиле рококо
Будуар имератрицы Марии Алексанровны стал одним из лучших образцов интерьера, созданного в стиле рококо

Изначально будуар был в синем цвете

В 1841г. цесаревич Александр Николаевич, будущий император Александр II женился на дочери великого герцога Гессен-Дармштадтского. Звали девушку Максимилиана Вильгельмина Августа София Мария Гессенская и Прирейнская. Она приехала в Петербург 15-летней девочкой и какое-то время до свадьбы жила в Зимнем дворце как невеста цесаревича, рядом с покоями его сестер на первом этаже дворца. Перед обручением она приняла православие и получила имя Мария Александровна.

К этому событию в Зимнем была создана новая «половина» для супруги наследника престола. Одним из любимых покоев Марии Александровны и её семьи стал будуар, оформленный по проекту архитектора А. Брюллова. В первые годы счастливого брака он выглядел в спокойных сине-голубых тонах, минимум яркого золота:

Фото с сайта музея
Фото с сайта музея

Здесь Мария Александровна с супругом пили утренний и послеобеденный чай. В будуаре цесаревна проводила все свое свободное время: писала письма родным, читала, отдыхала. Отсюда был выход на лестницу с выходом на первый этаж к детским комнатам.

Будуар гранатового цвета

В начале 1850-х Мария Александровна решила существенно изменить интерьеры своих комнат. Будуар был полностью переделан одним из ведущих архитекторов середины 19 века Г. Боссе, который оформил интерьер в стиле пышного «второго рококо»:

Как выглядят интерьеры Зимнего дворца?
Как выглядят интерьеры Зимнего дворца?
Арка с кариатидами в будуаре
Арка с кариатидами в будуаре

Сдержанную сине-голубую гамму сменил сочный гранатовый цвет обивки стен, эффектно подчеркнутый растительным золоченым орнаментом.

Гарнитур является подлинным, существовал еще при жизни Марии Александровны:

В будуаре Марии Александровны подлиный гарнитур, Эрмитаж, Санкт-Петербург
В будуаре Марии Александровны подлиный гарнитур, Эрмитаж, Санкт-Петербург

Исторические столы, для которых подобрали соответствующие эпохе скатерти. На шкафчиках стоят подлинные севрские вазы. Даже можно увидеть оригинальную плевательницу, которую использовали для жевательного табака (не сделала фото).

Будуар богат на предметы мебели. Здесь есть козетка и тет-а-тет, кресла бержер на колесиках и кресла а-ля-Рен, канапе и оттоманка, шкафы и много зеркал.

-10
Над люстрой потолок сделан зеркальным
Над люстрой потолок сделан зеркальным

«Кричаще-красный» - попытка стереть воспоминания

Первые годы в России Мария Александровна была очень счастлива. Она обожала своего супруга. В эти счастливые годы их брака родилось восемь детей. Но жизнь не была такой безоблачной.

Первое горе постучалось в 1849г. В возрасте 6,5 лет от менингита умирает первенец великокняжеской четы - дочь Александра. Родители были убиты горем. С таким тяжело справиться. Каждый такое горе переживает по своему. Отслеживая даты, можно заметить, что будуар из спокойного синего превратился в «кричаще-красный» спустя полгода, как случилась утрата в семье. Возможно, что одной из причин, почему Мария Александровна решила радикально изменить облик своего любимого будуара - это желание стереть воспоминания.

В 1865г. ещё один страшный удар - смерть любимого сына цесаревича Николая, который умер у неё на руках от туберкулезного менингита.

Ну, а дальше больше. Известно, что мужчины из семьи Романовых никогда не отличались супружеской верностью. Мария Александровна переживала все временные увлечения Александра II, а в последствии, в 1866 году, появление второй его незаконной семьи с целым потомством из 4-х детей. Имя новой и последней любви императора - Екатерина Михайловна Долгорукова.

-12

Когда начались покушения на жизнь Александра II, то император, очень переживал за эту свою вторую семью, и перевез их в Зимний дворец, где было безопаснее. Чтобы узаконить ее пребывание во дворце, Александр II в 1870 году назначает Долгорукову фрейлиной Марии Александровны (т.е. своей официальной супруги) и селит ее в комнатах для фрейлин, которые находились прям над комнатами Марии Александровны. Действующая на тот момент императрица могла слышать этажом выше топот детей своего мужа…, но от другой женщины.

Мария Александровна была человеком очень деликатным и никогда ни слова упрека никто не услышал из её уст, но можно представить, какая душевная травма была ей нанесена.

Печальный финал

Мария Александровна в юности не отличалась крепким здоровьем, но, а в нашем петербургском климате и под влиянием вышеперечисленных ударов судьбы, болезнь начала прогрессировать. Она слегла. Больная туберкулезом, покинутая монархом императрица умерла в одиночестве в 1880 году.

Сразу же после кончины супруги, «убитый горем» Александр II женился тайным морганатическим браком на фаворитке Екатерине Долгоруковой (т.е. неравный брак, при котором Екатерина и её дети не получали никаких прав на престол, она не могла называться императрицей). После свадьбы она получила титул княжны и стала Юрьевская.

Императрица просила оставить это полотно в своем Будуаре до тех пор, пока император будет занимать покои смежные с ее половиной
Императрица просила оставить это полотно в своем Будуаре до тех пор, пока император будет занимать покои смежные с ее половиной

Княгиня Юрьевская в Ницце

В результате 8-го покушения Александр II был убит в марте 1881г. (на этом месте в Петербурге был заложен храм Спас на Крови).

Новый царь Александр III и его окружение попытались вынудить княгиню с детьми покинуть Санкт-Петербург. Но ценой своего отъезда Екатерина поставила условие со значительной суммой ренты для себя и детей, с чем наследник Александр III вынужден был согласиться.

Княгиня Екатерина Юрьевская прибыла в Ниццу в 1882г. Прожив несколько лет в гостинице, она приобрела виллу, которую назвала «Георгий», в честь святого покровителя династии Романовых и своего старшего сына. В этом доме в 1895г. была отпраздновала свадьба ее дочери, княжны Ольги, с графом Жоржем де Меренбергом, внуком А. Пушкина.

Дальше княгиня жила в уединении, не забывая требовать из российской казны все больше и больше содержания, шантажируя возможной публикацией интимной переписки с государем в период его законного брака. Она была окружена вещами, напоминающими ей о молодости. С ней были почти три тысячи писем императора, вдохновленные его великой любовью.

В 1912г. княгиню Юрьевскую видел в Ницце князь Гавриил Константинович Романов. Из записок:

«Это была старушка небольшого роста, с тонким, острым носом и, как мне показалось, мало симпатичная. У неё был неприятный, крикливый голос и вообще она мне не понравилась».

Она скончалась в 1922 и была похоронена на русском православном кладбище в Ницце.

🔥 Вот такие страсти кипели во дворце, который немало повидал на своём веку. А будуар императрицы Марии Александровны в Зимнем дворце очень красивый, но уж слишком ослепляет своим помпезным декором. Такая провокационная цветовая гамма, как по мне, совершенно к расслаблению перед сном не располагает и очень давит на психику. Я бы и дня не выдержала такой агрессивный «антураж». Но я и не императрица.

Единственное, что мне очень нравится в будуаре это дверная ручка. Я даже не удержалась и тайком ее погладила 😍:

Рубиновое стекло в орлиной лапе. Наверное, когда-то здесь был настоящий камень
Рубиновое стекло в орлиной лапе. Наверное, когда-то здесь был настоящий камень

📍 Где: Государственный Эрмитаж, зал 306

Увидеть Будуар в видеоформате можно здесь:

Про Малахитовую гостиную в Зимнем дворце можно прочитать здесь: