Найти в Дзене
Инженерный подкаст

CRAFTовое образование: от идеи к результату через креативные алгоритмы

По мотивам Инженерного подкаста с Елизаветой Кузьминой, куратором и амбассадором CRAFT/ED подхода в образовании в школе инноваций ИКРА и заместителем директора института ЛаПлаз, кандидатом физ-мат. наук Павлом Рябовым разобрали, как методология CRAFT помогает структурировать творческий процесс, от постановки задачи до реализации идей. Публикуем самое интересное! Методология, или креативная методология, — это последовательность действий, которые нужно выполнить, чтобы что-то придумать. Процесс придумывания любого изобретения можно разложить на конкретные шаги, и в каждом шаге можно использовать какой-то инструмент, чтобы это было более эффективно. Методология — это набор шагов, набор инструментов, которые помогают придумать что-то быстрее, новее, интереснее. Крафт — это одна из креативных методологий, у которой есть свой уникальный процесс и алгоритмы. Пример: С чего нужно начать, чтобы придумать новый подкаст? Надо придумать, что мы хотим донести до людей. Это будет первый шаг: сфокуси
Оглавление

По мотивам Инженерного подкаста с Елизаветой Кузьминой, куратором и амбассадором CRAFT/ED подхода в образовании в школе инноваций ИКРА и заместителем директора института ЛаПлаз, кандидатом физ-мат. наук Павлом Рябовым разобрали, как методология CRAFT помогает структурировать творческий процесс, от постановки задачи до реализации идей. Публикуем самое интересное!

Что такое методология?

Методология, или креативная методология, — это последовательность действий, которые нужно выполнить, чтобы что-то придумать. Процесс придумывания любого изобретения можно разложить на конкретные шаги, и в каждом шаге можно использовать какой-то инструмент, чтобы это было более эффективно. Методология — это набор шагов, набор инструментов, которые помогают придумать что-то быстрее, новее, интереснее. Крафт — это одна из креативных методологий, у которой есть свой уникальный процесс и алгоритмы.

Пример:
С чего нужно начать, чтобы придумать новый подкаст? Надо придумать, что мы хотим донести до людей. Это будет первый шаг: сфокусироваться на задаче. В любой креативной методологии первый шаг — это понять, а что мы придумываем.

Допустим, мы решили, что подкаст будет предназначен для инженеров, которые только что окончили университет и не знают, куда им двигаться дальше: в науку или в коммерческие компании. Дальше надо придумать наполнение этого подкаста. Например, через какую форму можно доносить информацию. Пусть это будет аудиоподкаст. Дальше нужно определиться, по каким направлениям будет вестись диалог с коллегами. Необходимо задуматься, с кем будет проходить общение в выпусках, и что дополнительно мы будем через этот подкаст доносить до слушателей.

Описанный этап генерации и есть второй шаг. И следующий, последний шаг, будет состоять из фильтрации идей. Вот такой креативный алгоритм: фокусировка, генерация и фильтрация. Мы сфокусировались на задаче, придумали множество идей и выбрали лучшие, которые решают нашу задачу. По такому алгоритму можно придумать что угодно: ядерную установку, образовательный курс или материалы к нему.

А какие методологические или социальные школы лежат в основе крафта?

Крафт — это методология, разработанная Василием Лебедевым, генеральным директором школы ИКРА. Набор социологов: Ирвинг Гоффман, Бруно Латур и Джордж Шмидт – они все говорили про разное, но сходились на том, что мир – это череда каких-то ситуаций, в которые мы постоянно попадаем. Именно эти ситуации формируют и нас, и мир. Люди перемещаются между разными ситуациями, меняя свои роли и подстраиваясь под обстоятельства.

Главный инструмент Крафта — это синтез различных ситуаций. Если провести аудиоподкаст не в формате экспертного интервью, а в формате барного разговора, как изменится коммуникация? Изменится многое. В частности, то, как мы строим фразы, как мы обращаемся друг к другу, как мы ведём себя в этой обстановке.

Крафт — это в том числе работа с ролями. Если брать студентов и преподавателей, то мы в последнее время задумываемся о том, как поменять вот эту классическую модель: слушатель-эксперт. Крафт помогает изменить роли и формы взаимодействия между участниками образовательного процесса.

-2

В традиционной школьной системе отношения между учеником и учителем часто носят конфронтационный характер. Ученик сражается за то, чтобы не выйти к доске, списать и меньше всего сделать. Учитель старается заметить списывающих, вызвать в доске и так далее.

Мы можем трансформировать эти роли, сделав их более дружественными и вовлечёнными. Например, заменив классическое школьное образование на более научно-исследовательское, которое характерно университетам.

В таких условиях студенты реже пытаются списать, а, наоборот, стремятся узнать что-то новое и экспериментировать. Почему это происходит? Отчасти потому, что роли и формы отношений между людьми позволяют это сделать.

Как создать курс по такому принципу?

Яркий пример – Zombie-based learning, это разработка Дэвида Хантера, учителя географии. Что он сделал? Представим с вами классический урок географии: часть урока слушают что-то про географию, никак не относившуюся к учебнику, а потом перерисовывание контурных карт. География часто остаётся незамеченной учениками, так как на неё выделяется мало учебных часов, а масштабы страны и мира огромны. И у Дэвида Хантера тоже была такая же проблема, поэтому он задался вопросом: как сделать так, чтобы детям было необходимо выучить конкретные географические данные.

В какой ситуации людям критически необходимо знать, где низменность, а где горы, и где зарыта руда? Ответ: апокалипсис. И Дэвид Хантер придумал построил весь курс на истории зомби-апокалипсиса, выжить в котором поможет информация о местности. Он задался вопросом, где людям нужно понимать, как выглядит география. Далее нашёл подходящую ситуацию и произвёл синтез: перенёс одно (знания) в другое (формат).

А что, если учитель будет не учителем, а дети не просто учениками? Например, учитель будет в роли предводителя борьбы с зомби, обладающим знаниями о местности. Дети потеряют желание списать, у будет уже потребность выжить, она гораздо более важнее. Поэтому дети будут находиться в роли активных исследователей. Вместе они будут строить более доверительные и близкие отношения, в которых нужно вместе сражаться, узнавать новое.

Это очень гиперболизированный пример. Можно привести другой, гораздо проще: Яндекс Практикум. Стояла задача: повысить инициативность и самостоятельность участников внутри курса. Её решали по описанному ранее принципу. Сначала сфокусировались на том, зачем инициативность нужна, какие есть ресурсы, чтобы сделать инициативность больше.

Следующий шаг — это генерация, в данном случае это поиск фрейма, в котором эта ситуация решена. Например, в каком фрейме, ситуации люди проявляют инициативу и самостоятельность, вне зависимости от чего. То есть в университете иногда можно и на задней парте отсидеться. А вот в ситуации, когда мы спасаем утопающего, или когда мы бежим за девушкой после нашей лекции, нам самостоятельность крайне необходима. Например, при спасении кого-то инициатива проявляется из-за важности человеческой жизни, а также на нас давят сжатые сроки: нет времени кому-то делегировать это спасение.

А можем ли мы эти сжатые сроки перенести в наш курс и тем самым поставить ученика в такую ситуацию, в которой он проявит инициативу? Да! Если в курсе придумать историю, в которой будет сжатое время, например, на решение задачи, то ученику не останется возможности не решить ее. Чем это отличается от классического образования? Пока ничем, так как в обоих случаях используется ограничение по времени.

Наша задача при использовании методологии — не столько изменить, сколько углубить иммерсию.

Ещё одна причина проявления инициативы — это упущенная возможность. Как ее преподнести ученику в курсе? «Ты сейчас напишешь тест или ты не сдашь диплом?» – это слишком банально. Можно предложить доступ к какой-то другой информации, который выдается при выполнении задания в срок. Человек без этого проживёт, но, может быть, какие-то дополнительные знания сверх того, что предлагается, он не получит.

Читайте другие статьи, по этой теме. Подписывайтесь, чтобы не пропустить продолжение! Следите за нами в Телеграмме, ВКонтакте, на официальном сайте.

#инженерный_подкаст #все_ответы_в_науке_МИФИ #десятилетиенауки #МинобрнаукиРоссии #популяризациянауки