Найти в Дзене
СберМаркетинг

Как и зачем бренды создают комьюнити

Оглавление

Создание активного и вовлечённого комьюнити — это стратегический инструмент, который помогает брендам выстраивать долгосрочные отношения с целевой аудиторией. Например, по данным отчёта «Вовлечение сообщества в производство спортивной одежды», 50% клиентов adidas чувствуют привязанность к бренду именно благодаря его комьюнити-инициативам.

Почему важно выстраивать бренд-комьюнити

Повышать лояльность аудитории

Когда клиенты чувствуют, что бренд разделяет их ценности и интересы, то становятся не просто покупателями, а преданными сторонниками. Члены комьюнити чаще совершают повторные покупки, дольше остаются с брендом и реже переключаются на конкурентов.

Пример: adidas создал программу AdiClub, где участники получают доступ к эксклюзивным коллекциям и мероприятиям.

Источник: adidas.co.uk/adiclub
Источник: adidas.co.uk/adiclub

Привлекать новых клиентов через «сарафанное радио»

Люди охотно делятся впечатлениями и опытом использования товаров внутри комьюнити. Такие рекомендации нередко работают лучше прямой рекламы. По данным Nielsen, 92% потребителей доверяют рекомендациям друзей и семьи больше, чем традиционной рекламе.

Пример: Tesla практически не тратит деньги на рекламу, полагаясь на сообщество поклонников марки, которое активно продвигает бренд в соцсетях.

Улучшать продукты за счёт обратной связи

Комьюнити даёт брендам бесценные инсайты о потребностях аудитории и функциях или услугах, которые стоит улучшить. Вовлекая клиентов в обсуждение, компании могут улучшать свои товары и сервисы.

Пример: у LEGO есть платформа LEGO Ideas, где пользователи предлагают свои дизайны конструкторов. Победившие в голосовании проекты запускают в производство.

Источник: ideas.lego.com
Источник: ideas.lego.com

Повышать уровень вовлечённости

Комьюнити превращает клиентов из пассивных потребителей в активных участников различных мероприятий . Люди не просто покупают продукт, но и чувствуют себя частью бренда.

Пример: Nike Run Club — приложение для бегунов, где пользователи могут отслеживать тренировки, участвовать в челленджах и общаться с другими любителями бегать.

Увеличивать средний чек и частоту покупок

Лояльные клиенты не только остаются с брендом дольше, но и готовы тратить на его товары и услуги больше денег. Чувство принадлежности к комьюнити мотивирует чаще взаимодействовать с продуктом и участвовать в акциях, в том числе платных.

Пример: программа лояльности Starbucks Rewards позволяет пользователям получать бонусы и участвовать в закрытых мероприятиях.

Выделяться среди конкурентов

Многие продукты со временем становятся похожими по качеству и функциональности настолько, что технические характеристики перестают иметь первостепенное значение. Тогда эмоциональная связь с брендом выходит на первое место и становится ключевым фактором выбора.

Пример: Apple формирует сообщество через ценности инноваций, эстетики и удобства. Поклонники Apple объединяются вокруг идеи, а не просто продукта.

Как построить сильное бренд-комьюнити

  1. Изучите аудиторию: нужно понимать, кто ваши клиенты, чем они живут, какие у них интересы, ожидания и ценности. Для этого можно использовать аналитику соцсетей, опросы и интервью, анализ конкурентов, Big Data и AI-инструменты.
  2. Определите платформу для общения: где будет существовать ваше комьюнити? Это могут быть чат или группа в мессенджере, сообщество в соцсетях, собственное приложение, форум или сайт. Выбор напрямую зависит от аудитории и тех мест, где она предпочитает собираться и общаться.
  3. Создавайте полезный контент: комьюнити не будет работать, если люди не видят в нём ценности. Дайте участникам то, что они не смогут найти в открытом доступе: образовательные материалы (гайды, советы, курсы), эксклюзивный контент (ранний доступ к продуктам, закулисье бренда), закрытые мероприятия или личный контакт с брендом (возможность напрямую общаться с экспертами, командой).
  4. Вовлекайте участников: нужно постоянно стимулировать активность, например, запускать конкурсы и челленджи, проводить опросы, Q&A-сессии, отвечать на комментарии и включаться в диалоги, репостить контент участников.
  5. Отмечайте активных участников: выделяйте тех, кто вносит вклад в комьюнити — дарите бонусы и скидки или давайте уникальные статусы и роли (например, «амбассадор бренда»).
  6. Собирайте обратную связь: регулярно анализируйте, что нравится аудитории, а что нет — отслеживайте вовлечённость и активность, запрашивайте мнение сообщества о том, какой контент они хотят, или что можно улучшить, адаптируйте стратегию под их потребности.
  7. Будьте прозрачными: люди не любят, когда бренды манипулируют или навязываются. Открыто рассказывайте о своих принципах, целях и ценностях. Делитесь реальными историями и процессами внутри компании.

Каким компаниям удалось построить сообщества вокруг бренда

Harley-Davidson

Источник: harley-davidsonforums.com
Источник: harley-davidsonforums.com

Философия Harley-Davidson выстроена вокруг «братства гонщиков». Бренд проводит регулярные встречи сотрудников и клиентов. В результате, многие сотрудники стали байкерами, а многие байкеры — сотрудниками. Расходы на комьюнити-маркетинг в компании считаются инвестициями в будущее бренда.

Red Bull

Источник: redbull.com/int-en/events/red-bull-rampage-2024
Источник: redbull.com/int-en/events/red-bull-rampage-2024

Компания активно поддерживает экстремальные виды спорта, организуя мероприятия, такие как Red Bull Flugtag и Red Bull Rampage. Бренд создаёт пространство для спортсменов и фанатов, что способствует формированию крепкого сообщества.

«ВкусВилл»

Источник: vkusvill.ru/media/journal/
Источник: vkusvill.ru/media/journal/

Сеть продуктовых магазинов «ВкусВилл» поддерживает связь с клиентами через онлайн-журнал и активное присутствие в соцсетях, где делится полезным контентом и проводит розыгрыши. Также компания организует фестивали еды, способствующие укреплению сообщества.

Бренд-комьюнити — это не просто группа покупателей, а живое сообщество, которое помогает компании расти, развиваться и строить доверительные отношения с аудиторией.

А какие примеры выдающихся бренд-комьюнити встречались вам? Делитесь мнением в комментариях и подписывайтесь на наши каналы в Telegram, ВКонтакте и на YouTube и следите за новостями на нашем сайте.