Найти в Дзене
Найди свой Дзен

«Формула-1» для чайников

Оглавление

16 марта в Австралии начался новый 76-й сезон главной гоночной серии в мире — «Формулы-1». Если вы не следите за этим видом спорта, то давайте разбираться в том, что это такое и зачем его смотреть. Быть может, у вас появится новое хобби.

Что такое «Формула-1»

Вы наверняка слышали это название и знаете, что под «Формулой-1» подразумеваются гонки. Однако понятие намного шире, чем просто гонки.

Во-первых, под «Формулой-1» подразумевается чемпионат мира по кольцевым автогонкам на спортивных машинах с открытыми колесами (они называются болидами). Он проводится ежегодно и состоит из нескольких этапов. Победители каждого сезона определяются в личном и командном зачете — об этом чуть позже. Чемпионат мира проводится с марта по ноябрь — декабрь.

-2

Во-вторых, «Формула-1» — это свод технических правил и требований, в соответствии с которыми проводится чемпионат мира по автогонкам. Эти правила создает и принимает главный руководящий орган всех автосоревнований в мире Международная автомобильная федерация (FIA).

За «Формулой-1» также закрепились такие названия, как «Королева автоспорта», «Вершина автоспорта», «Большой цирк», «Королевские гонки» и многие другие. Это связано с тем, что «Формула-1» — самая престижная гоночная серия в мире и является вершиной карьеры для большинства гонщиков. Потому что «Формула-1»: 1) обладает высочайшим уровнем техники — транспорт безопасный и очень быстрый, 2) все очень дорогое (гонорары гонщиков, затраты компаний на создание болидов достигают десятки миллионов долларов), 3) «Формулу-1» смотрят по всему миру, а автодромы, на которых проводятся соревнования, собирают сотни тысяч человек.

Личный (Гран-при) и командный (Кубок конструкторов) зачеты

Сегодня в мире существует всего 10 команд «Формулы-1» — «Макларен», «Феррари», «Ред Булл», «Мерседес», «Астон Мартин», «Альпин», «Хаас», «Рейсинг Буллз», «Уильямс», «Заубер». От каждой команды в чемпионате мира участвует по два гонщика (не считая резерва). Итого — 20 гонщиков.

Каждый автогонщик борется за титул чемпиона мира среди гонщиков (или борется в личном зачете), и каждая команда борется за титул мира среди конструкторов (или за Кубок конструкторов). Все компании проектируют и собирают свои машины по собственным технологиям.

-3

Как проходит чемпионат «Формулы-1»

Соревнования проводятся на протяжении практически всего года с марта по ноябрь — декабрь. Гран-при проводится с пятницы по воскресенье и состоит из нескольких этапов — сессий:

  1. Практика. Заезды, которые предназначены для того, чтобы подготовить гонщиков и команд. Грубо говоря, это тренировка, когда можно проверить свой болид, шасси, оценить силы участника (и если что, заменить его), ознакомиться с трассой, выбрать стратегию.
  2. Квалификация. Очень важный тип заезда, на котором гонщику уже нужно показывать свой лучший результат, ведь именно на этом этапе определяются стартовые позиции на следующий финальный этап. Квалификация делится на три части: 1. Длится 18 минут (в заезде принимают участие все пилоты), 2. 15 минут (в заезде принимают участие 15 лучших пилотов), 3. 12 минут (лучшие 10). Гонщику, который становится победителем квалификации, присваивается поул позиция (от англ. pole position — выгодная для гонщика позиция для старта в заключительном этапе). То есть по итогам квалификации гонщики будут выстраиваться на стартовой прямой на финальной гонке.
  3. Гонка. Это заключительный и, конечно, главный этап, за которой дают кубок. Он проводится по воскресеньям. Средняя дистанция составляет 300 км, которые считаются кругами (количество кругов в гонке доходит до 70). Каждая гонка длится около двух часов и ни в коем случае не может превышать три часа.

Всего в сезоне 24 гонки. Каждая из них проходит в разных городах мира, в которых были построены гоночные трассы. Некоторые из них — настоящее произведение искусства. Например, в Монако трасса находится на городских улочек. В сезон Гран-при ее закрывают для обычных машин. Эту трассу покорить могут только самые искусные гонщики, так как она узкая, неровная и неповоротливая. После тоннеля, который встречается на трассе, автомобили выезжают на набережную Лигурийского моря.

-4

Некоторые гонки проходят не только днем (обычно они стартуют в 14:00 по местному времени), но и ночью. Например, именно такие правила на Гран-при в Сингапуре. Здесь гонки начинаются в 20:00, а саму трассу освещает 1 600 прожекторов. Это очень красиво!

-5

Это безопасно?

«Формулу-1» называют королевой автоспорта не только из-за ее престижности. Считается, что именно на этих соревнованиях используются высочайшие технические решения. Это и правда так: если болид пилота будет не прочным, он сломается прямо на трассе и для него все может быть кончено уже на первой гонке (а их, напомним, 24!).

Команды тратят сотни миллионов долларов на то, чтобы сделать самый быстрый и самый устойчивый болид. Прохождение круга требует от гонщика нечеловеческой концентрации — его сердце в течение всей гонки (полтора часа) бьется с частотой 180–230 ударов в минуту, а его автомобиль должен разогнаться до скорости 300 километров в час.

Однако это не отменяет того факта, что сделать «Ф-1» полностью безопасной невозможно. Аварии на «Формуле-1» могут быть опасны как для пилотов, так и для зрителей. Например, за все время своего существования этот вид спорта унес жизни 47 пилотов — кто-то из них погиб на тестах, кто-то — на квалификации, а кто-то — на гонках.

-6

Более того, на гонках не раз погибали и зрители. Например, в 1961 году болид гонщика из «Феррари» взлетел в воздух и влетел в толпу — тогда погибли 14 зрителей и сам пилот. За все время существования «Ф-1» зарегистрирован 31 случай гибели зрителей. После 2001 года систему безопасности зрителей улучшили и ни один зритель больше не погибал.

Когда появилась «Формула-1»

В 2025 году состоится уже 76-й чемпионат мира по автогонкам в классе ««Формула-1». Однако такому явлению как автомобильные гонки уже чуть более ста лет. Гоночные соревнования появились еще в 20-е годы прошлого века. Тогда на протяжении 20 лет проводился чемпионат по автогонкам в Европе — его можно назвать прародителем «Формулы».

-7

После Второй мировой войны в 1946 году ФИА представила новый свод правил для автогонок, так называемую «Формулу-А» (позже переименованную в «Формулу-1»). Первый чемпионат «Формулы-1» прошел в 1950 году, тогда победителем стал итальянец Джузеппе Фарина на «Альфа Ромео». В следующие 7 лет 5 раз чемпионом станет аргентинец Хуан Мануэль Фанхио, один из величайших гонщиков в истории.

А вот Кубок конструкторов появился немного позже — в 1958 году. На данный момент самая титулованная команда — это «Феррари». «Скудерия» (так называется действующая итальянская команда «Феррари») насчитывает 15 титулов в личном зачете, а также 16 побед в Кубке конструкторов. Наверное, это связано с тем, что «Красные», в отличие от других великих команд, участвует в «Ф-1» с ее основания.

Существуют ли другие «Формулы»?

Да, существуют! Помимо «Формулы-1», есть и «Формула-2» (с 1948 года), «Формула-3» (с 1950 года) и даже «Формула-4», а также «Формула-Е». Чем больше цифра после дефиса, тем проще болиды, безопаснее трассы, моложе участники. Например, в «Формуле-4» могут участвовать подростки от 15 (!) лет, которые занимаются картингом, но хотят начать серьезную гоночную карьеру. Ну а «Формула-Е» — самая молодая серия из всех «Формул», в которой участвуют электронные автомобили. Сейчас эта серия набирает обороты из-за своей экологичности.

-8

Поэтому считается (и даже сами участники говорят), что «Формула-1» — это предел, мечта всей жизни каждого гонщика. Если с пилотом не подписывают контракт для участия в F-1 после гонки, то велика вероятность того, что гонщик заканчивает свою карьеру.

Почему у «Формулы-1» так много фанатов?

Многие не понимают, что интересного в гонках, ведь футбол или, например, теннис куда более захватывающие виды спорта для глаза. Но некоторые люди однажды увидели спортивные машины, летящие по трассе, и навсегда влюбились в этот спорт.

Хотя дело не только в скорости и не только в непредсказуемости этого спорта (одна гонка может перевернуть все с ног на голову или не решить ровным счетом ничего). В первую очередь это победа над страхом. Мы уже выяснили, что каждая из гонок может оказаться для гонщика последней.

-9

Во-вторых, «Ф-1» выходит далеко за пределы трасс. Это удивительные истории, страсти и интриги, шпионские игры, разборки между командами и внутри команды. Например, многие фанаты вспоминают 2021 год, когда соперничество между командами «Ред Булл» и «Мерседес» достигло вершины накала: были и обвинения, тяжелые аварии, склонение других на свою сторону и, конечно, желание одержать победу любой ценой. И за этим всем фанатам наблюдать очень интересно. Это билет в абсолютно другой мир, существующий на Земле.

Чтобы понять, что происходит в этом мире, советуем посмотреть документальный сериал «Драйв выживания» («Formula 1: Drive to Survive»). Он позволяет открыть закулисье этого автоспорта. Но будьте осторожны: вас может засосать — и вы станете фанатом этого вида спорта! То же самое случилось и с автором текста!

А вы будете смотреть «Формулу-1» в это воскресенье? За какую команду будете болеть?

Автор: Екатерина Трубарова