«Аргоша» качнулась на рессорах тележки, и мне показалось, что она даже крякнула в предвкушении нового путешествия. Нет, «Аргоша» совсем не утка, а небольшая деревянная парусная яхточка, построенная моими собственными руками в моем же гараже. И хотя на самом деле крякать она, конечно же, не умеет, но менее живой от этого не становится. Мне всегда кажется, что перед дорогой она как бы просыпается и, весело поскрипывая, устраивается поудобней на своем трейлере.
Мы уже шестой сезон путешествуем с «Аргошей по водоемам нашей страны. За это время успели пройти по реке Дон маршрутом первых Петровских кораблей, сделать «петлю» по Волге вокруг Жигулевских гор, побывать за Полярным кругом, исследуя острова Белого моря, углубиться в «Черные воды» так называемой «саратовской Амазонки», и конечно же, исходить вдоль и поперек родное Воронежское водохранилище.
Теперь мне вновь захотелось на Волгу. Признаюсь, у меня давно уже зрела мысль о походе по Волгоградскому водохранилищу. Хотелось выйти на простор. И если открытые морские пространства все же не очень подходят для моей небольшой яхточки, то пройти по широкой реке мне представлялось вполне возможным. Изучая карту, я видел, что почти на всем протяжении планируемого мной пути от Саратова до Камышина можно найти укрытие от непогоды. Вблизи Саратова много островов, а дальше вниз по течению по правому берегу есть достаточное количество закрытых бухт и заливов. Еще одним плюсом послужила относительная легкодоступность начальной и конечной точки маршрута – всего лишь 600 км. по трассе от моего дома в г. Воронеже.
Это путешествие я планировал совершить в одиночку, так как у моего надежного друга и постоянного компаньона по путешествиям Олега в этом сезоне не было подходящего «окна» в работе. Но, как это часто бывает, абсолютно незапланированно, у меня внезапно нашелся компаньон. По электронной почте я получил письмо от незнакомого мне человека, который представился Евгением и который, как выяснилось, давно следил в интернете за всеми моими путешествиями, причем со времен совсем уж давних. С тех самых пор, когда «Аргоши» не было и в мыслях, а был парусный катамаран и походы по Онеге, Ладоге, Азовскому морю, рекам и озерам России. Евгений так же сообщил, что у него есть своя яхта микро-класса – швертбот «Рикошет» с приятным именем «Сиеста». Но, что самое удивительное, Женя горел идеей в несколько этапов пройти всю Волгу под парусом, и предлагал мне совместный поход двумя яхтами по Волгоградскому водохранилищу. После того, как выяснилось, что сроки отпусков у нас тоже совпадают, решение было принято – идем вместе.
Забегая немного вперед скажу, что мое путешествие отчасти все же получилось одиночным. «Сиеста» - лодка гоночная, в прошлой своей жизни она даже занимала призовые места в международных соревнованиях и только потом, попав в руки к Евгению была переоборудована под круизинг. Так что с самого утра «Сиеста» вырывалась далеко вперед, и встречались мы с Женей уже только вечером на очередной стоянке.
Спустили лодки мы выше Саратова, воспользовавшись услугами одной из лодочных баз, расположенных среди многочисленных волжских проток. Вышли с утра пораньше и двинулись вниз по протоке. Ветер с порывами до 20 узлов быстро понес «Аргошу» с глухо зарифленным гротом по гладкой воде. В узком проливе между островами волне разогнаться негде, а что будет, когда мы выйдем на просторы Волгоградского водохранилища, ширина которого в некоторых местах более 10 км, я мог только гадать. Читал, что ближе к Волгограду, в шторм, волны могут там достигать трехметровой высоты. Но даже сейчас, несмотря на отсутствие волнения, сказать, что я чувствовал себя расслабленно, тоже было нельзя. Мы шли курсом фордевинд, а этот курс в свежий ветер не из самых приятных, тем более, что здесь в протоках, среди островов его направление на порывах предугадать было очень сложно. Я попробовал идти галсами в бакштаг, но делать поворот фордевинд на таком ветру тоже оказалось, мягко говоря, некомфортно. Поэтому я лег в дрейф и полностью убрал грот, заменив его стакселем на гике. И, наверное, впервые за все время наших с «Аргошей» путешествий я почувствовал выгоду от этого автоматического стакселя, ведь теперь при непроизвольном перекидывании паруса на другой галс мне ровным счетом ничего не надо было делать.
По мере того, как мы проходили один за другим Саратовские мосты, Волга все более расширялась. Пройдя под последним железнодорожным мостом мимо стоящих на рейде сухогрузов, «Аргоша» вышла на просторы Волгоградского водохранилища. Меня очень вдохновила ширина водоема, свежий ветер и растущие волны. Я старался держаться середины реки и, хотя я только читал об океанских плаваниях, мне начало грезиться, что я в море, вдали от берегов, а лодка моя бежит, подгоняемая вечными пассатами.
Пока я предавался фантазиям, Женя на «Сиесте» отошел под левый берег, к островам, находящимся на траверзе села Квасниковка в поисках места для ночевки. Светлого времени оставалось еще точно больше двух часов, но, помня о том, что найти хорошую стоянку на Волге не всегда просто, мой компаньон решил позаботится об этом заранее. Я же так проникся самим процессом движения, что о месте ночевки даже не думал. Так бы шел и шел, не останавливаясь.
Бросив очередной рассеянный взгляд в сторону «Сиесты», я с удивлением заметил, что она медленно, но верно превращается в маленькую точку за кормой «Аргоши». Странно. Ведь если бы Женя нашел подходящее место, он бы мне позвонил и сообщил об этом. Кроме того, паруса на «Сиесте» не были опущены, но создавалось впечатление, что лодка стоит на одном месте.
Полностью очнувшись от своих океанских наваждений, я лег в дрейф и только протянул руку за телефоном, чтобы набрать номер Жени, как от него раздался встречный звонок.
- Рома, не ходи сюда, здесь суп, я застрял.
- Какой еще суп?
- Трава… сплошная трава.
Только теперь до меня дошла вся серьезность сложившейся ситуации. На «Сиесте» стоит четрырёхсильный подвесной китайский моторчик, который в условиях буйной водной растительности почти бесполезен. Навальный ветер с каждой минутой загоняет «Сиесту» все глубже в травяные заросли, за которыми начинаются камышовые дебри. Выйти под парусом навстречу ветру тоже не представлялось возможным, так как опущенный шверт моментально застревал в подводных зарослях. И кроме всего прочего, на «Сиесте» отсутствовали весла, хотя, против такого ветра, даже если бы они и были, то вряд ли бы помогли. «Аргоше» в такой ситуации, думаю, было бы попроще из-за отсутствия шверта, наличия распашных весел и меньшего веса.
Пока я раздумывал над тем, не придется ли нам пару дней просидеть в камышах в ожидании благоприятной погоды, яхта Жени вдруг немного сдвинулась в сторону основного русла. Я стал наблюдать – и, да, действительно, медленно, неуверенно, с остановками, но «Сиеста» выбиралась на чистую воду.
Примерно через полчаса Женя с воодушевлением рассказывал, как ему помог китайский моторчик. Без особой надежды он завел «китайца» и дал полный газ. И с удивлением отметил, что мотор, с трудом перемалывая траву, постепенно продвигает «Сиесту» против ветра. Пару раз ему пришлось поднимать «ногу» и очищать винт от водорослей, но в результате яхта все же вырвалась из травяного плена.
После этого происшествия мы решили, что теперь в подобных местах будем посылать на разведку «Аргошу», как более приспособленную под такие условия.
Солнце все ближе подбиралось к горизонту, а мы все никак не могли найти подходящее местечко для ночевки. Дуло с северо-востока, так что наветренный правый берег нас по понятным причинам не устраивал, а все пространство ближе к левому представляло собой по выражению Жени «густой суповой набор». Оставалась надежда найти укрытие за островами, которых в районе ниже Саратова, где мы находились, достаточно много. Однако один за другим эти клочки суши оставались за кормой, окруженные все тем же травяным барьером.
Но вот из зарослей камыша одного из островов вышла моторка. Я помахал рукой, жестом показывая, что хочу что-то спросить.
- Добрый вечер, не подскажите, на этом острове есть местечко, чтобы от волны укрыться?
- Здравствуйте. За остров зайдете, там два залива, идите во второй.
- А мы через траву пройдем?
- Круг побольше сделайте вокруг острова, а в заливе травы нет.
- Спасибо!
Моторка взревела 30-сильным движком и на полном газу стала удаляться в сторону правого берега.
Следуя указаниям местных рыбаков, мы без приключений зашли в уютный заливчик островка Несветаевский, что расположен на траверзе с. Крутец. Здесь не было не только волн, но и никакого ветра. Правда, и мест для стоянки у берега не наблюдалось. Женя готов был ночевать на якоре, но я заглушил свой 2,6-сильный мотор и на веслах принялся обследовать самый дальний уголок залива. Как ни странно, вскоре я обнаружил проем в камышах с хорошим выходом на берег.
- 51°17'57.8"N 45°48'58.5"E
За первый день мы прошли 53 км.
В наступивших сумерках мы накрыли стол и под стрекотание цикад, развалившись на удобных раскладных креслах, наслаждались тишиной, приятной, идущей от реки свежестью и падающими звездами.
Одновременно с первыми лучами солнца, проникшими в каюту сквозь мутноватые плексигласовые иллюминаторы «Аргоши», запиликал телефон. Пришло сообщение от МЧС о «возможных сильных порывах ветра скоростью до 17 м/сек». Утешало, что направление ветра не изменилось, и он по-прежнему обещал быть попутным. Здесь же, в заливе, да и на берегу самого островка только качающиеся верхушки деревьев и шумящая листва отчасти подтверждали ветровой прогноз.
Немного настороже, я вывел «Аргошу» из-под прикрытия острова. Первый же порыв заставил лодку немного «взбрыкнуть», и она с туго набитым парусом шустро побежала по водной глади. Пока еще глади. Остров уже не защищал от стихии воздушной, но все еще прикрывал от водной. Но чем дальше мы отходили, тем выше становились волны. Когда же «Аргоша» с одним стакселем побежала со скоростью 4 узла, я начал верить пришедшему на смартфон сообщению.
Весь день ничего не менялось. Сильный попутный ветер разогнал волны, отдельные представительницы которых достигали в высоту 1,3 метра. Как я это определил? Да очень просто. Когда «Сиеста» находилась невдалеке, я замерил ее амплитуду погружений и взлетов на гребни по кормовому флагштоку, а потом уже на стоянке с помощью рулетки получил эти самые 1,3 метра. Безусловно, эти замеры весьма приблизительны, но все же дают общее представление о высоте волн.
Парус «Сиесты», между тем, еле угадывался на горизонте. «Аргоша» осталась одна. Я вывел ее на середину акватории, чтобы быть подальше от берегов, настроил парус, закрепил румпель резинкой, растянутой между двумя кормовыми утками, а сам удобно уселся в кокпите, вытянув ноги и облокотившись на наклонную стенку каюты.
«Аргоша» шла сама, выдерживая нужное направление. Резинка, вырезанная мной из старой автомобильной камеры, отлично «отыгрывала» движения волн, мягко возвращая лодку на курс. Если честно, то перед этим путешествием, я все-таки опасался и немного нервничал по поводу того, как поведет себя «Аргоша», если волна будет более метра. Оказалось, переживал я напрасно. Мало того, что не один гребешок даже не брызнул в кокпит, так еще и на полном курсе с одним стакселем и просто закрепленным румпелем яхточка сама здорово справлялась с управлением. Без всякого автопилота. Изредка, на особо большой волне я, не вставая, ногой поправлял румпель, но, в общем-то, ничего не делал. Просто сидел и смотрел, хотя смотреть, кроме как на воду и небо, особо было не на что. И слушал, хотя кроме журчания воды вдоль бортов, завывания ветра в снастях и плеска волновых «барашков», слушать было тоже нечего. Да и с ощущениями дело обстояло более, чем скромно: лишь ветер на лице и движение вверх-вниз с разной амплитудой. А вскоре исчезли и мысли. Осталось лишь одно – понимание, что в данный момент мне не нужны никакие берега, чтобы ими любоваться, не нужны музыка, разговоры, вообще никакие развлечения. (Вот, я написал, что мысли исчезли, но я слукавил, потому что одна короткая мысль не покидала меня на протяжении всего этого дневного перехода: «Как же мне хорошо!»)
И снова мы долго искали место для швартовки. По карте было видно, что река, делая поворот, дает нам шанс укрыться за подветренным берегом. По крайней мере я был уверен, что, завернув за ближайший мыс в районе с. Дубовка, мы уйдем от волны, а возможно, и от северного ветра, поэтому без труда найдем приемлемое местечко для ночевки. Но я ошибался.
Да, за поворотом волна исчезла, а вот ветер дул почти с прежней силой, так как вместе с изгибом реки изменился и береговой рельеф. Он стал более пологим, в связи с чем плохо защищал от ветровых порывов. Но главное было не в этом. К самому берегу практически невозможно было причалить. Перед ним широкой полосой простирались густые заросли подводной, а местами и надводной растительности. И если я на «Аргоше» с помощью весел смог бы преодолеть травяные поля, то для «Сиесты» эта заградительная полоса была почти непреодолима.
Пока я рассматривал линию берега в бинокль, надеясь найти хоть какой-нибудь просвет с чистой водой, откуда не возьмись пришла тучка, а с ней и сильный порыв ветра. Хорошо, что «Аргоша» несла лишь стаксель. Порыв был такой силы и настолько внезапным, что, если бы был поднят грот, пусть даже зарифленный, думаю, лодка запросто могла лечь парусами на воду.
Помимо ветра, туча принесла с собой сильный, но кратковременный ливень. А потом дождь, а с ним и ветер резко прекратились, туча пошла дальше, а мы остались без ветра и без каких-либо намеков на наличие хорошей стоянки в видимом пространстве.
Пришлось включить iPad с навигационной картой. В пяти километрах ниже по течению обнаружился достаточно глубокий залив Золотуха в районе с. Золотое, туда мы и решили идти, причем не стали строить из себя крутых адептов «чистого сейлинга», а просто завели моторы и примерно через полчаса зашли в бухту. Пришвартовались.
- 50°50'24.5"N 45°54'50.6"E
За день прошли 65 км. по генеральному курсу.
Вот вроде бы ничего не делал целый день, просто сидел в лодке да глазел по сторонам, а почему-то навалилась непонятно откуда взявшаяся усталость. В бухте было тихо. Вода, словно зеркало, отражала плывущие по небу редкие облака, подсвеченные красновато-розовым светом заходящего солнца. С противоположного берега приглушенно доносились деревенские звуки – мычание коров, какие-то стуки, голоса, далекое урчание мотора. Пахло немного дымом и степью…
Утром я поднялся на холм, чтобы оценить силу и направление ветра. Дуло по-прежнему не слабо, но в нужном нам направлении. Ветер вновь был попутным. Мне стало даже немного не по себе: за что такое везение?
Прикинув приютившую нас бухту и помня о внезапных порывах ветра, я поднял только стаксель. «Аргоша», плавно покачиваясь на волнах, выровняла курс и с закрепленным румпелем сама пошла вниз по течению. Левый низкий берег еле проступал тонкой темной черточкой на горизонте, вдоль правого тянулись живописные меловые обрывы.
Полюбовавшись на причудливые формы скальных образований, в какой-то момент я осознал, что мне хочется открытого пространства, чтобы вновь испытать невероятно приятное ощущение ветра, паруса, волн и далекого горизонта.
С таким настроением, держась подальше от берегов, я и дошел до очередной нашей стоянки в укрытом от ветра и волн заливе Даниловка, где меня уже поджидал Женя на «Сиесте»
- 50°34'43.7"N 45°42'10.3"E
Здесь мы покинули Саратовскую область и вошли в Волгоградскую, а вместе с этим наши часы вернулись на московское время. Именно по заливу Даниловка проходит граница между областями. Всего же за сегодняшний день у нас получился переход длиной около 40 км.
Вечером я не обратил внимание на зеленоватый оттенок воды в приютившей нас бухточке, да, если честно, как-то было недосуг рассматривать оттенки в сумерках. А вот утром приглядываться уже не пришлось – весь залив искрился изумрудом, а в его наиболее тихих заводях зеленый цвет приобретал совсем уж неприятный ядовитый характер. Вода цвела.
Раньше, в отчетах других путешественников, я читал, что летом вода в Волге усиленно цветет, но не придал этому какого-либо значения. Ну, цветет и цветет, подумаешь невидаль. Но теперь, окруженный весьма специфическим запахом и цветом, я проникся проблемой. Всего лишь за одну ночь «Аргоша», покрашенная к сезону свежей краской-необрастайкой, сумела приютить на своих бортах целые колонии сине-зеленых водорослей. Вот когда уже не ради удовольствия, а в связи с насущной необходимость мне захотелось побыстрей оказаться на речном просторе, подальше от этого всепроникающего запаха гниющего болота.
На скорую руку мы позавтракали вчерашним ужином и, пока я споласкивал посуду, разгребая руками вездесущую ряску, буквально в двадцати сантиметрах от моей кисти вынырнула змеиная голова и два маленьких черных глаза уставились на меня. От неожиданности я замер, но в следующее мгновение отпрыгнул от уреза воды метра на два. Причем не вставая с корточек. Как мне удался такой трюк телепортации, я так и не понял.
Когда же я внимательней посмотрел на воду, то покинуть это местечко мне активно захотелось уже не только из-за неприятных ароматов. Почти везде, куда бы я не направил взгляд, он неизменно натыкался на змей. Они были повсюду. От маленьких, размером с карандаш, змеенышей до больших метровых (а может и больше, кто б их измерял) пресмыкающихся. Столько змей в одном месте я не видел ни разу. Признаюсь, мне стало не по себе, тем более что веселенькие узоры на чешуйчатых телах очень походили на картинки из книг про ядовитых степных гадюк. И хотя, как выяснилось позднее, это были абсолютно безопасные водяные ужи, купался я с тех пор с большими предосторожностями. Мало ли… ядовитые-неядовитые… прежде чем окунуться, я каждый раз разгребал вокруг себя воду руками и приговаривал мантру из старого советского мультфильма про Маугли:
«Мы с тобой одной крови – ты и я».
Ветра на открытой воде не было. «Сиеста» бок о бок с «Аргошей» шли на средних оборотах своих китайских моторчиков, пока в какой-то момент я не задал себе вопрос: «А куда мне, собственно, спешить?». Ответ был настолько прост и ясен, что я тут же заглушил двигатель. Сразу стало необычайно тихо. Нет, даже не так. Снова стали слышны все звуки окружающего меня пространства: плеск воды у борта, скрип снастей, далекие отголоски работающего в полях трактора…
Впервые за это плавание я поднял незарифленный грот, который показался мне очень большим. Несмотря на то, что полотнище безжизненно повисло в ожидании ветра, сам факт его наличия на яхте подействовал успокаивающе. Затем я вспомнил про «Сиесту» и увидел вдалеке ее парус. Значит, Жене тоже надоел шум мотора, и он, как и я, предпочел его тарахтению пусть и еле заметное, но тихое движение под парусами.
К обеду раздуло, и «Аргоша», распушив свои белые паруса, резво побежала вниз по Волгоградскому водохранилищу. Я настроил шкоты, закрепил румпель и уселся в своей любимой позе в кокпите, передав бразды управления «Аргоше». И в очередной раз меня накрыла волна эйфории – чувство безграничной наполненности чем-то очень и очень хорошим. От чего это? Не знаю. Может, действительно шелест наполненных ветром полотен действует на меня таким магическим образом? Есть расхожее утверждение, что паруса дают человеку свободу. Ну, саму свободу-то, конечно, вряд ли. Но вот чувство свободы, осознание открытости и безграничности мира, в котором миллионы дорог и направлений – вот такие ощущения паруса, безусловно, дают. И я очень рад, что когда-то в далеком детстве заразился этой страстью, которая, несмотря на отдельные, скажем так, побочные эффекты, позволяет любоваться открытым горизонтом и парить на границе двух стихий под белыми наполненными ветром парусами.
Прежде, чем добраться до Камышина, мы по уже отработанной схеме останавливались на ночь в заливах правого берега, причем, чем ближе мы продвигались к заключительной точке нашего маршрута, тем больше был выбор укрытий.
На одну ночь мы выбрали для стоянки залив Галка близ одноименного села.
- 50°22'57.8"N 45°48'11.7"E
На следующий день зашли в залив, расположенный в устье речки Терновская.
- 50°11'59.9"N 45°32'29.7"E
Останавливаясь на ночь, мы швартовались «по средиземноморски» с отдачей якоря и накидыванием швартовых на береговые камни или деревья. В связи с тем, что осадка у наших лодок небольшая, мы могли подходить к берегу почти в любом месте, хотя, думаю, в эти заливы можно зайти и на килевой яхте, надо только быть внимательным именно на входе в бухту - не только мель, но и нередкие сети могут сильно подпортить настроение.
Ветер ближе к окончанию нашего путешествия ослаб и дневные переходы не превышали тридцати километров. А спустя пару дней нас с «Сиестой» радушно принял Камышинский яхт-клуб «Парус» – тот, где расположена детская спортивная парусная школа. Удивительно, как быстро люди, увлеченные парусом, находят общий язык. Я давно привержен постулату, что лучшее в мире государство – это сообщество яхтсменов, и пребывание в Камышине только подтвердило его правоту.
На следующее утро Женя на «Сиесте» отправился дальше вниз по Волге до Волгограда. Для нас же с «Аргошей» водная часть маршрута по Волгоградскому водохранилищу в этот раз закончилось.
Логистика
Мы спустили «Аргошу» и «Сиесту» на лодочной базе «Волжская бухта», которая расположена на левом берегу Волги. Почему там? Один из аргументов – не надо ехать с прицепом через Саратов, путь лежит по окружной саратовской дороге без перекрестков и светофоров. Спуск на воду происходит по добротному бетонному слипу с помощью специально оборудованного трактора, так что при спуске «Аргоши» я даже не замочил ноги. Услуги спуска-подъема и стоянка платные (500 руб. за спуск-подъем в сезон 2021 г.), причем спустить лодку собственными силами не разрешается. Здесь же, на базе, на охраняемой территории мы оставили свои автомобили с трейлерами.
Конечной точкой моего маршрута стал яхт-клуб «Парус» в Камышине (координаты 50.091838, 45.390002). Приняли нас очень радушно, не взяли денег и предложили любую помощь. Парусное братство, однако. Здесь «Аргоша» спокойно дожидалась меня у причала, пока я на автобусе ездил в Саратов за машиной с трейлером.
Травяные поля
Во многих местах водохранилища в стороне от фарватера можно попасть в «травяную ловушку», причем не всегда указанную на навигационных картах (я использовал приложение Navionics). Неприятная особенность таких травяных полей еще и в том, что при волнении их довольно трудно заметить с борта лодки, так как они скрыты небольшим слоем воды.
Ветер и волны
Мы всю неделю шли с ветрами северных направлений. Несколько дней сила ветра стабильно держалась на отметке 20 узлов с порывами до 25 и более, судя по приходящим от МЧС сообщениям на телефон. На открытых участках волны высотой более метра были совсем не редкость. Все это не доставляло нам никаких хлопот, даже наоборот, было приятно чувствовать себя почти как в море, ведь и волнение и ветер были для нас попутными. А вот если бы пришлось идти против злой короткой волжской волны, удовольствие было бы явно ниже среднего. Я на «Аргоше», скорее всего, просто бы пережидал в укрытии.
Стоянки
Мы все время останавливались на ночевку в защищенных от ветра и волн заливах по правому берегу, благо их достаточное количество. В подавляющем большинстве все такие заливы - это затопленные во время образования водохранилища овраги, долины ручьев и речушек. Несмотря на то, что наш поход проходил в первую половину июля, комаров, мошки, да и вообще какой-либо летающей нечисти было немного. По крайней мере, я ожидал больше. Но вот водяных ужей с очень впечатляющей узорчатой расцветкой на каждой стоянке было в переизбытке. Ну и еще неприятное впечатление осталось от большого количества мусора на берегах.
Природные достопримечательности
Правый берег водохранилища по маршруту – это холмы, обрывы и скальные выходы разнообразной, иногда весьма причудливой формы. Наиболее интересные участки для наблюдения с воды - это утес «Синее лбище» в Саратовской области и отвесная стена «Столбичи» в Волгоградской. Для любителей пеших прогулок я бы посоветовал по окончании водного маршрута отдельно выделить пару дней на посещение природного парка «Щербаковский» (что я, собственно, и сделал).
Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации