Найти в Дзене
Мой Духовный Маяк

Жены, повинуйтесь своим мужьям. Ради чего это нужно?

"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу", - так пишет Апостол Павел в послании Ефесянам (Еф.5:22-24). Применимо ли это в наши дни? Зачем это нужно? Размышляю над этими вопросами, читая святителя Иоаннна Златоуста (беседа 20 на послание к Ефесянам). Сегодня это кажется каким-то архаизмом патриархального прошлого. Да и Иоанн Златоуст жил в четвертом веке. Разве могут быть его советы актуальны сегодня, когда равноправие полов считается общепризнанным? Давайте посмотрим. Святитель предлагает образ, который я попробую развить для наглядности. Если мы заглянем в 17 век, там мы увидим подходящий пример. Смутное время. Единого царя-государя нет. Москву захватили поляки. Русские люди хотят защитить свою страну. Из разных мест страны собираются ополчения. Народу набралось много. Подходят к Москве... И тут ополченцы задумались: когда прогоним поляков, кто будет главным? Есть несколько претендентов. И один из них успешно пробивается к престольному граду. Другая группа ополчения решает, что то

"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу", - так пишет Апостол Павел в послании Ефесянам (Еф.5:22-24). Применимо ли это в наши дни? Зачем это нужно? Размышляю над этими вопросами, читая святителя Иоаннна Златоуста (беседа 20 на послание к Ефесянам).

Источник изображения: ВКонтакте
Источник изображения: ВКонтакте

Сегодня это кажется каким-то архаизмом патриархального прошлого. Да и Иоанн Златоуст жил в четвертом веке. Разве могут быть его советы актуальны сегодня, когда равноправие полов считается общепризнанным? Давайте посмотрим.

Святитель предлагает образ, который я попробую развить для наглядности. Если мы заглянем в 17 век, там мы увидим подходящий пример. Смутное время. Единого царя-государя нет. Москву захватили поляки. Русские люди хотят защитить свою страну. Из разных мест страны собираются ополчения. Народу набралось много. Подходят к Москве... И тут ополченцы задумались: когда прогоним поляков, кто будет главным? Есть несколько претендентов. И один из них успешно пробивается к престольному граду. Другая группа ополчения решает, что тот претендент их не устраивает. И претендента убивают. В рядах русских - раскол. Поляки отбивают ополчение. Так первая попытка освободить Русь провалилась.

Похожее бывает и в семьях, когда дело доходит до важных жизненных вопросов. Возникает спор: кто главный в семье? И этот спор в ответственный момент часто оборачивается потерями.

Напротив, второе ополчение возглавил Кузьма Минин, который взял на себя все организационные вопросы. Народ доверился ему. А князю Пожарскому было доверено военное командование. Решать, кто главный - договорились потом, народным голосованием. Так соединив силы, русские одолели захватчиков и освободили страну.
Источник изображения: https://i1.wp.com/histrf.ru/uploads/media/default/0001/48/9918286b21fe0500123931b6a9d070eac65cd963.jpeg
Источник изображения: https://i1.wp.com/histrf.ru/uploads/media/default/0001/48/9918286b21fe0500123931b6a9d070eac65cd963.jpeg

Иоанн Златоуст говорит, что если военачальники в мире друг с другом, то все идет, как следует, а если между ними возникнет распря, то там уже не бывает порядка, так и здесь. Если супруги единомысленны, то и дети их воспитываются хорошо, и домашние дела благоустроены, и все соседи, и друзья, и родственники радуются, видя такую семью.

Если между мужем и женой в семье регулярно происходят споры и ссоры, выяснение, кто главный, - это пагубно сказывается на детях. Тогда бывает, что дети начинают манипулировать родителями: если ребенку не нравится решение папы, он идёт к маме. И наоборот. Одно только это - отсутствие согласия в семье - разрушает уважение ребёнка к родителям. Чего уже и говорить о том, что борьба за право принимать решения приводит к спорам и ссорам, во время которых родители унижают друг друга и ещё больше теряют уважение в глазах детей. Пагубных последствий от несогласия в семье не перечесть.

Заметьте, святитель сравнивает согласие между супругами с миром между военачальниками. Он не называет жену служанкой. Он называет ее второй властью в семье. Не называет рабой, но свободной, достойной уважительного отношения. Тем не менее, и среди равных необходимо быть первому, чтобы сохранялось единство. Для того, чтобы не нести потери, не наносить ущерб детям. Да и в бытовых делах бывает неустройство, когда супруги не могут придти к общему решению. Думаю, самый яркий пример - совместный ремонт жилья. Те, кто пережил это, поймут, о чем я. Уж это очень сильная проверка отношений на крепость, хотя важнее - совместное воспитание детей.

Если вопрос о первенстве среди супругов трудноразрешим, не смотря на сказанное выше, то хотя бы по примеру с Мининым и Пожарским, должно, думая о детях, вопрос о первенстве отложить на потом. Не следует выяснять отношения его при детях, чтобы не повредить воспитанию.

В книге Иисуса, сына Сирахова говорится: премудрость, которая прекрасна перед Господом и людьми, украшается тремя:
- единомыслием между братьями;
- любовью между ближними;
- согласием между мужем и женой, живущими вместе (Сир.25:1,2). Потому будем стремиться стяжать эту Богоугодную премудрость, стараясь хранить семейное согласие.

Что же значит "повинуйтесь как Господу"? Пока скажу одно: это не означает рабского подчинения, а согласие между двумя, среди которых есть первый. Но что означает "как Господу"? Об этом расскажу в следующей статье.

Иван.

-3

Мы такие разные!