Найти в Дзене

Рецензия на книгу Ирины Алымовой «Кравля» от критика Валентины Юрченко

Презентация себя в среде подростков начинается с внешности. И хорошо, когда всё хорошо. Хорошо даже тогда, когда кажется, что не всё хорошо, но это только субъективное мнение. А вот если у тебя всего пол-лица? Точнее одна половина, которую можно показывать? «Я в вакууме. Мой вакуум ходит вместе со мной, он живёт в моих волосах, в капюшоне толстовки оверсайз». У Кристины, главной героини повести Ирины Алымовой «Кравля», богатый внутренний мир – и он принадлежит только ей, а вот ее внешний мир с детства захвачен «господином» невусом (огромным родимым пятном на лице), который «навязывает» девушке способ взаимодействия с социумом. А глубокое убеждение, что полноценная жизнь возможна только без невуса, то есть после пластической операции, мешает Кристине наслаждаться тем, что ее окружает, и открыто общаться с ровесниками. Неприятие данности, отрицание права на личное счастье, скрытая обида на родителей, неумение и страх принять себя такой, какая ты есть, – всё это очень актуально для 14-лет

Презентация себя в среде подростков начинается с внешности. И хорошо, когда всё хорошо. Хорошо даже тогда, когда кажется, что не всё хорошо, но это только субъективное мнение. А вот если у тебя всего пол-лица? Точнее одна половина, которую можно показывать?

«Я в вакууме. Мой вакуум ходит вместе со мной, он живёт в моих волосах, в капюшоне толстовки оверсайз».

У Кристины, главной героини повести Ирины Алымовой «Кравля», богатый внутренний мир – и он принадлежит только ей, а вот ее внешний мир с детства захвачен «господином» невусом (огромным родимым пятном на лице), который «навязывает» девушке способ взаимодействия с социумом. А глубокое убеждение, что полноценная жизнь возможна только без невуса, то есть после пластической операции, мешает Кристине наслаждаться тем, что ее окружает, и открыто общаться с ровесниками.

Неприятие данности, отрицание права на личное счастье, скрытая обида на родителей, неумение и страх принять себя такой, какая ты есть, – всё это очень актуально для 14-летнего возраста. И все эти проблемы, как и варианты их решения, очень гармонично встроены в сюжет.

Важно, что благодаря авторской задумке возможность выйти из собственных заблуждений получает не только Кристина, но и ее одноклассники – в первую очередь антагонист Ренат (поэтому здорово, что внятное урегулирование конфликтной ситуации происходит с подачи подростков).

А вот взрослых ждет полный крах амбиций и осознание несовершенства тех систем воспитания, которых они придерживались.

Самый яркий пример – трансформация образа отца Кристины. Она происходит не только на психоэмоциональном уровне, но и отражается на внешности – такое вот зеркало, чтобы прочувствовать глубину переживаний дочери. Да, непросто пробиваться к сердцам людей, которых ты любишь или которым симпатизируешь, превратившись в Кравлю.

Кравля в целом становится своеобразным символом вселенской воронки, в которую попадает всё, что должно исчезнуть или видоизмениться: система закостенелых взглядов, неактуальные подходы к науке, высокомерное отношение к братьям меньшим, постулаты образования, современные ценности, хромающие семейные программы.

Последних, кстати, в повести даже не две – и все они достойны внимания, потому что дают ключи к расшифровке поступков подростков.

Но главный двигатель сюжета в книге Ирины Алымовой – это, конечно, конфликт «кланов»: семья бизнесменов Рената VS семья научных сотрудников Кристины (а случайно ли в повести школьники читают фрагмент из пьесы Шекспира – уж не намек ли это на вражду в духе Монтекки и Капулетти?).

Однако вернемся к противостоянию, которое становится проекцией многих полюсных составляющих повести. Коллайдер и биостанция с экспериментами над животными. Снобизм и честность, деньги и искренность, эгоизм и эмпатия...

«Луна отражает свет солнца, и с Земли мы видим только ту часть поверхности Луны, на которую попадают солнечные лучи. Но иногда Луна сама перекрывает этот свет».

В состоянии «солнечного затмения» оказываются и взрослые, и подростки (Кристина, Ренат, Максим, симпатизирующий Кристине, Кирилл – верный «Санчо Панса» Рената).

Удастся ли Кристине спасти отца, исчезнувшего в день запуска коллайдера? Что будет с животными и что ждет планету в будущем? Почему Ренат видит в Кристине своего человека? Способны ли настоящие чувства спасти мир? И для чего вообще мы в него приходим?

На эти непростые вопросы ищите ответы в глубокой по содержанию и зашкаливающей по уровню эмоций книге Ирины Алымовой «Кравля».

Валентина Юрченко, литературный критик

Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Рецензия подготовлена в рамках проекта «Завтрашние классики: воспитание через слово», организованном Союзом детских и юношеских писателей при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.