Найти в Дзене
Журнал «Фотон»

Главный плюс марксизма для человека — он учит мыслить конкретно. Эвальд Ильенков объясняет как

Как известно, Маркс многое почерпнул у Гегеля, однако многие люди не совсем правильно это представляют. Маркс перенял у Гегеля лишь метод диалектического мышления, а не его систему категорий и понятий. Гегель был идеалистом. В своей «Науке логики» он начинает с чистого «бытия», то есть с чистой абстракции, которая является результатом мышления. Гегель доходит до абсолютного духа — также чистой абстракции. Как отмечал Фейербах, Гегель считает, что начинает с бытия, но на самом деле он начинает с мысли о бытии, что совершенно не одно и то же. Кроме того, сама категория бытия не является диалектичной. В рамках материалистической диалектики марксисты рассматривают все явления не только в их внутренней логике развития, но и в их взаимосвязи с другими объектами, субъектами и процессами. Бытие же, по Гегелю, представляет собой чистую саморазвивающуюся сущность, которая вращается в вихре сознания, как чистая идея.

В предисловии к «Науке логики» Гегель пишет, что его цель — создать максимально отвлечённую от материальной реальности логику, логику «саму по себе». Он утверждает, что такую логику сможет использовать учёный, запертый в четырёх стенах, но при этом всегда приходящий к верным выводам. Маркс, конечно, не мог заимствовать у Гегеля такую логику. Он взял стиль рассуждения — диалектику — и поставил его на материалистическую основу, вырвав из тисков абсолютных абстракций. Маркс начинает с конкретики и заканчивает конкретикой, в то время как Гегель начинает с абстракции и заканчивает абстракцией. Это было образно названо постановкой гегелевской диалектики с ног на голову.

Первая категория Маркса в «Капитале» — это «товар». Но «товар» — это не абстракция. Он имеет свою историю, он прошёл процесс становления, находится во взаимодействии с другими объектами, субъектами и процессами. То есть он не изолирован, не помещён в некую вакуумную абстракцию, как это представлено у Гегеля. Он имеет не только внутреннюю логику, но и логику функционирования, которые сосуществуют одновременно, порой противореча друг другу. Категория «товар» — это максимально конкретное понятие, и именно из этой конкретности впоследствии вырастает такая же конкретная картина капитализма. Движение товара позволяет нам наиболее полно взглянуть на капиталистическую экономику, ведь товар присутствует во всех эпизодах капиталистического движения.

-2

Рассмотрение любого явления конкретно, то есть во всей его внутренней логике становления, взаимосвязях с другими явлениями при понимании механизма функционирования этого явления — это основа марксистского анализа. Об этом очень хорошо написал Эвальд Ильенков:

«В мире нет вообще изолированных, вне всеобщей связи существующих «вещей», а есть всегда вещи в системе отношений друг к другу. И эта система вещей, взаимодействующих друг с другом (то, что Маркс и называет конкретностью), всегда есть нечто определяющее, а стало быть, и логически первое по отношению к каждой отдельной чувственно-воспринимаемой вещи. Благодаря этой диалектике постоянно и возникает то оригинальное положение, когда «отношение» принимают за «вещь», а «вещь» — за «отношение». Всегда в виде отдельной чувственно-воспринимаемой вещи перед созерцанием выступает некоторая система взаимодействующих вещей, некоторая закономерная система их отношений (т.е. «конкретное»), но только в каком-то фрагментарном, частном ее проявлении, т.е. абстрактно. И вся трудность теоретического анализа заключается в том, чтобы ни «отношение» между вещами не рассматривать абстрактно, как особый, самостоятельный предмет, ни, наоборот, «вещь» — как особый, вне системы отношений к другим вещам существующий предмет, а понять каждую вещь как элемент, как момент некоторой конкретной системы взаимодействующих вещей, как конкретно-единичное проявление известной системы «отношений»».

Хотя, конечно, при этом обособленное рассмотрение отдельных явлений — это часть общего марксистского анализа. Большинство людей мыслит абстрактно, выдёргивая отдельные факты и примеры, рассматривая их изолированно, не допуская даже мысли о возможности воздействия на предмет других сил, которые подчас могут иметь даже более серьёзное влияние на явление, чем его внутренняя логика. Они рассматривают отдельные шестерёнки часов, заявляя, что именно так они и постигнут сами часы как целое, вместо того чтобы общим взглядом схватить систему «часы» и впоследствии раскрывать её внутренние закономерности и методы работы.

Подписывайтесь на наш журнал, ставьте лайки, комментируйте, читайте другие наши материалы. А также можете связаться с нашей редакцией через Телеграм-бот - https://t.me/foton_editorial_bot

Также рекомендуем переходить на наш сайт, где более подробно изложены наши теоретические воззрения - https://tukaton.ru

Для желающих поддержать нашу регулярную работу:

Сбербанк: 2202 2068 9573 4429