«Пришло время странам мира серьезно отнестись к нашему непоколебимому обязательству вернуть всех наших заложников домой и победить врага. Мы не проявим пощады к противнику, пока наши заложники томятся в туннелях террористов ХАМАСа».
(Данни Данон, посол Израиля в ООН)
В ночь на вторник, 18 марта Армия обороны Израиля возобновила войну с террористической группировкой ХАМАС в секторе Газа. Руководство страны решило, что достаточно уговоров, торга и бездействия. Пора начать диалог с убийцами на том языке, который они понимают лучше всего, языке силового давления.
Атака началась внезапно и решительно, практически по всей территории анклава. Премьер-министр Нетаньяху сказал, что отныне переговоры с террористами будут вестись только так - под огнем. И впредь за каждого пострадавшего заложника Израиль будет на законных основаниях аннексировать часть территории сектора Газа. Мы больше не намерены нести потери в одностороннем порядке.
Я знаю, все уже устали от военных сводок. Вообще-то я планировал поговорить об искусстве. Но мне показалось важным начать статью именно с сообщения о возобновлении военных действий, потому что это яркая иллюстрация к тому, о чем пойдет речь. К тому, кем нас видят люди в других странах и кем мы на самом деле являемся - а это часто не одно и то же.
И, что важнее всего, это иллюстрация к тому, как мы, израильтяне (не все, но многие из нас), относимся к репутации своей страны в глазах посторонних.
Жесткая атака на террористов это недвусмысленное заявление: именно Израиль будет решать, как и когда остановится эта война. Все, кто думал, что нами можно бесконечно манипулировать, унижая израильтян перед камерами людоедского канала Аль-Джазира, что можно диктовать нам неприемлемые условия и плевать на наши интересы, теперь об этом пожалеют. Пришло время собирать неосмотрительно разбросанные ими камни.
Все это удивительным образом образом переплелось по смыслу с тем арт-объектом, о котором я собирался вам рассказать. С внушительной художественной композицией, выставленной сегодня в центре Дубая, под названием "От рабства к свободе".
Это десять обелисков разных оттенков, поставленные в два параллельных ряда.
Они выглядят аскетично, минималистично, торжественно и немного тревожно.
Если попытаться понять замысел их создателя, израильского художника и архитектора Авнера Шера, вероятно, поначалу это будет непросто.
Однако все встает на свои места, если вам подскажут оригинальное название композиции - "10 казней египетских".
Конечно, это отсылка к истории Исхода.
И в этом смысле более политкорректная версия, придуманная специально для демонстрации произведения в арабской стране, - "От рабства к свободе" - получает нужный контекст, который до этого ускользал от нашего внимания. Становится понятно, какое именно рабство и чья свобода имеются в виду.
Хотя надо заметить, что обелиски выставлялись в разных странах, и местная публика воспринимала смысл произведения, исходя из собственной истории и культуры. Скажем, в США темнокожие американцы благодарили художника за уважительное отношение к их предкам, и спрашивали, нельзя ли установить обелиски возле их церкви - как символ освобождения от рабства.
Так что в широком смысле слова тема свободы универсальна.
Но Шер, конечно, имел в виду тех самых рабов, что пошли за Моисеем, чтобы после десятилетий скитаний прийти в землю обетованную, став в этом восхождении единым народом.
Поверхность обелисков испещрена символами и стихами на иврите, которые переплетаются в какую-то гипнотическую паутину, создающую уникальный орнамент для каждой отдельной стеллы.
Идея в том, чтобы донести до публики важнейшее историческое и духовное послание. Оно заключается в том, что, во-первых, нас можно загнать в рабство, но мы не перестанем стремиться к свободе; а во-вторых, всякий, кто мечтает, чтобы мы оставались рабами, пусть готовится к казням египетским.
10 обелисков, каждый из которых символизирует очередную казнь, очень внушительное предостережение всем, кто нас ненавидит.
Тот факт, что художник выбрал форму обелиска, глубоко символичен.
Ведь обелиск - это монумент, который в древнем Египте создавали во славу фараона. Иероглифические символы, выгравированные на его поверхности хвастливо сообщали о великих победах богоподобного правителя, восславляли доблесть и силу царя, унижали его врагов (в том числе плененных и убитых хананеев) и утверждали, что лишь фараон пользуется покровительством высших сил, а значит он в принципе непобедим.
Со временем правители других стран заимствовали идею ставить обелиски в честь собственного величия и героизма.
К 18 веку смысл этого сооружения изрядно трансформировался. Теперь это были исключительно архитектурные доминанты, воплощающие, подобно триумфальным аркам, раздутое эго разнообразных властителей и самодовольство империй.
Осознание собственной непобедимости обычно очень мешают человеку адекватно воспринимать реальность. И чтобы вернуть его в разум, временами требуются весьма трагические аргументы.
Разумеется, если имеешь дело с человеком относительно вменяемым, то можно обойтись разумными доводами, но временами встречаются всевозможные фараоны, диктаторы, аятоллы и генсеки, для которых понятны лишь катастрофы библейского масштаба.
Но интересно и другое. Вспомните, кто создавал те самые первые обелиски в древнем Египте. Ведь не фараон же, правда?
Это делалось руками рабов, которые добывали камень, перевозили его на нужное место, придавали ему форму, покрывали надписями, прославляющими царя, и устанавливали вертикально, чтобы всякий издалека мог увидеть могучий каменный клинок, пронзающий небо, и подумать, что это нечто поистине божественное.
Так что обелиск рассказывает о рабах и их тяжелейшем труде не менее красноречиво, чем о победах фараона. Вполне логично, что именно обелиски призваны символизировать путь раба к свободе. Путь непростой, ибо свободу всегда приходится завоевывать в жестокой борьбе.
Художественная композиция Авнера Шера не кричит о величии, не хвастается победами, она мрачна и сурова. Это молчаливое утверждение: да, мы здесь, мы свободны и готовы эту свободу отстаивать столько, сколько потребуется.
Десять обелисков, как десять обнаженных мечей, каждый из которых символизирует новую страшную атаку на врага, который не понимает по-хорошему.
Эта идея рифмуется с нынешним наступлением Израиля в секторе Газа, названным операцией "Сила и меч" (или “Отвага и меч” в других вариантах перевода). Оно не выглядит попыткой окончательно разгромить ХАМАС одним решительным ударом. Это пока лишь очередной суровый аргумент, очередная казнь, если хотите. Понадобится ли все десять, чтобы до террористов дошло?
Время покажет.
Однако взгляните, как отреагировало "мировое сообщество" (я уже не могу писать это словосочетание без кавычек) на возобновление нашей войны с террором. Великобритания, Франция, Нидерланды, Ирландия, Россия призвали Израиль немедленно остановиться и вернуться к режиму прекращения огня. Они не призывают ХАМАС немедленно отпустить заложников без всяких условий, не требуют от него разоружиться и покинуть сектор Газа. Им нужно, чтобы мы перестали убивать террористов.
МИД Франции заявил, что удары ЦАХАЛа «ставят под угрозу освобождение заложников» (как будто бы Франции не наплевать на них). Великобритания выразила обеспокоенность «ужасающим количеством жертв» (но не ужасающим состоянием узников). Москва также осудила удары, подчеркнув, что силовое решение «не приведёт к освобождению заложников» (на самом деле только оно и приводит).
Турция обвинила Израиль в «геноциде» (это уже просто по традиции), а Саудовская Аравия «самым решительным образом» осудила атаки. В ООН заявили, что происходящее – «чудовищная трагедия» и призвали немедленно восстановить перемирие.
Что тут скажешь? Нынешняя ООН - вот что является чудовищной трагедией.
И что же Израиль?
А ничего, Израиль попросту игнорирует все эти стенания. Он, как мраморный обелиск, молчаливо утверждает свое право на жизнь, на защиту и на уничтожение убийц.
Министр обороны Исраэль Кац в среду обратился к жителям сектора Газа:
"Если заложники не будут освобождены, а ХАМАС не уйдёт из Газы, Израиль будет действовать с невиданной ранее силой. Верните заложников и изгоните ХАМАС, и перед вами откроются новые возможности, включая отъезд в другие места.
Альтернатива — полное уничтожение."
Это совсем другой, ближневосточный язык. Израиль не подстраивается под чужое мнение, не просит нас понять, не ждет сочувствия. Он просто делает то, что действительно необходимо, и диктует свои условия с позиции силы.
В истории вообще (а уж еврейской и подавно) сколько угодно примеров, когда людям говорят, приходите в гости, разделите с нами хлеб, мы можем разрешить все разногласия, научимся жить бок о бок, как добрые соседи,.. но нет, кто-то всегда считает, что война и насилие - лучшее решение любых проблем.
Что ж, нам можно нанести ущерб, причинить боль, заставить страдать. Но это палка о двух концах, поскольку из подобного состояния мы выйдем такими, что врагам не понравится.
Авнер Шер обращает наше внимание на обновление через хаос. Он показывает, что свобода, будто Феникс из пепла, восстает из руин рабства. Если торжество жизни невозможно без назидательных казней - что ж, да будет так.
Композиция «От рабства к свободе» это безмолвное, но мощное заявление о том, что народ Израиля жив, что он будет жить на своей земле, не спрашивая на это разрешения у кого бы то ни было. С этим придется смириться. Или попробовать повторить опыт Рамзеса и Амана, Гитлера и Синвара - с неизбежным ужасным финалом для всякого, кто не учится на чужих ошибках.
Перемены к лучшему произойдут - так или иначе. А будут ли они результатом договоренностей или вырастут из хаоса войны, это вечный выбор, который делают люди.
Арабские Эмираты, где сейчас находятся десять обелисков Авнера Шера, яркое тому доказательство.
«Этот регион страдал от внутренних войн, оккупации иностранными державами и больших страданий в результате краха торговли жемчугом. В конце концов была создана федерация из семи эмиратов, превратившая регион в крупный финансовый центр и мировую туристическую достопримечательность».
(Авнер Шер, художник, архитектор)
Значит так можно. Значит реально быть арабским государством, где население исповедует ислам, но не стать ни террористическим логовом, ни спонсором экстремистских группировок.
Эмираты сделали разумный выбор.
Но ХАМАС никогда не отличался здравым смыслом. А потому все, что происходит в секторе Газа, на его совести (если таковая вообще отыщется у террористов). Моральное оправдание казней египетских в Танахе и Библии заключается в том, что фараон не внял просьбам Моисея и "ожесточился сердцем". Следовательно сам сделал свой выбор, обрекая Египет на страшные божественные казни.
ХАМАС долго уговаривали, давая ему гораздо больше допустимого, терпеливо снося его мерзкие пропагандистские выходки. Но он выбрал для себя ужасную участь.
Важно ли, что об этом думают прекраснодушные идеалисты других стран?
Молчаливый, но красноречивый ответ на этот вопрос хранят десять каменных обелисков Авнера Шера.
*Комментарии приветствуются, но если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите. Удалю и заблокирую.
**Если эта статья показалась вам важной и интересной, публикуйте ссылку на нее в соцсетях, советуйте знакомым, правда нуждается в распространении.