Премьера драмы “Семь вуалей” состоялась 10 сентября 2023 года на кинофестивале в Торонто. В феврале 2024 года её показали в секции Berlinale Special на Берлинале (74th annual Berlin International Film Festival).
“Семь вуалей” – это второе сотрудничество режиссёра и сценариста Атома Эгояна и актрисы Аманды Сайфред.
Первым была эротическая драма “Хлоя” (2009, Chloe) о лжи, неуверенности в себе и недоверии, ремейк французского эротического триллера "Натали..." (2003, Nathalie...) режиссёра Анн Фонтен.
В “Хлое” Аманда Сайфред исполняла роль девушки по вызову Хлои, кого наняла Кэтрин Стюарт (Джулианна Мур) для проверки своего мужа на верность. Несмотря на это, отношения завязались между Кэтрин и Хлоей, и в итоге, сама того не ведая, секс-работница помогла Кэтрин разобраться ещё и со своей сексуальностью, что было большей проблемой для неё, чем муж. Но по большей части Хлоя была инструментом для получения удовольствия, марионеткой в руках мужчин в силу своей непривлекательной осуждаемой профессии.
В “Семи вуалях” у Джанин, героини Сайфред, высокий статус в обществе – она является представителем культуры, работая театральным режиссёром. Но Атом Эгоян пропустил подтекстом мысль, что удел женщины очень грустный – мужчины используют женщин в своих низменных целях, тешат своё эго, порой пересекая все дозволенные границы.
Сюжет
Театральный режиссёр Джанин (в исполнении Аманды Сайфред) назначена постановщицей возрождения оперы “Саломея”. Первоначально режиссёром этой оперы много лет назад был Чарльз, её наставник, когда она была ещё студенткой.
Чарльз использовал в опере элементы из личных признаний Джанин о её странных отношениях с отцом. На репетициях возрождения Джанин, хотела она того или нет, начала всё глубже погружаться в прошлое.
Каким получился фильм – внешне пристойный, но с очень грязным подтекстом
Опера “Саломея” Чарльза – это адаптация оперы на музыку Рихарда Штраусса по одноимённой драме Оскара Уайльда. Просто говоря, пьеса Уайльда раскрывает тему желания и того, как оно способно испортить отношения между людьми. Она раскрывается на примере взаимоотношений между Саломеей и стражником, Саломеей и Иродом, Саломеей и пророком Иоканааном (Иоанном Крестителем).
Атом Эгоян взял низменную суть библейского сюжета, изложенного Уайльдом, и перенёс в свою новую драму. Он не стал прямо рассказывать о том, что случилось с Джанин в прошлом (но по некоторым репликам и реакциям можно догадаться), он завуалировал это через высокое искусство – театра и кино.
Голос Джанин за кадром в начале фильма говорит, что история Саломеи и Иоанна Крестителя – это первое задокументированное в Библии преступление на сексуальной почве (если говорить о Новом Завете). Но ещё более древним задокументированным преступлением является сексуальное насилие князя Сихема над Диной, единственной дочерью Иакова. Одного этого знания уже достаточно, чтобы догадаться, что довелось пережить главной героине в прошлом.
Также стоит отметить, что фраза “танец семи покрывал” (dance of the seven veils) – танец, исполненный Саломеей перед царём Иродом, – приобрела значение как “провокационный танец”, “стриптиз”.
В фильме во время репетиций руководство театра разрешает труппе вести дневники на сайте театра, чтобы задокументировать такое знаменательное событие, как возрождение легендарной оперы. В соединении с дневниками личные переживания Джанин становятся настоящим стриптизом, который в контексте данного сюжета, конечно, душевный, а не телесный.
Для Джанин возрождение оперы “Саломея” становится настоящим сеансом психодрамы, самым трудным процессом, которому приходится подвергаться на встречах с психотерапевтом. Джанин вынуждена была прожить заново то, что она пыталась забыть, ей снова пришлось мысленно оказаться в лесу с отцом, где она танцевала странные танцы, снова пришлось вернуться к отношениям с Чарльзом, который лгал, что уйдёт от своей жены. Отчасти это всё означает, что в творчестве всегда есть что-то личное, художник и его работа неразделимы. Эта фраза есть и в фильме: “Они меня попросят добавить что-то личное, я так и сделаю”.
Отчасти и для Атома Эгояна постановка этой драмы – что-то личное. Однажды ему предложили возродить классическую пьесу "Саломея" для оперного театра. Он счёл это слишком сложной задачей, и вот любопытство, каково это для тех, кто находится на месте постановщика, его накрыло – стало достаточно интересным, чтобы показать со стороны рабочий процесс. Он придумал театрального режиссёра Джанин, которая оказалась на незнакомой для себя территории – опера. Но со знакомыми элементами.
В 1996 году Атом Эгоян впервые поставил "Саломею" как оперу и в последующие годы несколько раз перестраивал постановку. Эгоян, ограниченный традиционными рамками оперы, стремился к большей творческой свободе в переосмыслении сюжета. Потому он адаптировал сюжет для кино, создав Джанин, которая захотела внести небольшие, но важные изменения со своей точки зрения, несмотря на сопротивление боссов оперного театра.
Джанин сталкивается с препятствиями в процессе работы. Реквизитор сделала макет головы, но нужна маска; актёр, выбранный на роль Иоанна Крестителя, слишком капризный, доставляющий проблемы своим поведением; руководство театра следит за ней (буквально – шпионит), так как на презентации Джанин сказала, что хочет внести изменения (небольшие, но значимые). “Изменения” в данном сюжете приобретают смысл не только как правки исходной оперы, но и переосмысление своего прошлого. На подкасте Джанин слышит от журналиста фразу о том, что теперь режиссёром является она, значит, это её опера. Из этого следует, что и право что-то менять принадлежит ей. Действительно, право принадлежит ей. Ни Чарльза, ни отца больше нет, а Джанин и её будущее есть, она имеет право сделать лучше для себя и сбросить груз с души.
В этом фильме есть и звук повестки. Пусть мужчины по-прежнему ставят себя выше женщин, показывая свои власть и силу, но всё же женщины осмеливаются дать отпор. Как раз-таки в плане смелости вносить изменения в материал, ‘надиктованный’ мужчиной. Это выражается, конечно, в линии Джанин, а также во вспомогательной линии реквизитора Клеа и строптивого актёра Йохана, выбранного на роль Иоанна Крестителя. Так что этот фильм можно назвать исключительно женским.
Драма "Семь вуалей" мне показалась не очень стройной и складной, но очень понравилось то, что сами репетиции показаны очень подробно. Здесь ярко ощущается дух театра, есть этот творческий процесс, когда режиссёр излагает свои идеи и выражает своё видение, спорит с актёрами, решает, как добавить динамики на сцену (например, рассыпать мандарины). В целом этот фильм внешне выглядит очень симпатично, но внутренне, возможно, раскроется при повторном просмотре.