История эта началась в июле 1941 года, когда по предложению Наркома среднего машиностроения Малышева В. А. и Начальника Главного автобронетанкового управления Красной армии генерал-лейтенанта Федоренко началось формирование Особой танковой бригады имени Наркомсредмаша. Эту бригаду планировалось к 20-му августа 1941 года укомплектовать добровольцами из числа работников танковых заводов Наркомата среднего машиностроения, многие из которых были бывшими танкистами и рвались на фронт.
Материальную часть для Особой бригады танковые заводы должны были изготовить сверх установленного для них плана на июль и август 1941 года.
На вышеприведенном снимке для привлечения внимания мы с большой вероятностью видим, один из танков КВ-1 производства ЛКЗ выпуска августа 1941 года, который был изготовлен для Особой бригады имени Наркомсредмаша. На профильной странице сайта по танкам КВ-1 с 90 мм башней этот танк учтен под номером 60.
Ленинградский Кировский завод должен был произвести сверх плана для вооружения Особой бригады 20 танков КВ-1, в том числе 15 до 1 августа 1941 года. Добровольцами ЛКЗ планировали укомплектовать 25 экипажей танков КВ Особой бригады и ремонтную бригаду из 8 человек.
Челябинский тракторный завод для вооружения бригады должен был произвести сверх плана 7 танков КВ-1, в том числе 3 до 1 августа 1941 года, а также 6 артиллерийских тягачей С-2. Добровольцами ЧТЗ должны были укомплектовать 3 экипажа танков КВ.
Согласно приказу Наркома среднего машиностроения Малышева директорам заводов и их партийным и профсоюзным организациями предлагалось "...провести соответствующую работу по вербовке добровольцев в Особую танковую бригаду им. Наркомсредмаша, добиваясь, чтобы добровольцами вступили лучшие, наиболее опытные, хорошо знающие танковое и автомобильное дело, товарищи".
Всего по первоначальному плану в Особой танковой бригаде имени Наркомсредмаша должно было быть 116 танков, из 27 тяжелых КВ, 67 танков Т-34 производства заводов №183 и СТЗ, 12 "танков-истребителей" Т-34 с 57 мм пушкой и 10 малых танков Т-40 производства завода №37.
Производство всей этой сверхплановой материальной части заводы должны были закончить к 20 августа 1941 года. К этому же сроку нужно было прямо на заводах в учебных танковых батальонах подготовить танковые подразделения заводчан-добровольцев. К 25 августа 1941 года эти подразделения вместе с материальной частью нужно было отправить в Москву.
Согласно документам Военной приемки ГАБТУ КА на Кировском заводе, за июль 1941 года этот завод план по производству танков КВ выполнил на 122,4%. Поэтому в августе 1941 года после подготовки экипажей из текущего производства была выделена материальная часть, которую добровольцы ЛКЗ вместе с другими рабочими завода сами собирали и позже на ней выехали на фронт.
Судя по количеству участников фотосъемки, на фотографии запечатлен личный состав танковой роты добровольцев из числа рабочих ЛКЗ, а также, видимо, кто-то из парторганизации завода и директор завода Исаак Моисеевич Зальцман.
Сформирована данная рота, вероятно, Приказом по Кировскому заводу №48 от 30 июня 1941 года, а обучалась в июле 1941 года при 22-м отдельном учебном танковом батальоне.
В частности, в отчете командования этого батальона сказано, что в период с 27 июня по 9 августа 1941 года в батальоне обучение вождению танков КВ проходили 5 добровольцев Кировского завода и на это затрачено 4,25 моточасов на каждого.
В Челябинске, к сожалению, с организацией производства танков КВ с самого начала 1941 года были большие затруднения, поэтому произвести сверхплановую продукцию для укомплектования Особой бригады имени Наркомсредмаша завод не сумел, так что формировалась эта бригада без участия добровольцев с Челябинского тракторного завода, хотя они были подобраны парткомом завода.
Из Ленинграда танки КВ-1 для Особой бригады были отправлены на станцию Кубинка 11 и 12 августа 1941 года тремя отгрузками в количестве 22 единиц (три роты по 7 танков и танк командира батальона). Заводские номера этих танков начинались с номера М-4977 и далее по списку.
Однако в конце августа 1941 года планы по формированию Особой танковой бригады имени Наркомсредмаша, которая к тому времени получила порядковый номер 63, изменились. Поэтому 24 августа 1941 года 63-ю танковую бригаду расформировали, а на её базе в течении одного дня были сформированы 121-я и 122-я танковые бригады, которые по некоторым данным получили почетное наименование "имени Наркомсредмаша".
Каждая из этих бригад по штату имела по 7 тяжелых и 22 средних танков, поэтому излишествующая материальная часть тяжелых и средних танков вместе с добровольцами из их экипажей была направлена на другие формирования.
Теперь о матчасти танков КВ-1, которые предназначались для Особой танковой бригады. Этот момент я проиллюстрирую нижеследующей фотографией танка КВ-1, который учтен на странице сайта по танкам КВ-1 с 90 мм башней под номером 3.
Все эти танки имели башню Ижорского завода из 90 мм брони, а её погон прикрывался по кругу приваренными броневыми брусками. На надгусеничных полках этих танков были установлены дополнительные топливные баки квадратной формы в количестве семи штук (четыре на правой полке и три на левой) ёмкостью 60 литров каждый.
Однако вырезы в бортовой броне башни под бортовыми смотровыми приборами присутствуют не на всех танках для Особой бригады. У более ранних их нет, у более поздних уже они присутствуют.
Танк КВ-1 на вышеприведенном снимке принадлежал 42-й танковой бригаде Брянского фронта и был потерян в начале октября 1941 года в районе села Семеновское Севского района Брянской области.
На башне этого танка отсутствуют вышеупомянутые вырезы под бортовыми смотровыми приборами. Поэтому логично предположить, что в 42-ю танковую бригаду попал танк командира батальона Особой бригады, если, конечно, маршевые роты с ЛКЗ в Кубинке не переформировывали. Отдельные факты говорят о том, что не переформировывали, но общей картинки пока нет.
Как минимум один доброволец Кировского завода в 42-й танковой бригаде служил.Это младший лейтенант Раков Анатолий Васильевич, в наградном листе которого в строке Каким РВК призван указано - Доброволец Кировского завода гор. Ленинград.
Пока всё. В следующих записях расскажу отдельно о тяжелых танках КВ каждой из сформированных на базе Особой бригады имени Наркомсредмаша танковых бригад. Исправления и дополнения по вышеприведенной информации приветствуются.
Если кто еще не подписался на канал, то обязательно это сделайте. Также если информация была интересна, то прошу не стеснятся ставить палец вверх для продвижения канала.
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/309375.html).
Список источников:
1. Сайт Тяжелые танки КВ (kv1ehkranami.narod.ru);
2. Желтов И.Г., Макаров А.Ю. Харьковские "тридцатьчетверки" (t34inform.ru);
3. Документы 42-й, 121-й и 122-й танковых бригады, а также 22-го отдельного учебного танкового батальона (ЦАМО РФ, сайты Память народа и Подвиг народа);
4. Коломиец М.В. Советский тяжелый танк КВ-1. М.:Яуза, 2017;
5. Ковшов И.И. К вопросу о первой роте добровольцев-танкистов с ЧТЗ. // Челябинск, 2013;
6. Аукционы eBay.
Другие записи по танкам КВ-1 ленинградского Кировского завода выпуска августа 1941 года:
Танки КВ в завершающих боях неудачной операции под Демянском
Танк КВ с трофейной кинохроники
Танки КВ отдельных рот Можайской линии обороны