Великая Отечественная война… Четыре года предельного напряжения сил фронта и тыла в великой битве с фашизмом, долгий и тяжелый путь к Победе... И в этих условиях – удивительное, восторженное отношение к искусству и к тем, кто дарил его солдатам и труженикам тыла. Это они, фронтовые бригады, несли радость бойцам, чьи глаза теплели при виде артистов. Для них было чрезвычайно важно увидеть спектакль, послушать любимые песни.
В годы войны практически не было ни одной воинской части, где бы ни побывали фронтовые театры и бригады. Артисты прошли вместе с армией весь её доблестный путь через горечь поражения и радость победы.
Организацией деятельности театральных бригад, музыкальных коллективов занимался Комитет по делам искусств при СНК СССР. С июля 1941 г. работники искусства должны были помогать армейской художественной самодеятельности, обслуживать фронтовые части, заниматься повышением идейно-политического и художественного уровня репертуара бригад. К началу 1942 г. организация системы шефства художественной интеллигенции в армии выглядела так: «…политические управления и отделы фронтов и армий отправляли заявки в ГПУ РККА (именно там рассчитывалось количество и их маршруты). Затем составлялись списки артистов, которые рассматривала оперативная группа Комитета по делам искусств при СНК СССР. Сформированные бригады проходили через смотровую комиссию, в состав которой входили представители ГПУ РККА, Комитета по делам искусств при СНК, ЦК Союза работников искусства и ЦДКА им. М.Ф.Фрунзе». Прошедшие комиссию бригады отправлялись в путь.
Восхищение и удивление заслуживает опера на фронте. Сейчас трудно себе представить, но руководство Всероссийского театрального общества (А. Яблочкина, З. Дальцев, М. Никонов) в первые дни войны решили сформировать фронтовой оперный театр, который в марте – апреле 1942 г. приступил к репетиции. Руководство театром осуществляли большие мастера оперного искусства – И. Туманов, Б. Афонин, Н. Аносов. В состав труппы вошли солисты Большого театра и музыкального театра имени К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко. Костяк фронтового театра составили студенты Московской консерватории и музыкального училища имени Гнесиных. Первым подготовительным спектаклем стал «Евгений Онегин» П. И. Чайковского. Ни оркестра, ни дирижера на фронтовой сцене не было. Вся ответственность ложилась на концертмейстеров. Их в театре было двое. Пианино – единственный инструмент – стоял сбоку сцены, а иногда и за ней, что осложняло работу и солистам, и концертмейстеру, который по сути «вел спектакль».
После «Евгения Онегина» были поставлены «Запорожец за Дунаем» Гулака-Артемовского, вторая картина «Пиковой дамы», сцены из «Бориса Годунова».
Артисты вспоминали, что «…часто во время спектакля раздавалась команда: "Взвод командира Иванова, на выход!", что сначала без привычки пугало нас, потом привыкли и к этому и, не прекращая спектакля, как бы прощались с теми, кто уходит в бой».
Свой военный путь театр закончил в Берлине спектаклем «Борис Годунов». Слушал его вместе с бойцами и командующий фронтом Г.К. Жуков. Опера на фронте – уникальнейшее явление, которого не знала ни одна армия мира.
Говоря о музыке на войне, невольно вспоминаются слова А.В. Суворова:
«… музыка нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет его шаг…Музыка удваивает, утраивает армию…».
Таким усилителем патриотической темы в музыке в годы Великой Отечественной войны стали военные духовые оркестры, часто принимавшие непосредственное участие в бою. В октябре 1941 г. газета Северо-западного фронта «За Родину» писала:
«По приказу командира части полковой оркестр был перед боем выведен на передовые позиции и выстроился на обратном скате высоты. В момент атаки позиций противника у селения К*** оркестр исполнял боевые марши. В канонаду сражения ворвались звуки маршей "Ленинский призыв", "Советские герои", "Боец РККА". Следуя за продвигавшейся вперед пехотой, оркестр воодушевлял бойцов, хотя мины рвались рядом.
История сохранила фамилии бесстрашных музыкантов. Это были трубач Чернат – бывший солист оркестра Киевской оперы, братья Репины – баритонист и басист, кларнетисты Антонов и Савин, ветеран оркестра, участник Первой мировой войны барабанщик Крылов, военный дирижер Мещерин, а всего 24 музыканта».
В январе 1943 г. при прорыве блокады Ленинграда также звучала военная музыка: штурм сопровождался могучими звуками «Интернационала», который исполняли объединенные духовые оркестры. Военные оркестры использовались как средства маскировки и дезорганизации противника. В боях у города Сарваш (Венгрия) оркестр 409 Кировоградской ордена Богдана Хмельницкого стрелковой дивизии своей игрой на левом фланге отвлекал внимание противника, в то время как правый фланг дивизии прорывал оборону врага.
История сохранила многочисленные свидетельства особой роли оркестров на завершающих этапах боев за населенные пункты. Своей игрой они сообщали людям о радости победы.
Блокадному Ленинграду помогал бороться и выживать Образцовый духовой оркестр Ленинградского гарнизона. Три раза в неделю музыканты, отогревая инструменты, исполняли концертную программу, которую транслировало радио. Боевые марши, увертюру Чайковского «1812 год», вальсы Шопена слушал осаждённый город. Пятнадцать музыкантов оркестра приняли участие в первом исполнении Седьмой симфонии Д. Шостаковича.
Следует подчеркнуть, что советское командование хорошо знало заветы Суворова об организующей роли военно-оркестровой службы. Специальным приказом Народного комиссариата обороны от 27 марта 1944 г. за подписью Г. К. Жукова были разработаны, а затем осуществлены меры повышения роли военных оркестров в системе воинского воспитания, обучения и строевой подготовки.
Отзвучали боевые марши, но музыкальное эхо тех лет и славные традиции военно-духовых оркестров живут и радуют слух современного слушателя, воспитанного, казалось бы, на других примерах.
У музыкальной истории военного времени есть еще одна страница – песенная. Великая Отечественная война родила вдохновленные мелодии, выковавшие несгибаемый дух советского народа – «Священная война» А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача. Песня – памятник. И любимая всеми «В землянке». Трогательная мелодия, не оставлявшая равнодушным никого. У неё особая судьба, не похожая на другие. Ноябрь 1941 г. 16 строк фронтовика Алексея Суркова жене. Пять месяцев войны. Враг у столицы. После одного из боев под Истрой и родились эти стихи о верности и всепобеждающей любви, о тяжести разлуки. Когда фронтовик писал строки, которые потом отзовутся в сердцах миллионов, он не думал их обнародовать.
А потом, спустя два месяца, композитор Константин Листов пришел в редакцию фронтовой газеты «Красноармейская правда», где и произошла его встреча с А. Сурковым, который, передавая свое письмо в стихах, был уверен, что для песен нужна иная тема. Через несколько дней Листов в той же редакции на гитаре наиграл мелодию будущей песни. Нотных листов не было, и по просьбе писателя Евгения Воробьёва композитор начертил пять линеек и записал мелодию. На том и расстались.
Дней через десять эта запись появилась на страницах «Комсомольской правды». А принес её Евгений Воробьёв, считая, что такую песню должны услышать все.
Так началась её жизнь. За короткий срок она облетела страну, зазвучала по всем фронтам. Её пели солдаты и артисты фронтовых бригад, в тылу и партизанских отрядах. Поют «В землянке» и сегодня. Искренность, чистота, правда и открытость сердца. То, что было нужно людям на фронтах и в тылу. Отсюда – такая популярность её и «Синего платочка», также ставшего музыкальным символом военных лет. Завершая рассказ о творческой поддержке фронта советскими актерами, музыкантами, певцами, танцорами, хочу привести выдержку из одного документа 1945 г.:
«Из отчета профсоюза работников искусства о деятельности за годы Великой Отечественной войны.
Основной формой художественного обслуживания фронта были концерты, хотя, как известно, для обслуживания действующей армии выезжали и театральные коллективы Москвы и периферии. Были созданы также фронтовые филиалы при ряде театров и 10 фронтовых театров комитета по делам искусства.
…Особо необходимо отметить поистине героическую работу, проведенную ленинградскими деятелями искусств в невыносимо тяжелых условиях варварской блокады и беспримерной в истории славной обороны этого города-героя. Театры Ленинграда за период блокады дали свыше 40 новых постановок, сыграли около 3 тысяч спектаклей, обслужили свыше 3 миллионов зрителей.
Артисты Ленинградской государственной эстрады подготовили свыше 2 тысяч новых номеров и дали около 27 тысяч концертов. 16 тысяч концертов были показаны бойцам и командирам, защищавшим город непосредственно на первых линиях фронта.
…От художественных мероприятий (спектакли, концерты), проведенных работниками искусств в свои выходные дни, было собрано средств 12 533 486 рублей. Часть этих средств (около 2 миллионов рублей) была перечислена ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ для оказания помощи детям, остальная же сумма истрачена на оказание помощи семьям фронтовиков – работников искусств и демобилизованных из Красной Армии. Только за 2 года (1943–1944) была оказана помощь 8724 семьям фронтовиков.
…Советское правительство высоко оценило патриотический подвиг работников искусств в Великой Отечественной войне. 12 работникам искусств присвоено звание Героя Советского Союза, свыше тысячи человек награждено орденами СССР, подавляющее большинство работников искусств получили медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
Автор статьи: Ольга Кнышевская, доктор исторических наук, профессор
Подписывайтесь на нас:
Телеграм: https://t.me/sovrhistory
ВКонтакте: https://vk.com/sovr.history
Одноклассники: https://ok.ru/sovrhistory