Рассказ
Дойдя до лавки, Мария Петровна поставила на неё сумку с продуктами и направилась к клумбе. В этом году она тоже смогла принять участие в озеленении придомовой территории и высадила возле подъезда бархатцы, маргаритки, а так же свои последние три куста герани. За те годы, что они боролись за жизнь Пети, на балконе скопилось больше двадцати пустых горшков. Раньше женщина не догадывалась, что рядом с больными людьми цветы тоже чахнут, но теперь она в этом была уверена.
Кусты герани с красными и розовыми цветами немного отошли, а вот тот, который должен был цвести белыми соцветиями, до сих пор выглядел очень хилым.
- Вы уж постарайтесь мои хорошие, наберитесь сил, а осенью я вас отсюда заберу и снова посажу в горшки. – Пообещала цветам женщина.
Мария собрала желтые листья и ветки, прополола сорняки и отнесла всё это в урну. Затем она протёрла руки влажной салфеткой и присела на лавку. Домой идти не хотелось, там до сих пор пахло болезнью. После смерти мужа был выброшен старый диван, но видимо запах больного человека въелся даже в обои и штукатурку на стенах. Прикрыв глаза, женщина глубоко вдохнула, втянув в себя цветочный аромат и, улыбнулась. Вообще-то Маша не любила жаркий июль, ей было больше по нраву гулять весной, когда пробуждалась природа, но в этом году середина лета была вполне комфортной. Подумав о прогулках, она усмехнулась, последние годы она вообще забыла, что это такое.
Петя болел почти пять лет, вернее, скорее всего болезнь появилась раньше, но обнаружили её именно в это время. Вообще-то на заводе следили за здоровьем рабочих и регулярно проводили медосмотры, но почему-то когда у мужа выявили онкологию, опухоль была уже на третьей стадии. Петя был опытным крановщиком и, его ценило руководство цеха, поэтому даже после курса фимиотерапии, он проработал на заводе ещё полгода. Потом был ещё один курс, казалось, болезнь отступила, но так только казалось.
Недавно Телегиной Марии Петровне исполнилось пятьдесят восемь лет, и теперь она осталась совсем одна. Из родни имелась только двоюродная сестра Тома, да племянница Инга.
Вообще-то Маша считала, что прожила очень хорошую жизнь. Да, Петя имел скромный рост, не отличался красотой, но он был добрым и заботливым мужем. Даже Тамара, которая всю молодость зудила, что сестрица вышла замуж за “задохлика”, после тридцати, успокоилась. Её муж, в отличие от Петра не горел желанием самоотверженно трудиться на благо семьи. Даже после изнурительной болезни супруга, Мария имела приличную подушку безопасности, в виде наследства. Наличие денег дарило спокойствие, но она привыкла жить скромно и не стремилась их тратить.
Подняв глаза, женщина увидела Дашу Удальцову с ребятишками. После смерти матери, она постоянно бегала к отцу, готовила ему еду, убиралась в квартире. С Рудневыми они жили на одной площадке почти тридцать лет и их отношения были довольно дружескими.
Подумав о соседях, Мария тяжело вздохнула, этой семье тоже досталось. Дашин муж служил в МЧС и погиб два с половиной года назад. Её мать Маргарита пережила зятя всего на полгода. Маша даже не подозревала, что её красивая, ухоженная, всегда нарядная соседка имела проблемы с сердцем.
Сейчас Дарья разговаривала с Артёмом Николаевым из третьего подъезда, который работал на заводе, в том же цехе, где раньше и Петя. В их доме большинство жителей были или заводчанами или пожарниками. Она и сама раньше работала диспетчером в пожарной части, но после того как муж заболел, пришлось уволиться. Работа уборщицы была не тем, о чём мечтаешь всю жизнь, но зато Мария убиралась тогда, когда имела время и большую часть дня могла находиться рядом с мужем.
Даша всё ещё разговаривала с соседом, а её сын, шестилетний Никита, подхватил маленькую Ульяну за руку и двинулся к лавочке.
- Баба Маша, здравствуй! – Радостно проговорил мальчик. – А я тебе принёс угощение.
С этими словами, малыш достал из небольшого пакета красивое красное яблоко и протянул его пожилой женщине. Маленький мужчина всегда старался помочь и часто нёс что-то в руках.
- Ешь! – Велел он. – Мама сказала, что там железо, будешь сильная и крепкая!
- Это вам нужно есть фрукты, чтобы быть сильными и крепкими, а я уже старенькая. – Улыбнулась Мария Петровна. – У меня для вас тоже есть гостинцы.– Добавила женщина, вынув из сумки два шоколадных батончика и несколько мандаринов.
- Сладости только после еды! – Громко проговорила Даша, которая уже тоже была неподалёку. – Сейчас сварим суп, поедим вместе с дедушкой, а потом шоколадки. Тёть Маша балуете вы их.
- Ты же сама говорила, что немного сладкого можно, а кроме Никиты и Уленьки мне теперь некого баловать. Что Артём опять тебя замуж звал?
- Звал…. – Вздохнула молодая женщина и пожала плечами.
- Даша, жизнь продолжается, подумай, может и, правда, стоит попробовать. Николаев парень порядочный, Петя про него всегда говорил только хорошее, да и тебе он нравится. Трудно быть одной…. Вернее, рядом с тобой конечно дети, отец, но ты меня поняла.
- Нравится…. – Снова вздохнула Дарья. – Только ведь сами знаете, мы раньше встречались, а потом я вдруг влюбилась и выскочила замуж за Максима. Артём говорит, что будет любить моих детей как своих, но мне почему-то не вериться.
- А мне кажется, что так и будет. – Настойчиво проговорила Мария Петровна. – Мы уже давно живём рядом, все друг дружку знаем, но никогда ничего плохого об Артёме не слышала. Он ведь и не женился, а то, что не такой красавчик, как папа Никиты и Уленьки, так это может быть даже лучше. Петя тоже не был киногероем, а мне многие завидовали.
- Да, дядя Петя был хорошим человеком, Царство ему Небесное! – Кивнула девушка. – Только ведь вы сами говорите, что жизнь продолжается, взяли бы, да и вышли замуж за папу, он всегда вас хвалит, и про ваши пироги до сих пор вспоминает! Вы ведь ещё совсем не старые, даже не на пенсии.
- Скажешь тоже. – Усмехнулась пожилая женщина, стараясь скрыть смущение. – Я уже и забыла, когда пироги стряпала, Петя в последнее время даже кашу есть не мог.
Войдя в квартиру, Мария сразу прошла на кухню и выложила на стол продукты. Убрав всё остальное в шкафы и холодильник, она задумчиво посмотрела на курицу и отправилась переодеваться.
Мысль о замужестве до сих пор казалось смешной, но женщина вдруг подумала, что испечь пирог и угостить соседей будет совсем не лишним. Из курицы, которая обычно делилась на шесть частей, получилось два суповых набора, а всё остальное мясо, перемешав с луком и солью, оставила мариноваться. Дрожжей в доме не имелось, поэтому Маша решила испечь заливной пирог. Жидкое тесто она замесила на остатках кефира, нашедшихся в холодильнике.
Вымыв руки, пожилая женщина опустилась на стул и снова грустно усмехнулась. Вадим Георгиевич ей нравился, и скорее всего не ей одной. Высокий, статный, широкоплечий с красивым лицом и пышной шевелюрой…. Волосы теперь уже конечно поредели и покрылись сединой, походка стала не такой стремительной, но всё равно он оставался интересным мужчиной. К тому же сосед работал заместителем начальника пожарной части, расположенной неподалёку. Покойная Маргарита Станиславовна была ему под стать, такая же красивая, нарядная, никто и не догадывался, что она на два года была старше мужа. Всей семьёй они часто ездили по гостям, любили отдыхать у моря….
Телегины жили иначе. Когда Петя был ещё здоров они тоже много ездили, но это были поездки на рыбалку, в лес за грибами, к друзьям на дачу. А ещё Петр почти каждый вечер выводил жену гулять. Не меньше часа они мерили шагами свой район, доходили до набережной. Мария удивлялась, слушая жалобы соседок и коллег по работе о том, что их мужья все вечера валяются на диване у телевизора. Нет, Петя, конечно, тоже отдыхал после работы, но долго лежать не мог, ему всё время нужно было двигаться.
Последние четыре месяца наотдыхался за всю жизнь… - Проговорила Мария, поднимаясь со стула и подходя к столу.
Муж, даже пребывая на последней стадии болезни, пытался выходить во двор или хотя бы ходить по дому, но в эти месяцы уже был полностью прикован к кровати. Помешав ложкой мясо, она достала форму для пирога и смазала её маслом.
После похорон, Мария Петровна часто задавала себе вопрос, любила ли она Петра? Наверное, всё-таки любила, но не только как мужчину, а ещё и как отца или даже брата. Своего отца она не знала, бабушка говорила, что родитель приезжал в деревню на уборочную, пробыл там три месяца и потом никогда больше не объявлялся. У мамы периодически появлялись мужчины, но отцом Маши так никто и не стал. Мама ушла рано, у них вообще в семье не было долгожителей, только баба Сима задержалась, она и воспитывала внучку, а потом вместо родителей присутствовала на её свадьбе.
- А ведь Петя незадолго до смерти тоже наказывал мне выйти замуж. – Вдруг вспомнила женщина. - Тебе Маша будет трудно одной, присмотрись, вдовцов вокруг много, вон хотя бы и наш сосед. Ты у меня ещё совсем молодая и красивая.
Большое зеркало висело в коридоре и, Мария прошла к нему.
- Ну да, не молоденькая конечно, но и не совсем страшная…. Фигура так вообще нормальная, сзади точно пионерка. – С усмешкой прошептала она. – А вообще глупости всё это, привыкать к чужому мужику.
Соседи были в восторге от пирога. Даша попросила рецепт, Никитка съел целых два куска, а Вадим Георгиевич сказал, что у неё, у Маши золотые руки.
Вчера, моя в подъезде пол, Мария Петровна поскользнулась, упала и больно ударилась коленом о ступеньку. Нога начала распухать уже через час и пришлось вызвать скорую помощь.
- Перелома нет, просто сильный ушиб. – Ответил молодой доктор, осмотрев колено. – Таблеточки, компрессы, а главное покой и, хотя бы недельку постельный режим.
- Как это не вовремя. – Покачала головой Мария и взяла в руку телефон, собираясь позвонить двоюродной сестре.
Два года назад, в разговоре с Тамарой она пожаловалась, что Петя отказывается от дорогостоящего лечения, хотя денег у них имеется достаточно. В основном он принимал те препараты, которые выделялись бесплатно, только иногда они тратились на какие-то обследования, да ещё выписывали травы с Алтая. Тогда сестра попросила помочь материально её дочери Инге, которая училась в институте, пообещав, что потом, когда начнёт зарабатывать, девушка понемногу рассчитается. Мария, конечно, знала, что этих денег больше никогда не увидит, но за неимением другой родни она подумывала, что и на свою квартиру напишет завещание на имя Инги. Останавливало только то, что за два года родственница ни разу не заехала и сообщения со словом спасибо отправляла только в самом начале. Маша не могла, как многие переводить деньги с карты на карту, она имела старый телефон, и банковское приложение на него не скачивалось. В день зарплаты женщина сама ходила в банк и переводила по пять тысяч со своей карты на карту племянницы.
Сегодня был тот самый день, но выйти из дома, а тем более дойти до банка не было никакой возможности. Тамара, узнав о проблеме, расстроилась, и сказала, что перезвонит позже.
- Маша, всё хорошо! – Вскоре радостно проговорила она в трубку телефона. – У Игоря как раз будет свободный часик, и он на своём автомобиле подкинет дочку до твоего дома. Это будет часов в пятнадцать, напомни номер квартиры.
- А кто такой Игорь? – Спросила Мария Петровна.
- Это мужчина Инги, он как раз работает недалеко от тебя. – Ответила Тамара.
Племянница действительно приехала после трёх. Мария не видела её года четыре и вначале даже не узнала. Эта была не та скромная школьница, которую она помнила, а шикарная девушка с идеальной причёской и маникюром. Платье и туфли тоже были красивыми, Инга вообще казалась девушкой с обложки журнала.
Передав крупную купюру, Мария Петровна пригласила племянницу на кухню, предложив попить чаю. Инга лихорадочно замахала головой, на её лице появилась гримаса брезгливости.
Проводив девушку, она осмотрела затёртые обои, порванный, в двух местах линолеум…. Затем доковыляла до кровати и приняла горизонтальное положение. На душе было гадко, хотя Мария и сама до конца не понимала причину этого.
Тамаре она позвонила примерно через час и сказала, что ежемесячную стипендию Инге передала.
- Да, да, спасибо Маша, доча мне звонила. Слушай, а почему ты не делаешь ремонт, деньги же есть. Инга очень удивилась, увидев, как ты живёшь.
- Удивилась. – Пробормотала женщина, завершив звонок.
Вечером прибежала соседка.
- Тёть Маш, вы, почему мне не позвонили? – Строго спросила Даша. – Случайно от Веры Семёновны узнала, что у вас проблемы с ногой. Она вам всё купила или, может быть ещё раз сбегать в аптеку? Я вам сок принесла и батон, ещё из продуктов что-нибудь нужно? Мы сегодня ночуем у папы, так что в магазин тоже могу сходить.
- Спасибо Дашенька, пока всё есть. – Улыбнулась Мария Петровна. – Знаешь, что я хотела у тебя узнать? Ты говорила, что практически сама занималась ремонтом, не подскажешь с чего начать?
- Конечно, подскажу, вам действительно нужно делать ремонт. Понимаю, что раньше было не до этого, но теперь-то уже можно. – Оживилась соседка. - У меня есть телефон хорошей строительной фирмы и несколько адресов, где можно выгодно закупать строительные материалы. Думаю, что нужно заменить окна и двери на балкон, тоже подскажу, где лучше сделать заказ. Как вы на это смотрите?
- Положительно смотрю. – Улыбнулась пожилая женщина. – Ещё нужно заменить старое остекление на балконе.
- И ещё тёть Маша, знаете что…. Вы только ничего такого не подумайте…. – Замялась Даша. - Во время ремонта здесь будет много грязи, а в нашей квартире есть комната, где никто не живёт. Ту мебель, которую оставите, мы накроем полиэтиленом, а вещи перенесём к нам.
- Да я ничего и не думаю. – Улыбнулась Мария Петровна. – Если бы не болела нога, то начала бы завтра освобождать шкафы. Мебели тут останется немного, да и все ковры я, наверное, тоже выброшу.
- Не переживайте, послезавтра у меня выходной, мы к вам придём вместе с подругой Настей и будем помогать, а грузчики могут вас вместе с кроватью перенести. – Засмеялась молодая женщина.
Уже почти месяц Маша жила в квартире Рудневых, а у неё полным ходом шёл ремонт. По вечерам она проверяла что сделано, гладила руками шёлк на стенах и любовалась новыми окнами. Часто она ловила взгляд Вадима Георгиевича, и казалось, он ей хотел что-то сказать. Рудневу нравилась вся её стряпня, и он не забывал ежедневно хвалить отличную хозяйку. Мария Петровна удивлялась, что не ощущает неудобства, живя в соседской квартире. Наоборот ей тут всё нравилось, а когда приходила Даша с детьми и все бросались обниматься, то женщина просто млела от счастья.
В один из вечеров Вадим всё-таки решился. Сейчас в нем ничего не осталось от руководителя, каким его всегда видела Маша. Волнуясь и подбирая слова, мужчина говорил, что они уже не молоды, но жизнь продолжается и вместе им будет теплее….
Деньги племяннице она больше решила не перечислять. В день зарплаты она позвонила Тамаре и поставила сестру в известность.
- С возвратом денег Инга может не торопиться. – Сказала Мария Петровна. – На ремонт и новую мебель у меня хватило. Спасибо тебе за совет, а то бы ещё долго собиралась наводить чистоту.
- С возвратом долга…? – Растягивая слова, проговорила Тамара.
Даша знала, что отец предложил жить вместе, но, ни о чем не спрашивала, поэтому Мария начала разговор сама.
- Знаешь девочка, пожалуй, вместе нам будет веселее, вы действительно мне как родные. После ремонта я предложила твоему папе переехать ко мне, а ты можешь жить здесь. Отсюда тебе и до работы ближе и, за детьми я присмотрю в любое время, а ещё ты вообще можешь сдать ту квартиру и тратить деньги от аренды жилья на себя и детей.
- Здорово! – Обрадовалась Дарья. – Здесь действительно нам будет удобнее и деньги, найдём куда потратить, вам например, нужно сменить практически весь гардероб. Кстати, на счет, посидеть с детьми! Как вы с папой смотрите на то, чтобы с субботы на воскресенье побыть с ними. Артём предложил поехать на дачу к его другу с ночёвкой.
- Разумеется, положительно, а ещё я теперь смотрю в будущее с надеждой. - Улыбнулась Мария. - Петя всегда говорил, что если упал, то нужно подняться и идти дальше.
Подписывайтесь на канал и читайте другие рассказы. а также романы о любви.