20 марта - 40 дней со дня смерти народного артиста СССР Олега Стриженова. Недавно в администрации Новодевичьего кладбища мне шепнули, что семья Стриженовых хотели, чтобы артист был похоронен на этом элитном кладбище. Но... Как говорится, не хватило административного ресурса, некому было "сверху" хорошо попросить за Олега Александровича. Хотя его звание позволяло, и мест на Новодевичьем еще предостаточно... Да что говорить: при жизни, будучи еще не совсем больным, Олег Александрович жаловался, что ему даже приглашения на Московский кинофестиваль не присылают, забыли!
Первая большая роль в кино и сразу успех: роль Артура в фильме "Овод".
- После выхода фильма мне много писем приходило, - вспоминал Олег Александрович. - Помню одну весточку солдата. Он был года на три младше меня. Пишет: "Посмотрев фильм, я счел вас за родного отца. Извините за то, что дальше я вас буду называть отцом... Так вот. Дорогой отец! Разрешите доложить, что после просмотра "Овода" я стал отличником боевой и политической подготовки, примерным солдатом..." Письмо было очень искреннее, но я хохотал до слез - ведь мы с автором были почти ровесниками.
Следующий фильм, который тоже принес особую славу артисту - "Сорок первый", где Стриженов сыграл поручика Говорухи-Отрока. Мало, кто знает, что изначально на эту роль Григорий Чухрай утвердил Юрия Яковлева.
- Да, поручика должен был играть я, - подтвердил мне однажды Юрий Васильевич. - Но режиссер Иван Пырьев, задумал тогда снимать фильм "Идиот". Он десять лет искал актера на роль Мышкина. А после проб к "Сорок первому" решил взять меня. И хорошо, что так получилось: и Олег Александрович сыграл одну из звездных ролей, и я своего Мышкина не упустил.
В 1966 году Олег Стриженов после долгого перерыва возвращается на театральную сцену. Во МХАТе артист знакомиться со своей второй будущей супругой Любовью Земляникиной. Через три года у них родился сын Александр Стриженов - ныне известный телеведущий, режиссер, продюсер.
- Мне было восемь лет, когда родители развелись, - вспоминает Александр, - но поскольку они оба были очень мудрыми людьми, то сделали все, чтобы я этого не почувствовал. Мы до последнего дня жизни папы продолжали часто с ним общаться.
- В то время был приказ Госкино: Стриженова не снимать. Из-за того, что он уходил со многих кинокартин, не закончив работу, - рассказывал режиссер фильма "Неподсуден" Владимир Краснопольский. - Но дело не в его звездности, просто он сразу чувствовал халтуру, поэтому и бросал съемки. Мы с Усковым все же рискнули и пригласили Олега в фильм. Помню, как-то он устроил скандал в костюмерной из-за того, что художник по костюмам дала ему не ту рубашку. Он - профессионал, даже о мелочах помнил: какая у него должна быть рубашка. А когда Стриженов в форме летчика выходил из костюмерной, все затихали. Это был настоящий герой.
- Писатель Борис Васильев сказал: "Ваш фильм первый в истории советского кино, где на дворянство взгляд не сверху вниз, а наоборот", - вспоминал режиссер картины "Звезда пленительного счастья" Владимир Мотыль. - Для меня это настоящая похвала. В том, что так получилось, большая заслуга Олега Александровича. Он умел быть на экране настоящим дворянином. И дело не в его благородном происхождении, он еще и актер гениальный.
- Я с детства влюблена в этого актера, - делится Наталья Бондарчук, сыгравшая княгиню Волконскую. - Смотрела "Сорок первый" и на словах "Синеглазенький мой!" плакала. Даже не могла представить, что буду играть с Олегом. Оператор как-то сказал ему: "Олег Александрович, такое впечатление, что ваши руки не от этого тела!" Я на съемках целовала руки Стриженова-Волконского в кандалах, а сама ему шептала: "Не верьте, Олег, у вас очень хорошие руки!" А он прямо в кадре захохотал.
- Я даже не предполагал, что Лионелла и Олег когда-то были влюблены друг в друга, - рассказывал режиссер фильма "Последняя жертва" Петр Тодоровский. - Снимаем сцену бала. Вдруг Олег меня подзывает: "Это Лионелла Пырьева там стоит?" "Да", - говорю. А у него глаза заблестели: "Ты даже не представляешь, как мы когда-то хотели быть вместе!" Представляете, через тринадцать лет разлуки они встретились на нашей кинокартине и больше не расставались!
- Я горжусь, что работал с Олегом Александровичем, - говорит партнер по последнему фильму в актерской биографии Стриженова "Вместо меня" Сергей Безруков. - Это был удивительный человек и актер. Даже в таком почтенном возрасте он был галантен и статен. Хотя держал других на расстоянии, но в то же время был прост, как и все по-настоящему талантливые люди.
Календарь канала "Пераново перо":
20 марта 1833 года вышло в свет первое полное издание романа Пушкина "Евгений Онегин"
Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.
Олег Перанов