Найти в Дзене
С Богом по жизни

“Хочешь ли быть здоров?”

“После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи” (Ин. 5:1-8). У Овечьих ворот в Иерусалиме была купальня, известная под названием “Вифезда”, что значит “дом милосердия”. Ее знали как место исцеления, поэтому “великое множество с
Оглавление

ИСЦЕЛЕНИЕ

“После сего был праздник Иудейский, и пришёл Иисус в Иерусалим. Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды, ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в неё по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи” (Ин. 5:1-8).

У Овечьих ворот в Иерусалиме была купальня, известная под названием “Вифезда”, что значит “дом милосердия”. Ее знали как место исцеления, поэтому “великое множество слепых, хромых, иссохших” день и ночь проводило в пяти крытых ходах, окружавших купальню. Все это наверняка было жалким зрелищем, потому что так много боли и страдания Иерусалима собиралось в этом одном месте. Многие приходили потому, что были изгнаны из своих семей. Даже и сегодня в некоторых частях света, когда член семьи теряет свое здоровье и становится неспособен “таскать ноги”, его отвозят в близлежащий город и оставляют на “собственные харчи” в качестве нищего попрошайки. Так было принято и в Иерусалиме первого столетия.

Кроме того, пораженные недугом собирались возле купальни в Вифезде, потому что они видели там, по крайней мере, проблеск надежды. Они испробовали другие методы исцеления, но безрезультатно. Однако они слышали о целительных свойствах этой купальни и поэтому стремились испытать на себе ее чудесную силу. Во многих медицинских кругах ведутся большие споры относительно нетрадиционных методов лечения тех болезней, перед которыми в настоящее время медицина бессильна. Большинство из нас — каково бы ни было наше мнение о таких методах лечения в настоящий момент — знает, что перед лицом смерти мы, наверное, ухватились бы за малейшую возможность своего исцеления. Такие же мысли волновали сердца одиноких душ у Вифезды.

Во время иудейского праздника, когда Иерусалим был наводнен гостями и возбужденно бурлил, Иисус проходил мимо Вифезды и увидел лежавшего там человека, который был парализован тридцать восемь лет (5:5). Читая эти строки в возрасте тридцати восьми лет, я, как никогда прежде, был поражен небольшой подробностью относительно продолжительности болезни этого человека. Тот человек проболел столько же времени, сколько я прожил на тот момент! Я не могу даже представить себе, чем эти тридцать восемь лет были для него.

Увидев человека у купальни и зная его историю, Иисус задал ему очень странный вопрос: “Хочешь ли быть здоров?” (5:6). Почему Он так сказал? Разве не само собой разумеется, что каждый больной человек хочет выздороветь? Не был ли верхом бесчувствия и оскорбления вопрос, обращенный к калеке: хочет ли он ходить?

Но поразмыслив, мы можем понять, что на самом деле это был очень хороший вопрос — возможно, даже самый важный вопрос, который мог бы задать Иисус. Он был важным потому, что не всякий хочет быть здоров. Любая перемена в нашей жизни обычно нарушает наш мир и меняет все остальное. Был ли калека готов к таким переменам? Был ли он готов взять и нести ответственность за самого себя? Хотел ли он получить постоянную работу и ходить на нее каждый день? Смог ли бы он справиться с потерей своего образа жертвы? Будь то наша физическая, душевная или духовная болезнь, приносящая нам страдание, вопрос Иисуса: “Хочешь ли быть здоров?” — действительно очень хороший вопрос.

В ответ человек рассказал Иисусу, что он никак не может вылечиться, потому что, когда вода начинает бурлить и возможно исцеление, он не успевает войти в купальню, как другой страдалец вступает воду прежде него (5:7). Тогда Иисус сказал человеку: “Встань, возьми постель твою и ходи” (5:8). Человек, к своему собственному удивлению и к удивлению всех, кто знал его, исполнил в точности то, что сказал ему Иисус: он стал ходить! Если учесть, что Иоанн в своем Евангелии делает упор на вере, особенно примечательно то, что он ничего не говорит о вере этого человека. На самом деле он, кажется, даже растерялся от всего, что произошло с ним, так же как и от споров по поводу чудесного исцеления.

СПОРЫ

“И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошёл. Было же это в день субботний. Посему Иудеи говорили исцелённому: сегодня суббота; не должно тебе брать постели. Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: «возьми постель твою и ходи». Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: «возьми постель твою и ходи»? Исцелённый же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте. Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже. Человек сей пошёл и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус” (Ин. 5:9-15).

Можете ли вы себе представить, что вы не ходите тридцать восемь лет, и в день вашего исцеления люди начинают критиковать вас за то, что вы несете в руках свою постель? Именно это и произошло с человеком у купальни. Иудейские руководители начали упрекать его за это, потому что, по их мнению, тем он нарушил субботу (5:10). Человек, который некогда был калекой, замечательно сказал в ответ: тот, кто исцелил его, велел ему взять свою постель, а кто мог бы отказать человеку, который только что вас исцелил?

Иудейские правители были глубоко оскорблены, потому что считали, что суббота была нарушена по двум пунктам. Во-первых, они были оскорблены, увидев человека, несущего свой матрас в субботу, а еще их оскорбило то, что Иисус исцелил этого человека в субботу. Казалось, они должны были радоваться, что человек исцелился после тридцати восьми лет страданий! Однако они настолько погрязли в предании, что могли думать только о возможных нарушениях субботы, совершенных этим человеком и тем, кто исцелил его.

Иисус любил подвергать испытанию предания раввинов в отношении субботы. В Ветхом Завете закон о субботе был бесхитростен и прост: на седьмой день нельзя выполнять никакой работы. Ко времени прихода Иисуса раввины изобрели огромное количество всяких домыслов относительно того, что разрешалось и что запрещалось делать в субботу. В Мишне, где записано много учений, существовавших в первом веке, субботе посвящается целый раздел. Всего в субботу было запрещено делать тридцать девять видов работы: нельзя было шить, молоть, просеивать, печь, прясть, охотиться, писать больше одного письма, разжигать огонь и работать с молотом (Мишна 7:2).

Очевидно, законы о субботе совершенно вышли из-под контроля и превратились в нечто такое, чем они быть не предназначались. По другому поводу Иисус напомнил своим оппонентам: “Суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть господин и субботы” (Мк. 2:27, 28). Как видно из этого отрывка, споры между Иисусом и иудейскими начальниками по поводу субботы меньше всего касались нарушения закона о субботе; дело в том, что исцеление в субботу раскрывало истину о личности Иисуса.

РЕЗУЛЬТАТ

“И стали Иудеи гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела в субботу. Иисус же говорил им: Отец Мой доныне делает, и Я делаю. И ещё более искали убить Его Иудеи за то, что Он не только нарушал субботу, но и Отцом Своим называл Бога, делая Себя равным Богу” (Ин. 5:16-18).

В момент своего исцеления человек у купальни не имел представления о том, кто ему говорил: “Встань, возьми постель твою и ходи”. Тогда Иисус быстро и незаметно слился с праздничной толпой и исчез. Однако после спора Иисус нашел этого человека в храме и просил его не грешить больше и не делать ничего дурного, чтобы не случилось с ним чего похуже паралича (5:14). После этой второй встречи с Иисусом человек отправился к иудейским руководителям и рассказал им, что человеком, который исцелил его, был Иисус.

Ответ иудейских начальников отнюдь не был спокойным и разумным; они не приняли новую информацию к размышлению и не отложили своего решения, дав себе время на дальнейшее изучение. Вместо этого “стали иудеи гнать Иисуса” за предполагаемые нарушения субботы (5:16). И тогда Иисус прямо выразил их тайные мысли. Он сказал: “Отец Мой доныне делает, и Я делаю” (5:17). Это подтверждало их самые худшие подозрения. На самом деле они возражали не против работы в субботу; вопрос состоял в том, кем был Иисус и откуда Его власть. Исцеление в субботу, похоже, говорило о том, что Иисус был выше субботы. Вместо того, чтобы поразмышлять над таким предположением, иудейские начальники слепо замыслили убить Иисуса (5:18). Они признали, что, назвав Бога Своим Отцом, Иисус “делал Себя равным Богу” (5:18). Как заметил Бл. Августин, “Они больше стремились к тьме от субботы, чем к свету от чуда”.

Во всем отрывке не найдешь важного слова “знамение”. В этом Евангелии “знамениями” являются чудеса, совершенные Иисусом не ради самих чудес, а для указания на Источник Его чудесной силы. В этой истории мы встречаемся с несомненным чудом. Однако эти люди настолько очерствели сердцем, что не смогли разглядеть за чудом Источник чуда. Поэтому Иоанн так и не употребил слово “знамение”.

События вокруг исцеления человека у купальни можно было бы назвать случаем необращения. Точно так же, как и в нескольких случаях необращения в Деяниях, эти люди, столкнувшись с истиной, не смогли принять ее. Это тот случай, когда “и свет во тьме светит, и тьма не объяла его” (1:5). Как результат отказа иудейских руководителей поверить в Иисуса, с этого места в Евангелии от Иоанна начинается их яростное сопротивление Иисусу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Неудачное разделение текста на главы 4 и 5 может помешать нам связать историю о царедворце в Ин. 4:46-54 с рассказом об иудейских руководителях в Иерусалиме в 5:1-18. И тот, и другие были свидетелями чуда. И тот, и другие видели, как Божья сила исцелила человека. И тот, и другие были вынуждены решать вопрос о личности Иисуса. Ситуации, в которых они оказались, были во многом поразительно схожи, и все же их выводы были совершенно противоположными. “Знамение” в главе 4 породило в сердце отца больного мальчика веру, в то время как в главе 5 чудо только ожесточило сердца иудейских начальников.

Когда эту историю пересказывают в наши дни, среди тех, кто ее слушает, возникают те же две реакции. Некоторых сказанное в этих стихах ведет к более глубокой вере, а другие, услышав те же самые слова, уходят еще дальше от Бога. И вновь вспоминаются слова Иоанна, в которых он выразил цель написания этого Евангелия: “Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не написано в книге сей; сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его” (Ин. 20:30, 31).

Чудеса | С Богом по жизни | Дзен