Найти в Дзене

Приёмчики нейминга для книги, которую вы пишете

Автору (да и редактору) часто приходится ломать голову над именами для персонажей, названием книги, наименованиями каких-то организаций, которые мелькают в тексте. И не всегда нейминг приходит легко. Собрала для вас несколько базовых приёмов. Стоит посмотреть на них, и голова сразу начинает работать самостоятельно и генерить идеи. Ассонанс — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков. Подсчеты говорят, что каждый пятый звук в русских именах — это «а». Не просто часто, а очень часто! Однако в словах балалайка, «Зара», «Бананас» или «Армата» гласный «а» составляет почти половину всего звукового набора. Это и есть ассонанс. Названия издательства «Абраказябра» (где я работаю) — немного другой приём, хотя звуком «а» это слово тоже сильно насыщено, и оно тоже подходит как пример. У моей подруги была школа материнства с названием «Амамама», вот где, как мне кажется, оба приёмчика просто сталкиваются лбами. Наверняка суть приёма уже понятна, но я всё-т
Оглавление

Автору (да и редактору) часто приходится ломать голову над именами для персонажей, названием книги, наименованиями каких-то организаций, которые мелькают в тексте. И не всегда нейминг приходит легко. Собрала для вас несколько базовых приёмов. Стоит посмотреть на них, и голова сразу начинает работать самостоятельно и генерить идеи.

Приёмчики «ассонанс» и «аллитерация»

Ассонанс — приём звуковой организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков.

Подсчеты говорят, что каждый пятый звук в русских именах — это «а». Не просто часто, а очень часто! Однако в словах балалайка, «Зара», «Бананас» или «Армата» гласный «а» составляет почти половину всего звукового набора. Это и есть ассонанс. Названия издательства «Абраказябра» (где я работаю) — немного другой приём, хотя звуком «а» это слово тоже сильно насыщено, и оно тоже подходит как пример. У моей подруги была школа материнства с названием «Амамама», вот где, как мне кажется, оба приёмчика просто сталкиваются лбами.

Наверняка суть приёма уже понятна, но я всё-таки приведу примеры ассонанса в названиях брендов — «Лада», «Инфинити».

Аллитерация — приём, когда повторяются одинаковые или похожие по звучанию согласные звуки. В ассонансе — гласные, здесь — согласные. Проще всего вспомнить стихи, где повторяющиеся согласные стоят в первых слогах слов. Или пословицы: «Щи да каша — пища наша».

Но и в прозе такой приём работает. И в названиях, и в именах собственных. Я и сама воспользовалась этим приёмчиком, когда придумывала название для издательства «Абраказябра». Хочешь не хочешь, но удачные варианты навсегда увязают в памяти. Вы прекрасно знаете, о чём я — Чупа-Чупс, Тик Так, КитКат.

И ассонанс, и аллитерация хорошо работают, если удачно составлены. Но считается, что эффект у этих приёмчиков нейминга отличается. Аллитерация ощущается, как упругий пульсирующий ритм. Тра-та-та, тра-та-та! Его хочется воспроизводить снова и снова. Ассонанс воспринимается более ровно, гладко, стабильно и предсказуемо — ама-ма-а-а-ма, ла-а-а-а-да. Согласны? Автору такие вещи стоит принимать во внимание. Ведь если ваш герой стойкий оловянный солдатик или юный барабанщик, то для него больше подходит что? Аллитерация. А если это девочка с сильной природной магией — принцесса Моана — тогда берём ассонанс.

Шалтай-Болтай, сгенерировано при помощи Шедеврума
Шалтай-Болтай, сгенерировано при помощи Шедеврума

Анафора и эпифора

Пусть вас не смущает обилие терминов. Термины можно и не запоминать, зато названия, основанные на описанных приёмах, легче произносятся и быстрее запоминаются. А значит, вернее принесут вашему тексту популярность.

Анафора и эпифора перекликаются с аллитерацией и ассонансом. Но это другая классификация звуковых повторов, в основе которой лежит распределение повторяющихся звуков в тексте.

Итак. Анафора — это когда звуки повторяются в начале слов. Вот самый популярный пример: Кока-кола. Короткое и простое название с повторяющимися слогами. Повтор букв, слогов или целых слов в начале отдельных относительно самостоятельных симметричных речевых отрезков. Если приводить примеры брендов, то это «Чупа-чупс», «Милая Мила», «Сам Самыч». А в текстах вспомните что-то подобное?

Мы с коллегой вспомнили Дим Димыча из «Фиксиков», первую часть имени мангуста Ри́ккии́кки из «Ри́кки-Ти́кки-Та́ви».

Анафору часто используют в стихах. И в стихах, и в прозе этот стилистический приём применяют, чтобы усилить торжественный, возвышенный тон. Такие примеры вы легко найдёте через поисковик. «Люблю тебя, Петра творенье, Люблю твой строгий, стройный вид...» Но мы сейчас всё-таки про нейминг.

Есть ещё эпифора — повторение конечных звуков в словах. «Тутти-Фрутти», Шалтай-Болтай, Хампти-Дампти, Вакса-Клякса у Маршака. Моя любимая Ухти-Тухти! И вот память сама вынесла, я не хотела: «Ширли-мырли». А из нового я узнала на днях из переписки с коллегой-иллюстратором, что она сотрудничала с издательством с названием «Харди Гарди».

Палиндромы

И не могу не упомянуть про палиндромы. Когда слово или фраза читается одинаково в обоих направлениях: хоть с начала к концу, хоть от конца к началу. Все в курсе про «А роза упала на лапу Азора». Но про названия, возможно, вы в таком ключе ещё не думали.

Примеры: Абба, Авива (чистый палиндром), Тойота, Адидас (если убрать последнюю букву).

Ну и не забудьте проверить, не используется ли созданный вами нейминг где-то ещё. Во избежание неприятных сюрпризов стоит загуглить свою идею!