Найти в Дзене
Дорогая моя столица

Московская архитектура конца XVIII века. Эпоха классицизма

Продолжаем разговор об истории архитектуры нашей столицы. Во второй половине XVIII века в России на смену барокко пришёл классицизм. Для это стиля характерна симметричность и пропорциональность, преобладание прямых линий, а также обращение к ордерной системе (ордер – архитектурная композиция, сочетающая вертикальные формы – колонны, и горизонтальные – антамблемент). Название стиля происходит от латинского classicus – «образцовый». Как отмечается в вузовском учебнике по архитектуре, «для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы» (История русской архитектуры/Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. Учебник для вузов. М., 2019. С. 331). Начало господства классицизма в русской архитектуре относится к царствованию Екатерины Великой (1762 – 1796 гг.). Императрица приглашала лучших архитекторов своего времени для возведения новых здани

Продолжаем разговор об истории архитектуры нашей столицы. Во второй половине XVIII века в России на смену барокко пришёл классицизм. Для это стиля характерна симметричность и пропорциональность, преобладание прямых линий, а также обращение к ордерной системе (ордер – архитектурная композиция, сочетающая вертикальные формы – колонны, и горизонтальные – антамблемент).

Сенатский дворец Московского Кремля, шедевр классицизма. Наши дни. Фото автора
Сенатский дворец Московского Кремля, шедевр классицизма. Наши дни. Фото автора

Название стиля происходит от латинского classicus – «образцовый». Как отмечается в вузовском учебнике по архитектуре, «для архитектуры классицизма характерны геометрически правильные планы, логичность и уравновешенность симметричных композиций, строгая гармония пропорций и широкое использование ордерной тектонической системы» (История русской архитектуры/Пилявский В.И., Тиц А.А., Ушаков Ю.С. Учебник для вузов. М., 2019. С. 331).

Начало господства классицизма в русской архитектуре относится к царствованию Екатерины Великой (1762 – 1796 гг.). Императрица приглашала лучших архитекторов своего времени для возведения новых зданий в крупнейших городах государства. В Петербурге в этот период творили И.Е. Старов, Дж. Кварнеги, Ч. Камерон, А.Д. Захаров, А. Ринальди и др. В Москве самыми значимыми архитекторами того времени были В.И. Баженов и его ученик М.Ф. Казаков.

Императрица Екатерина Вторая. Портрет кисти Ф.С. Рокотова
Императрица Екатерина Вторая. Портрет кисти Ф.С. Рокотова

Нужно отметить, что в первые годы правления Екатерины II в Москве ещё сохранялись традиции барокко. В 1760-е гг. продолжал работать очень талантливый архитектор К.И. Бланк (о нем мы писали в предыдущей статье). Творчество Бланка было переходом от барокко к классицизму – зодчий сочетал в своих постройках элементы обоих стилей.

Но уже к 1770-м гг. на первое место в Москве выходит Василий Иванович Баженов, с которого начинается московский классицизм. Самое известное сохранившееся творение Баженова – дом Пашкова на Моховой. Это настоящий дворец, с двумя фасадами и флигелями. При этом, если в центральной части дома в колоннах и пилястрах используется коринфский ордер, то в боковых частях– ионический ордер.

Дом Пашкова с одним из флигелей. Наши дни. Фото автора
Дом Пашкова с одним из флигелей. Наши дни. Фото автора

Первый владелец дома – «винный король» Петр Пашков, один из богатейших людей своего времени. С середины XIX века в особняке находились сначала Дворянский институт, затем Румянцевский музей старинный рукописей (с 1861 г.). В 1863 году при музее открылась Румянцевская публичная библиотека – предшественница «Ленинки». Сегодня дом Пашкова принадлежит Российской государственной библиотеке.

Среди других творений Баженова – дом Юшкова на углу Мясницкой улицы и Боброва переулка (сейчас там Российская академия живописи, ваяния и зодчества) и колокольня церкви иконы Божией Матери «Всех Скорбящих радость» на Большой Ордынке.

Дом Юшкова, угол Мясницкой и Боброва переулка. Наши дни. Фото автора
Дом Юшкова, угол Мясницкой и Боброва переулка. Наши дни. Фото автора

Но крупнейшим московским зодчим второй половины XVIII века был ученик Баженова – Матвей Фёдорович Казаков, создатель многих дошедших до нас памятников архитектуры. Особо место среди них занимает Сенатский дворец Московского Кремля, построенный в 1776 – 87 гг. Это – шедевр зрелого классицизма. Дворец был одним из мест заседаний Сената, от чего и получил своё название. При Екатерине II Сенат был разделён на шесть департаментов, четыре из которых заседали в Петербурге, а два – в Москве.

Сенатский дворец. Фото автора.
Сенатский дворец. Фото автора.

Во второй половине XIX века, когда Сенат потерял прежнее значение, дворец стал «зданием Московских судебных установлений»: сюда переехал Окружной суд и Судебная палата.

После революции Сенатский дворец – место работы советских руководителей, а сегодня – Президента России: здесь находится рабочий кабинет главы государства.

Здание Сената венчает купол, который хорошо виден с Красной площади. На куполе развевается государственный флаг России.

Купол Сенатского дворца. Кремлёвская стена и Сенатская башня. Вид с Красной площади. Фото автора
Купол Сенатского дворца. Кремлёвская стена и Сенатская башня. Вид с Красной площади. Фото автора

К другим творениям Матвея Казакова относятся здание Университета на Моховой, дом Благородного собрания, дом московских генерал-губернаторов – ныне здание мэрии, городская усадьба князей Гагариных на Страстном бульваре.

Судьба здания на Страстном бульваре весьма интересна. Гагарины владели усадьбой недолго. Одно время там заседал московский Английский клуб, переехавший потом на Тверскую. С середины XIX века здесь находилась московская Ново-Екатерининская больница. Сегодня это здание Московской городской думы.

Вид со Страстного бульвара. Фото автора
Вид со Страстного бульвара. Фото автора

Впрочем, в Москве того времени работали и другие архитекторы, оставившие нам замечательные памятники архитектуры. В 1770-е – 80-е гг. была возведена колокольня Новоспасского монастыря (по проекту Ивана Жеребцова). Колокольня выстроена в стиле раннего классицизма, с некоторыми элементами барокко. Её высота – 80 м., это – второе место после колокольни Ивана Великого.

Интересный факт: среди жертвователей на строительство колокольни была императрица Екатерина II.

Первая треть XIX века – период позднего классицизма, или ампира. Но о нём мы поговорим подробнее в отдельной статье: https://dzen.ru/a/Z-GHJzQj9WCe7jCZ

Спасибо за прочтение!

Подписывайтесь!

Ставьте лайки!