Сталинградскую битву называют переломным моментом в ходе ВОВ, а завершающим её этапом стала операция "Кольцо", которую осуществил Донской фронт. Им командовал Рокоссовский. За 24 дня боев была разгромлена 250-тысячная армия Паулюса, в плен сдались 24 генерала вермахта и свыше 91 тыс. фашистов. Врагу нанесли гигантский урон. Генерала Рокоссовского узнал весь мир. Им восторгался советский народ.
А вот для историков надолго стало загадкой, почему операцию "Кольцо" доверили Донскому фронту, созданному лишь в начале октября 1942 г., а не Сталинградскому. Тот вынес основные тяготы битвы, отбил около 700 атак на Сталинград, остановил наступление оккупантов, нанес им колоссальные потери и участвовал в окружении армии Паулюса. В декабре именно Сталинградский фронт отбросил войска Манштейна, что пытались деблокировать окруженную группировку. Почему же Сталин так поступил?
Командовал им генерал Еременко, который принял фронт в самый трудный момент – 13 августа 1942 г. До этого его возглавляли маршал Тимошенко и генерал Гордов, провалившие все, что можно и поставившие СССР на грань краха. Лично у меня не вызывает сомнений, что Сталинградский фронт и генерал Еременко сыграли главную роль в победе под городом на Волге. А вот все лавры победителя (ягодка на торте) достались Рокоссовскому.
Нет сомнений, что на первом месте для всех советских военачальников в период ВОВ был разгром врага. Вот только личные амбиции никто не отменял. Без них ни один офицер никогда не станет генералом. Тот же Суворов, по свидетельству очевидцев, радовался как ребенок, когда ему присваивали очередное звание и даже начинал танцевать. Еременко очень сильно переживал, что не ему доверили добивать "привязанного зайца" – окруженную группировку фашистов под Сталинградом. В своем дневнике он писал:
"31 декабря 1942 года я получил внезапный для себя и очень большой удар со стороны Ставки… Вот уже 18 января, а я никак не могу прийти в себя. Никогда раньше я не переживал таких потрясений".
А. Терещенко, "Война глазами дневников".
30 декабря на совещании ГКО в Кремле приняли решение о ликвидации Сталинградского фронта. Три его армии передавались Донскому фронту и еще три Южному, которому предстояло освобождать Ростов и Таганрог. Командующим Южного фронта назначили Еременко, а Донской фронт должен был добить армию Паулюса. По сути это было единоличное решение Иосифа Виссарионовича, позже Жуков вспоминал:
— Какому командующему поручим окончательную ликвидацию противника, – Спросил Сталин. Кто-то из присутствующих предложил Рокоссовского.
— А вы что молчите? – обратился Верховный ко мне.
— На мой взгляд, оба командующих достойны, – ответил я. — Еременко будет, конечно, обижен.
— Сейчас не время обижаться, – отрезал Сталин.
Маршал Жуков, книга "Воспоминания и размышления".
Такому решению Сталина и ГКО было несколько причин:
1) Три армии: 57-я, 62-я и 64-я (их передали Донскому фронту) находились в Сталинграде и возле него, а другие три армии Сталинградского фронта били фашистов в 250-300 километрах юго-западнее. Возвращать их к Сталинграду было абсурдом, ну а армии Донского фронта, блокировавшие группировку Паулюса, находились на месте событий. Назначать Еременко командующим Донского фронта также было нелепо. Рокоссовский хорошо знал обстановку, возможности командиров армий и своих войск;
2) Сталин уже тогда считал Рокоссовского гениальным полководцем, а вот действиями Еременко он был не совсем доволен, в том числе в Сталинграде. Иосиф Виссарионович не раз приказывал Сталинградскому фронту воевать активнее, контратаковать. Однако фронту было не до этого, он едва удерживал рубежи вблизи Волги. Кроме того, хитрого Еременко считали мастером обороны, а не наступления;
3) Еременко не восстановился после предыдущего ранения в ногу. Он не мог ходить без трости, сильно хромал, раны на ноге болели, открывались и т.д. Особенно ситуация стала нетерпимой в ноябре и в декабре. Поэтому в конце января 1943 г. Верховный снял Андрея Ивановича с должности командующего Южным фронтом и отправил лечиться на курорт в Цхалтубо.
Любой из этих причин было достаточно, чтобы доверить Рокоссовскому реализацию операции "Кольцо". А вот честолюбивый Еременко не простил Сталина. Он писал в дневнике, что воевал из последних сил, нога болела, а его за оборону Сталинграда даже не наградили. Прежде всего он во всем винил Жукова и считал, что тот подбил Иосифа Виссарионовича на такое решение.
Внешне же Еременко продолжал петь Сталину дифирамбы. По одной из версий именно он первый предложил присвоить вождю звание генералиссимуса. Все изменилось, когда к власти пришел Хрущев. Тут Андрей Иванович все припомнил бывшему руководителю СССР.
Он писал, что Сталин больше других виноват в поражениях РККА: не знал азбучных истин военной стратегии и попирал их; не прислушивался к мнению генералов; его ошибки обрекли большое число людей на гибель и т.д. А вот Рокоссовский Сталина не предал, хоть тот снял Константина Константиновича в ноябре 1944 г. с должности командующего 1-м Белорусским фронтом и Жуков брал Берлин.
Друзья, я прошу Вас помочь выжить каналу, нажав тут или на кнопку чуть ниже. Давайте будем вместе продвигать отечественный патриотизм!