Найти в Дзене
Классическая ГИТАРА

На каких инструментах играл Моцарт?

Первым инструментом Моцарта был клавесин, а также его уменьшенная и более тихая разновидность — клавикорд. Вольфганг и его старшая сестра были виртуозными клавишными исполнителями, и он начал играть на клавишных, когда был ещё ребёнком, наблюдая за уроками, которые она брала в то время. Их отец, Леопольд, был уважаемым и известным на международном уровне преподавателем игры на скрипке, чиновником и в какой-то мере философом. Он также был торговцем клавишными инструментами и время от времени превращал часть семейного дома в выставочный зал. Дети, конечно, учились играть и на скрипке, и это было частью всестороннего музыкального образования. Моцарт никогда не считал себя мастером игры на скрипке, но был компетентным и опытным скрипачом — достаточно хорошим, чтобы какое-то время служить концертмейстером при дворе в Зальцбурге и, возможно, выступать в качестве солиста в некоторых из своих концертов (хотя не во всех). Он также играл на альте в камерных ансамблях и однажды участвовал в испол

Первым инструментом Моцарта был клавесин, а также его уменьшенная и более тихая разновидность — клавикорд. Вольфганг и его старшая сестра были виртуозными клавишными исполнителями, и он начал играть на клавишных, когда был ещё ребёнком, наблюдая за уроками, которые она брала в то время.

Их отец, Леопольд, был уважаемым и известным на международном уровне преподавателем игры на скрипке, чиновником и в какой-то мере философом. Он также был торговцем клавишными инструментами и время от времени превращал часть семейного дома в выставочный зал.

Дети, конечно, учились играть и на скрипке, и это было частью всестороннего музыкального образования. Моцарт никогда не считал себя мастером игры на скрипке, но был компетентным и опытным скрипачом — достаточно хорошим, чтобы какое-то время служить концертмейстером при дворе в Зальцбурге и, возможно, выступать в качестве солиста в некоторых из своих концертов (хотя не во всех). Он также играл на альте в камерных ансамблях и однажды участвовал в исполнении нескольких своих квартетов.

Фото Andreas «*****» на Unsplash.
Фото Andreas «*****» на Unsplash.

Также у Моцарта был некоторый опыт игры на органе, который он приобрёл в детстве, и он достаточно хорошо управлялся с педалями и регистрами, чтобы аккомпанировать мессам и подобным произведениям. В самой роскошной из своих венских квартир Моцарт установил клавишный инструмент с педальной доской — в первую очередь для того, чтобы читать с листа и изучать органные произведения И. С. Баха, не выходя из дома. В последние годы жизни, во время визита в Лейпциг, Моцарт мог проводить день, импровизируя на старом канторском органе в церкви Святого Фомы и слушая Баха на репетициях знаменитого хора.

Моцарт был очень хрупкого телосложения и редко когда был в добром здравии после того, как перенёс множество детских болезней, вероятно, включая тиф и оспу. Но у Моцарта был неплохой, хотя и слабый, тенор, и он умел грамотно и эффективно обучать профессиональных певцов. Он понимал сильные и слабые стороны отдельных голосов, а его речитативы и арии были написаны с учётом особенностей каждого индивидуального голоса исполнителя, как это было принято в то время. Если певице приходилось отказываться от участия в предстоящей опере и её заменяла другая, то большая часть материала переписывалась заново.

Моцарт с ранних лет знал о фортепиано, которое тогда было новомодным и не слишком общепринятым изобретением. Позже он подружился с известным мастером И. А. Штайном и проявлял большой интерес к его разработкам. Но только в конце 1770-х годов, незадолго до неудачной поездки в Париж в поисках работы, которая унесла жизнь его матери, непоправимо испортила его отношения с отцом, но также привела к появлению самых значительных произведений середины его карьеры, Моцарт по-настоящему полюбил фортепианные клавикорды Штайна, и фортепиано стало его основным инструментом для создания музыки. Знаменитый фортепианный концерт № 9, К. 271, а также фортепианные сонаты до мажор и ля минор, К. 309 и 310, относятся к этому периоду и являются одними из первых значительных произведений, которые Моцарт явно предназначал для фортепиано, а не для клавесина.

Наряду с итало-англичанином Муцио Клементи, с которым он, как известно, «поспорил» по приказу императора Иосифа II на Рождество 1781 года, Моцарт был одним из первых великих пропагандистов фортепиано как сольного инструмента. В Вене он устраивал небольшие, но прибыльные концерты по подписке, которые, как правило, были посвящены дебютам его собственных концертов, в которых композитор, разумеется, выступал в качестве солиста и дирижёра. Для Бетховена, Гуммеля, Мендельсона, Шопена и многих других композиторов XIX века эти произведения стали основополагающими для понимания фортепианной игры. Романтики и их всё более крупные, мощные и резонирующие фортепиано значительно расширили подходы Моцарта 1780-х годов, но никогда полностью не отказывались от них.

По материалам публикации Curtis Lindsay (англ.), который представился как «пианист, композитор, аранжировщик, руководитель оркестра и писатель-фрилансер».