Найти в Дзене
Искусство кино

Природные фильмы, обыденность «Нокаута» и новый Кроненберг: главные материалы о кино за неделю 10.03 — 16.03

Оглавление

Подборка главных новостей, событий и материалов недели: режиссеры исследуют травмы утраты, колониализма, капитализма, миграции и войн.

«Эврика» Лисандро Алонсо: колонизация глазами коренных общин

    «Эврика», режиссер Лисандро Алонсо, 2023 «Эврика», режиссер Лисандро Алонсо, 2023
«Эврика», режиссер Лисандро Алонсо, 2023 «Эврика», режиссер Лисандро Алонсо, 2023

В интервью MUBI аргентинский постановщик рассказывает о масштабном фильме-триптихе, над которым работал девять лет: о разнообразном визуальном языке, общении с коренными сообществами и стремлении аутентично передать их жизнь.

О «внутреннем монтаже»:

Когда вы работаете с пленкой, вы знаете, что должны соблюдать определенную строгость, которая, в свою очередь, требует от вас создания montaje interno — внутреннего монтажа. Я не так заинтересован в классическом повествовании, как другие режиссеры; мое кино не работает по принципу кадр и обратный кадр. Я предпочитаю полагаться на montaje interno и глубину резкости. Особенно когда работаешь с людьми, которые никогда не были знакомы с кино, как это было в случае с моим первым фильмом «Свобода». Вы просто не можете привязать непрофессиональных актеров к таким вещам, как непрерывность между кадрами и обратными кадрами. Вы не можете просто обрезать здесь и продолжить снимать там. Вы пытаетесь запечатлеть жизнь так, как вы ее переживаете, и выкристаллизовать повседневные моменты так, как они разворачиваются на ваших глазах. Это то, что всегда оставалось со мной. Особенно в том первом фильме.

О длинных кадрах и свободе зрителя:

Я думаю, что чем длиннее кадры и меньше перебивок между ними, тем больше свободы вы можете дать зрителям: чтобы они погружались в эти сцены в своем темпе. Вы даете им шанс решить, на что смотреть и как именно. Такой подход делает ваши фильмы менее наигранными, если вы понимаете, о чем я. Зрителям сложнее разгадать мои режиссерские намерения. И я думаю, что это помогает воспринимать Другого гораздо более откровенно и непосредственно.
Я нахожу такой подход почти расслабляющим; он помогает мне уловить больше жестов и в то же время дает достаточно свободы, чтобы создавать и воображать вещи, которые могли бы делать персонажи.

О показе неприглядных сторон жизни в резервации:

<...> я провел девять лет, работая над этим проектом, и я готов защищать каждую сцену, которую мы сняли. Мы разговаривали с разными людьми в резервации о том, как подходить к материалу, получили несколько разрешений на съемки и обсуждали с некоторыми представителями общин, что можно, а что нельзя снимать. Мы обсудили, что мы хотим включить в фильм, и никто из них не посчитал это «дурной рекламой». Все, чего они хотели, — чтобы мы показали, каково это — жить там. Это не дурная реклама, это просьба о помощи. И, в конце концов, они дали мне полномочия оказать им такую услугу средствами кино. <...> Но, возвращаясь к вашему вопросу, скажу, что сложно показать будни женщины-полицейского, не затрагивая более неприятные вещи, с которыми ей приходится сталкиваться. Словно вы решили снять фильм о пожарном, показывая только, как он ухаживает за своим садом.

Распад Югославии глазами ребенка в программе Локарно

    «Когда зазвонил телефон», режиссерка Ива Радивоевич, 2025 «Когда зазвонил телефон», режиссерка Ива Радивоевич, 2025
«Когда зазвонил телефон», режиссерка Ива Радивоевич, 2025 «Когда зазвонил телефон», режиссерка Ива Радивоевич, 2025

Постановщица Ива Радивоевич рассуждает об автобиографическом фильме «Когда зазвонил телефон», в основе которого — детские воспоминания о жизни в раздираемой войной Югославии и переезде оттуда, которые стали фоном для более универсальной истории о том, как внешние потрясения вторгаются в картину мира ребенка. Вот несколько цитат:

О «маскировке» собственного опыта:

Я думаю, что дистанцирование от этой истории позволяет мне рассказывать ее с некоторым комфортом. Я делаю это настолько упрощенно, насколько могу. Говорить такие вещи — значит, ставить себя в уязвимую позицию, и каким-то образом, маскируясь, я могу получить пространство [для высказывания]. То же самое касается закадрового голоса: он есть в большинстве моих фильмов, и он постоянно меняется. Меняются языки, гендер человека или его национальность — и так далее. Так что это тоже своего рода маскировка. Обычно это рассказ о личной истории или каком-то опыте, но с использованием маскировки. Еще маскировка обусловлена тем, что, будучи человеком, мигрирующим из страны в страну, вы постоянно меняете идентичность, реальность, язык, поэтому вы постоянно находитесь в некой ситуации маскировки — или перевоплощения.

О детском взгляде на травматические события:

Думаю, идея заключалась в том, чтобы сделать мир очень маленьким, миром детей. Все детские лица показаны в их вселенной. Снаружи идет война, но их жизнь продолжается, и для них это все не более чем шорох. В этом и заключалась идея. Вдобавок, опять же, иногда ограничения провоцируют фантазию, а наша проблема была в том, что мы не могли нанять больше актеров. Поэтому идея заключалась в том, что родители [были] эдакими персонажами из «Тома и Джерри», где нам показывали только руки и ноги хозяйки кота. То есть они находятся на заднем плане. Вы никогда их не видите.

О ключевой теме фильма:

<...> мне было неинтересно снимать фильм о войне. Он, скорее, о душевной боли, связанной с переездом. Каково это — быть внезапно оторванным от родины, друзей, семьи, языка? <...> Думаю, это выражено и в одной из последних реплик фильма: «Она была так далеко — и пользовалась словами, которых не понимает». Вы едете в страну, где вы не можете общаться. Вы не знаете, как говорить, как налаживать контакт с людьми. Я думаю, что это отголосок неспособности к коммуникации. <...> В фильме мы исследуем все то, что вы оставляете позади или от чего вас отрывают.

«Освободительная сила кино» в творчестве Сулеймана Сиссе

    «Девушка», режиссер Сулеймана Сиссе, 1975 «Девушка», режиссер Сулеймана Сиссе, 1975
«Девушка», режиссер Сулеймана Сиссе, 1975 «Девушка», режиссер Сулеймана Сиссе, 1975

Месяц назад не стало африканского режиссера-визионера, чьей жизни и творчеству посвятили колонку в Little White Lies. Внутри — о воспитании в духе соцреализма, духовных традициях малийских предков и стремлении Сиссе изменить зрителей, власти и общество. Вот основные цитаты:

О месте политики и борьбы за свободу:

С самого начала Сиссе позиционировал себя как режиссер, чья работа не может быть отделена от политики. Он воплощал в жизнь идею философа и поэта Эме Сезера, что искусство — это «борьба за освобождение», и через кинематограф призывал зрителей говорить власти правду. Всегда критикуя марионеточные правительства, созданные после обретения независимости от колониального господства, Сиссе, как и современники, использовал свои работы, чтобы исследовать накаленный политический климат в стране.

О переосмыслении роли кинематографиста:

Влияние Сиссе можно найти в работах бесчисленных авторов, а его уникальный подход к кинематографу — переплетение метафизического с повседневным, текстуальная насыщенность его фильмов, настойчивое стремление не просто критиковать власть, а счищать идеологические слои, которые позволяют такой власти существовать, — будет его величайшим наследием. <...> Создатель миров, выходящих далеко за рамки его образования в традиции реализма, Сиссе переосмыслил, что такое — быть кинематографистом. Он вернул этой роли педагогические корни и использовал освободительную силу кино, чтобы взрастить в зрителе политическое сознание. Для Сиссе быть режиссером — значит, быть рассказчиком, а рассказ — это ключ к освобождению.

Увечащая обыденность «Нокаута» Стивена Содерберга

    «Нокаут», режиссер Стивен Содерберг, 2011 «Нокаут», режиссер Стивен Содерберг, 2011
«Нокаут», режиссер Стивен Содерберг, 2011 «Нокаут», режиссер Стивен Содерберг, 2011

Эссе MUBI, где рассматривается особый подход к экшен-сценам в шпионском боевике культового режиссера, который особенно наглядно раскрывает фирменную тему — давления системы на человека — в крайне тактильном жанре. Вот несколько цитат оттуда:

Об институциях, формирующих реальность:

Часто в центре внимания оказываются унылые корпоративные помещения, такие как офисы («Птица высокого полета»), больницы («Не в себе») и фитнес-клубы («Девушка по вызову»); эти кадры категорично изображают заурядные ритмы и текстуры жизни при капитализме, но в своей явно цифровой, нередко следящей эстетике они также тематизируют сам акт подобного (технологического) «захвата»: втягивание персонажей в большие институциональные структуры, которые «обрамляют» — сдерживают, ограничивают, определяют — форму, которую принимает «обыденное». В этом контексте мирское сигнализирует о реальности, которая активно формируется: рутинизируется и банализируется, превращаясь в данность, в то время как силы, стоящие за этим, остаются абстрактными, таинственными и, кажется, неприкосновенными.

О жанровой необычности фильма:

В фильме «Нокаут», рассказывающем о том, как работники низшего звена расплачиваются за махинации высшего руководства, поражает то, что боевые сцены, в которых задействованы почти исключительно первые, так бодряще натуралистичны. Своими подчеркнуто «приглушенными» драками фильм приглашает нас прочувствовать тяжесть обыденности и задуматься, откуда исходит давление и на кого ложится основная тяжесть. Такой подход радикально отличается от модных в конце века и начале 2010-х боевиков в стиле борнианы, где динамичный монтаж и дрожащая ручная камера вызывают в памяти мельтешение глаз и бег суперагентов, перехитривших и обставивших противников. Для таких героев действовать — значит победить систему в ее же игре, овладеть логикой наблюдения и умением мгновенно принимать решения лучше, чем власть предержащие.

Об отношениях между насилием и повседневностью:

Драки в «Нокауте» обходятся без привычного воздействия формы, предпочитая вместо этого ощущение инерции, обыденности. По иронии судьбы, насилие бьет сильнее из-за повседневного контекста; действие ощущается необычайно резким, как будто нас заставляют бежать без разминки. И наоборот, повседневность также становится остранена насилием, которое натягивает ткань обыденности, выдвигая на первый план ее текстуру и плотность. Подобное отстранение обыденности происходит и в других фильмах Содерберга посткризисной эпохи, но «Нокаут» отличается от них в одном отношении: это боевик. В его декорациях идея тела под давлением драматизируется особенно наглядно.

Соавторство с природой в работах Карела Доинга

    Wilderness Series, режиссер Карел Доинг, 2016 Wilderness Series, режиссер Карел Доинг, 2016
Wilderness Series, режиссер Карел Доинг, 2016 Wilderness Series, режиссер Карел Доинг, 2016

Захватывающий материал Screen Slate об экспериментальных фильмах нидерландского режиссера, художника и исследователя, который стремится отпечатать на пленке органические процессы. Вот основные цитаты:

О системе Доинга:

Большая часть его практики сосредоточена на использовании аналоговых техник с 16-миллиметровой пленкой, но Доинг также привлекает в качестве сотворцов природу и органические процессы: через «фитографию» — разработанную им систему, которая сочетает органические материалы, вроде растений, с фотохимической эмульсией непосредственно на пленке. Если аналоговая пленка — это руины, как следует из его книги, то процессы, разработанные Доингом, напоминают присвоение себе природой заброшенных рукотворных структур.

Об «изображениях, сделанных природой»:

Например, в Wilderness Series (2016) Доинг использует процесс, который он называет «органиграммой»: технику, похожую на фотограмму, которая, как и фитография, предназначена для отпечатывания органической материи непосредственно на пленке. В отличие от таких предшественников, как «Сад земных наслаждений» Стэна Брэкеджа (1981), где легендарный режиссер наклеивал растительность на чистую пленку и создавал визуальную запись листьев, трав и лепестков, Доинг идет на шаг дальше. Вместо того чтобы фиксировать то, что было, — представлять тени некогда живой органики, — он добавляет растительную массу, грязь и соль к смеси фотохимикатов, чтобы воспроизвести органические процессы и получающиеся в результате изображения прямо на восстановленной 35-миллиметровой черно-белой пленке. Вместо обычной экспозиции художник ждет несколько дней или недель, пока биохимические изменения, происходящие в эмульсии пленки при дневном свете, создают изображения. Затем он сканирует пленку, упорядочивая, обрезая и наслаивая изображения, полученные в ходе органического процесса. Однако это художественное вмешательство кажется второстепенным по сравнению с тем, что наиболее интересно в процессе создания изображений в фильме — его визуальной онтологией. По словам Доинга, это «изображения, сделанные природой, а не из природы».

«Удовлетворение» из программы SXSW: как смонтировать и интегрировать травму

    «Удовлетворение», режиссерка Алекс Бурунова, 2025 «Удовлетворение», режиссерка Алекс Бурунова, 2025
«Удовлетворение», режиссерка Алекс Бурунова, 2025 «Удовлетворение», режиссерка Алекс Бурунова, 2025

Режиссерка Алекс Бурунова, для которой фильм стал полнометражным игровым дебютом, рассказывает о замысле, перекрестном монтаже и лежащем в основе истории опыте отношений между людьми искусства. Вот несколько цитат:

О нелинейности и ощущении травмы:

Это было похоже на сочинение музыки: мне нужно было найти правильный ритм между двумя временными линиями, чтобы они не конкурировали, а скорее дополняли друг друга.
Нелинейное повествование было крайне важно, потому что именно так «работает» травма: она никогда не переживается линейно. Воспоминания неожиданно всплывают, особенно в моменты затишья. Я хотела, чтобы зрители ощутили внутренний ландшафт Лолы: почувствовали тяжесть ее молчания в настоящем и одновременно поняли глубину ее любви в прошлом.
Самой большой проблемой было ощущение. Это должно было восприниматься как один непрерывный поток — текучий и неизбежный: как будто прошлое преследует настоящее. Существует особая алхимия перекрестного монтажа, который должен быть незаметным, но при этом ощутимым на глубинном уровне.

О пути к обретению героиней голоса:

Интересно, что по мере сближения двух сюжетных линий между ними исчезают различия. Визуальные и физические особенности, которые раньше казались разительными — одежда, язык тела, молчание [главной героини], — постепенно начинают растворяться. Это было сделано намеренно. Это слияние временных линий отражает ее внутреннее путешествие: она постепенно интегрирует ту часть себя, с которой потеряла связь, позволяя ей возродиться. Фильм как раз об этом: обретении голоса, тела, идентичности — и мы хотели, чтобы визуальный язык отражал это постепенное возрождение.

Вышел трейлер «Савана» Дэвида Кроненберга

    «Саван», режиссер Дэвид Кроненберг, 2024 «Саван», режиссер Дэвид Кроненберг, 2024
«Саван», режиссер Дэвид Кроненберг, 2024 «Саван», режиссер Дэвид Кроненберг, 2024

В недалеком будущем бизнесмен-новатор Карш, убитый горем после смерти жены Бекки (Дайан Крюгер), создает хай-тек-кладбище. Там в погребальный саван устанавливается специальное устройство, которое позволяет в любой момент понаблюдать за телом усопшего близкого. Когда неизвестные вандалы оскверняют несколько могил, Карш начинает расследование, которое приводит его к раскрытию обширного заговора. Показанный в Каннах новый фильм Дэвида Кроненберга, написанный мэтром боди-хоррора после смерти жены, выйдет в России 10 июля 2025 года.