«Неприлично! Грустно и стыдно!» - прокомментировала мою статью залетная моралистка и побежала дальше учить неразумных людишек нравственности.
Помашем ей белым платочком вслед, а интересующимся бытом и традициями XIX века я расскажу, каким неприличным делом занимались дворяне Российской империи в позапрошлом веке. Практически все.
Почему XIX? К эпохе Александра I редко кто из дворян не умел читать и марать бумагу гусиными перьями. Умели и писали друг другу.
А письма читались вслух, порой при незнакомых и посторонних людях. Незазорным считалось и переписать письмо чужого человека, чтобы дальше читать его вслух, в каком-нибудь светском салоне или в гостях.
Чтение писем в те времена можно сравнить с просмотром аккаунтов в соцсетях. Редко кто не умеет хотя бы элементарно пользоваться Интернетом. Можно заглянуть в профили своих родных, знакомых, коллег, соседей, найти одноклассников и однокурсников, можно посмотреть личные и порой неприличные снимки совершенно посторонних людей.
И почему не стыдно?
Ах, они сами всё выкладывают на всеобщее обозрение…👇👇👇
А вот если профиль в ОК, ВК, Нельзяграме закрыт, а вы его «вскрыли» и еще денег хотите за что-нибудь… То это до такой степени нехороший поступок, что впереди маячит небо в клеточку и друзья в полосочку.
Надеюсь, так понятнее, что личная переписка в XIX веке не была собственно личной?
Как закрытые/открытые аккаунты в наши дни, письма в позапрошлом веке условно можно разделить на личные и общедоступные.
В письмах к жене Александр Сергеевич шутил, ругался, сердился и бранил всё и всех. Наталья Николаевна эпистолярное наследие мужа берегла. Письма Пушкина к жене издают уже более 150 лет с разного рода "правками":
Из написанного рукой Натали за годы брака с поэтом сохранилась лишь небольшая приписка к письму матери. Теща, Наталья Ивановна Гончарова, написала зятю-поэту, а дочь Наталья черканула несколько строк мужу. Этой припиской в бедную красавицу тычут уже не один десяток лет.
Мол, нет в письме к мужу страсти-любви-мордасти…
И не будет. Потому что мать перед запечатыванием послания ознакомилась бы с концовкой.
И фукать на тещу поэта не надо: чтение писем в слух в семье и даже совершенно посторонним людям – норма для дворян того времени.
Я вам больше скажу: родители читали личные дневники детей, что являлось частью воспитания. Поэтому искреннность таких записей под большим вопросом.
Это как шапка зимой: вышли из дома в ней, раз мама велела надеть, отошли за угол и...
Насчет неприличного развлечения дворян, с современной точки зрения.
Все прекрасно знали, что если отправить письмо по почте, то с его содержанием ознакомятся два брата. Один занимал должность главного почтмейстера в Москве, другой – в Санкт-Петербурге. И в их должностные обязанности входило просматривать чужие послания для выявления крамолы, т.е. перлюстрировать.
Братья оказались на своем месте: это прекрасно, когда хобби становится работой, за которую хорошо платят!
Братья Булгаковы друг другу строчили "новости", пересказывали добытую информацию. Очень, говорят, увлекательные три тома: 👇👇👇
Цена на них только не просто «кусается», а прямо грызет одновременно с зеленой и склизкой жабой, которая… дуууушит.
Не люблю с экрана читать... Мне карандашиком на полях надо чертыхаться...
Итак, в XIX веке частной переписки в современном понимании практически не существовало.
Пушкин в одном из писем напомнил жене, чтобы она не давала читать никому и ПЕРЕПИСЫВАТЬ ТОЖЕ. Они ТАК договорились.
А если «договора» не было, значит, письма можно читать вслух, сделать репост дать переписать…
Широта круга читателей и слушателей учитывалась при написании. Зато и послания были интересные.
Еще пример. У братьев и сестер Гончаровых имелся неофициальный дядюшка. Дедушка их, Афанасий Николаевич Гончаров, сделал гувернантку своих внуков счастливой матерью мальчика по имени Август. Росли дядя и племянники вместе. И законные внуки А.Н. Гончарова подшучивали над бастардом все детство и уже взрослыми людьми.
Их письма друг к другу по интонации отличаются. Если дядюшка Август со своей матерью находился в московском доме Гончаровых или в Полотняном Заводе, то ему кланялись и передавали приветы. Если уезжал с матерью в имение Ильицыно, то Гончаровы высмеивали бастарда своего деда, зная, что письмо дядя Август не прочтет.
И обратите внимание: ехидные письма никто из Гончаровых не уничтожал, они остались лежать в архиве.
Ну, вы поняли, да? Если адресант и адресат (как Пушкин с женой) не договорились о приватности переписки, то послания
А) читались вслух в семье
Б) читались вслух всем интересующимся. Помните персонажей книги «Эмма»?
У старой девы и ее матушки весь смысл жизни был в письмах Джейн.
В) давались переписываться для чтения вслух в других семьях и для отправки в другие города.
Дочь Федора Тютчева от первого брака благодаря умным, содержательным письмам, отправляемым в столицу из глухой деревни, где она жила из-за отсутствия денег в семье, получила должность-мечту.
Десятки тысяч дворянок Российской империи хотели бы стать фрейлиной, а Цесаревна Мария Александровна выбрала некрасивую Анну Федоровну, потому что заочно познакомилась с умной и начитанной, здраво рассуждающей девушкой, чьи письма приносили во дворец читать вслух Цесаревне.👇👇👇
В 2025 году Цесаревна бы подписалась на аккаунт а-ля Аня Тютчеff и стала бы фоловером провинциальной блогерши.
***
Я предлагаю Наташе, которая заглянула на мой канал поморализаторствовать, пойти в любой музей, стать возле кассы и стыдить всех, кто платит деньги. Внутри здания музея такая срамотаааа…🙈🙈🙈
А это статья, под которой Наташа проявила чудеса лицемерия и глубину незнания:⬇️⬇️⬇️