Одна из самых известных песен Нирваны ставит многих людей… в тупик. Текст простой, но о чем он - непонятно. Английский сегмент интернета окончательно путает карты, ведь знающие люди утверждают: песня является протестом против насилия. Но в каком же месте, простите, этот протест, если текст является призывом "сделать это еще раз"? Я поделюсь своей интерпретацией, а вы можете добавить свои в комментариях)
История песни
Курт Кобейн был скандальной знаменитостью. Во многом потому, что СМИ с него буквально не слезали. Слухи и правда о его зависимостях переплетались в нечто, что нашло свое отражение на страницах статьи Vanity Fair Magazine. Кобейн и Лав обвинялись в употреблении того, что лучше даже не упоминать. Музыкант за словом в карман не полез и ответил:
“My favorite inside source,
I’ll kiss your open sores.
Appreciate your concern,
you’re gonna stink and burn.”
"Мой любимый инсайдерский источник,
я буду целовать твои открытые язвы.
Спасибо за заботу –
ты протухнешь и сгоришь."
Кобейн ненавидел желтую прессу и не раз поминал ее лихом в своих треках. Поэтому в песне заложен смысловой слой, посвященный давлению СМИ на жизнь автора.
Но не все СМИ раздражали музыканта. В одном из интервью он сам высказался о смысле своего антивоенного трека Smells Like Teen Spirit:
“It's like she's saying, 'Rape me, go ahead, rape me, beat me,'" Cobain told Darcey Steinke of Spin in 1993, "'You'll never kill me. I'll survive this and I'm gonna fucking rape you one of these days and you won't even know it.
«Это как будто она говорит: «Изнасилуй меня, давай, изнасилуй меня, избей меня», – сказал Кобейн Дарси Стейнке из Spin в 1993 году. – «Но ты никогда меня не убьёшь. Я это переживу, а потом когда-нибудь изнасилую тебя так, что ты даже не поймёшь, что произошло».
Любопытно, что с музыкальной точки зрения песня построена на тех же аккордах, что и Smells Like Teen Spirit, но в инвертированном порядке.
Из этих слов и наблюдений журналисты и сделали вывод о том, что музыкант выпустил песню против насилия. Поводом послужил, конечно, не его опыт, а резонансный случай изнасилования, произошедший в Вашингтоне в начале 90-х. Тогда жертве удалось спастись и она выступила против обидчиков, не побоявшись осуждения, стыда и насмешек. Курт узнал об этом и написал две песни — Polly и Rape Me.
Если сегодня говорить о своих травмах можно открыто, это даже поощряется в западном обществе, то в 90-х, когда насилия было в разы больше, эту тему часто замалчивали. Жертвы опасались преследования, "буллинга" и "шейма", поэтому агрессоры так и не получали законного наказания. Прорвать плотину молчания помогло изменение психологического восприятия этого явления. Автор песни говорит о табуированной теме открыто и не стесняется "быть жертвой". В тональности песни нет уязвимости и стыда, зато есть крик протеста и взрыв негодования. И на повторе застревает фраза: "Я не единственный". Это означает, что пострадавших много, стесняться тут нечего.
Разбор текста
Эта песня одновременно и о буквальном, и о метафорическом изнасиловании, о пережитом опыте и выживании. В 1993 году она звучала жёстко и откровенно, а идея придания жертве силы была её ключевым элементом. В ранней версии не было строк, которые придали бы песне характерный для Кобейна двойной смысл, — он добавил "Мой любимый инсайдерский источник", и именно эта фраза сделала тему насилия не только буквальной, но и метафорической (обращенной к желтой прессе, которая уже за… дела Кобейна).
Rape me. Rape me, my friend (изнасилуй меня, мой друг)
Rape me. Rape me again (изнасилуй меня снова)
I’m not the only one, Aaah (я не единственный)
I’m not the only one, Aaah
I’m not the only one, Aaah
Как эта песня выступает против насилия? Автор намеренно грубо, примитивно и резко называет вещи своими именами и на своем примере доказывает: говорить о пережитом нормально, более того, ты можешь кричать, жаловаться, выражать свои эмоции так, как это тебе нужно, ведь насилие - это вопиющее нарушение границ, нельзя просто молчать и делать вид, что ничего не было. Многие после первого прослушивания говорили, что им стало физически плохо; кажется, Тори Эймос рассказывала, что у неё выступил холодный пот.
В песне описываются негативные эмоции, которые порождает насилие:
Hate me. Do it and do it again (ненавидь меня. делай это снова и снова)
Waste me. Rape me, my friend (пользуйся мной, насилуй меня, мой друг)
I’m not the only one, Aaah
I’m not the only one, Aaah
I’m not the only one, Aaah
I’m not the only one.
Но как бы мы ни воспринимали эту песню, в ней есть важнейший лозунг в борьбе с насилием — "Я не один". Эти слова дают понять: ты не одинок, тебе не нужно прятаться и оставаться в одиночестве. Нет никакого стыда в том, чтобы быть жертвой.
Текст акустической демо-версии Rape Me более буквально передаёт то, как жертва может пытаться смириться с насилием, если у неё нет возможности сбежать, и как внутри неё могут бороться противоречивые чувства: «Теперь, когда я избавился от стыда, я свободен», «Направляюсь к источнику. Внутри. Намерение со мной. Насильничай меня снова, отец знает», «Заставь меня сделать это снова», «Я не шведский стол».
Тема травматичного опыта часто становилась источником вдохновения и рефлексии для исполнителя. Однако даже очевидные вещи люди старались игнорировать или смягчить. Однажды в интервью Кобейн сказал:
"people kept avoiding the meaning of polly and turning it into something else, so we made rape me to be like, how much more obvious do we need to be?"
«Люди постоянно искажали смысл "Polly", превращая его во что-то другое, поэтому мы написали Rape Me, чтобы было ещё очевиднее. Насколько ещё яснее можно сказать?»
Однако строки, посвященные СМИ, все равно посеяли семена сомнения в рядах слушателей:
My favorite inside source
I’ll kiss your open sores
I appreciate your concern
You’re gonna stink and burn
Благодаря этому куплету люди сделали вывод о том, что текст посвящен музыкальной индустрии, тому, как она выжимает артистов до последней капли, использует и выбрасывает их. Эта версия не лишена смысла, ведь Кобейн резко критиковал музыкальный истеблишмент и те кабальные условия, в которых приходилось работать.
А каково ваше прочтение этой песни? Делитесь мнением и подписывайтесь, если хотите чаще думать о том, что слушаете.